издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рукотворная стихия

  • Автор: Юрий МИХАЙЛОВ, руководитель территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству

Для Иркутской области в целом весна и лето прошлого года в пожарном отношении были не самыми страшными. Но на территории густонаселённого Иркутского лесничества, расположенного в пределах Иркутского районного муниципального образования, лес загорался 138 (!) раз. Такого не помнят даже старожилы. Причина всех без исключения пожаров – человеческий фактор. Множество раз лес загорался из-за неконтролируемых сельскохозяйственных палов и самовольного пожога сухой травы населением. А в итоге общая площадь, пройденная огнём в 2008 году, приблизилась к 12 тысячам гектаров, из которых примерно 1800 гектаров леса, в основном хвойного древостоя, было полностью уничтожено верховыми пожарами.

Весенние палы сухой травы превращаются в рукотворное стихийное бедствие. Иногда трава выжигается умышленно сельскохозяйственными организациями для очистки полей и сенокосов от нежелательной растительности и её прошлогодних остатков. Органы лесного хозяйства в определённых, часто посещаемых населением местах тоже устраивают контролируемые палы, чтобы предупредить возможность возникновения лесных пожаров. Но гораздо чаще причиной загорания травы становится небрежность, неосторожность, а то и хулиганство взрослых людей, у которых «хватает ума» выбросить непотушенный окурок из окна автомобиля, оставить непотушенным костёр после пикника, а то и начать выжигание травы на собственном дачном участке. Беспечность и любопытство оставленных без внимания детей тоже очень часто становятся причиной беды, а иногда и трагедии.

Горящая трава совсем не безобидна. Травяные палы, в отличие от лесных пожаров, имеют значительно более массовый характер, охватывают большие площади и, главное, распространяются во много раз быстрее, что очень затрудняет их тушение. Единственным эффективным средством борьбы с ними является, пожалуй, предотвращение. Хотя с этим, уверен, согласятся не все.

Основной довод защитников весеннего выжигания прошлогодней травы состоит в том, что огонь якобы прогревает почву и удобряет её золой. В результате на выжженных участках молодая трава появляется раньше и растёт лучше. Для природы – сплошная польза.

На самом деле всё не так. На выжженных участках мы просто раньше можем увидеть всходы, потому что они, в отличие от не тронутых огнём площадей, не спрятаны от наших глаз остатками серой прошлогодней травы. Чёрный цвет после беглого травяного пожара действительно может содействовать чуть более быстрому прогреванию почвы, но давайте учтём, что все находящиеся на поверхности и близко к поверхности почки многолетников, семена и проклюнувшиеся всходы сгорели. О каком разнотравье можно говорить при этом? Здесь более очевиден ущерб биологическому разнообразию многих типов травяных экосистем. При ежегодном повторении пожаров на одном месте видовое разнообразие растений заметно беднеет.

Тезис об удобрении почвы золой тоже вызывает крайние сомнения. Огонь не добавляет в почву ничего нового.

Минеральные питательные вещества в любом случае попали бы в почву при перегнивании отмерших растительных остатков. Зато накопленный азот, совершенно необходимый растениям как раз в начале их роста, при горении высвобождается и уносится с дымом. Для выгоревшего участка он безвозвратно потерян. Сгорает и значительная часть гумуса – основы основ плодородия почвы. Именно органика обеспечивает благоприятную для растений структуру, пористость и рыхлость почвы, её влагоёмкость, способность удерживать элементы минерального питания растений в тех формах, из которых они могут высвобождаться в почвенный раствор постепенно, по мере разложения. А при сгорании этого вещества минеральные элементы переходят в растворимую форму и легко вымываются талыми водами и первыми же дождями. Кроме того, именно органическое вещество во многом определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии.

При сильном пожаре гибнут и практически все обитающие в траве животные: кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму. Страдают не только насекомые, ящерицы и змеи, но и мелкие грызуны, и даже птицы – мне приходилось находить гнёзда с остатками яичной скорлупы на таких пожарищах. И если взрослый заяц способен избежать гибели в огне, у зайчат шансов куда как меньше…

Неумело, бездумно проводимые сельскохозяйственные палы и самовольное выжигание покосов в нашей области очень часто завершаются лесными пожарами. Только это не единственная беда. Не вижу смысла подробно напоминать о сгоревших благодаря пожогам сухой травы дачах, деревянных памятниках истории и культуры, жилых домах и целых деревнях. Но страдают и люди. Дым очень вреден для здоровья и бывает смертельно опасным для людей, страдающих заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. А трава часто горит именно вблизи населённых пунктов. И это не стихия. Это наша прямая вина, потому что от молний поля и сенокосы не вспыхивают.

Земляки, давайте же, в конце-то концов, начнём беречь себя и свою природу. Ведь здесь ещё и нашим детям жить.

P.S.: В минувшую субботу на территории Иркутской области официально зарегистрирован первый лесной пожар 2009 года. Лес загорелся в 13 километрах южнее Качуга от сельскохозяйственного пала. Огонь успел повредить примерно 10 гектаров покрытой лесом площади, прежде чем лесная охрана и местные жители справились с ним.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры