издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Девяносто лет по золотому следу

  • Автор: Валерий ПРИВАЛИХИН, писатель, Томск

Организаторы экспедиции «Миры» на Байкале» предложили новую версию о так называемом «золоте Колчака». Найденные в ходе спуска глубоководных аппаратов остовы вагонов поезда предположительно времён гражданской войны дали основание выдвинуть версию, что в результате крушения железнодорожного состава под воду ушла часть золотого запаса Российской Империи. По распространённым сообщениям, золото покоится на глубине 1600 метров где-то в районе 90-го километра Кругобайкальской железной дороги. Информация об этом заставила откликнуться написавшего в редакцию томского писателя Валерия Привалихина, долгое время исследовавшего тему колчаковского золота.

В 1990-х годах  я написал роман «Клад Адмирала». Известно порядка 200 версий читателей о том,  где спрятано, где искать золото. О кладе на дне  Байкала, который сейчас в центре внимания, до сих пор упоминаний не было. Откуда вдруг  появилась версия, что золото попало на дно Байкала в  августе–ноябре 1919 года, – неизвестно. Я сказал «в августе–ноябре 1919-го», потому что раньше второй половины 1919 года просто не было смысла трогать золото, перевозить его из  Омска ещё куда-то. Потому что, придя 18 ноября 1918 года  к власти, адмирал Александр Васильевич Колчак повёл довольно успешные боевые действия против красных войск. 25 декабря 1918 года колчаковцы захватили Пермь – важнейший стратегический узел в борьбе за власть в Кремле – и стремительно продолжали наступать, в июне 1919 года взяли город Глазов, от которого рукой подать до Вятки и Красной Армии, казалось, нечем будет закрыть пути на обе русские столицы. В июле пал красный Екатеринбург.

Словом, до августа 1919 года белым не было смысла вывозить золото на восток. Часть царского золотого запаса в это время всё-таки брали, тратили его на оплату оружия, обмундирования, другие военные нужды. Вопреки укоренившимся представлениям, союзники России по первой мировой войне (страны Антанты) Колчаку не помогали. И обмундирование, вооружение – от наганов, винтовок, пулемётов и  до танков, аэропланов, автомобилей и т.д. – закупать колчаковцам  приходилось  за золото за рубежом у частных лиц, а не у правительств стран-союзников в войне 1914–1918 гг.  Следовательно,  золото на закупку оружия и снаряжения тратилось поневоле и оправданно. Гнать на скорости поезда,  так, чтобы они летели под откос, не было смысла,  всё проходило довольно спокойно, планово.  Вылазки красных партизан на Транссиб для диверсий были, но и охрана спецпоездов была повышенная.

Эвакуация золота мелкими партиями от берегов Иртыша на восток началась в августе, когда дела Белой армии пошатнулись и колчаковцы стали терпеть первые ощутимые неудачи. Не буду вдаваться в подробности эвакуации золота на восток. Вернусь к крушению на железнодорожной линии  у кромки берега Байкала, случившемуся якобы в конце 1919 года.

В 1993 году я был в Иркутске и на Байкале, разговаривал со всеми, кто прежде меня  интересовался  темой колчаковского золота.  Среди таких был иркутский журналист Георгий Тимофеевич Килессо. Он встречался в начале 1950-х гг. с  руководителями иркутских большевиков, игравшими главные роли в Иркутске в 1920 году: с бывшим председателем Иркутского ВРК Александром Ширямовым, а также с бывшим комендантом Иркутска Иваном Бурсаком – непосредственным участником ночного  расстрела  адмирала Колчака. От Килессо, от других журналистов-иркутян я слышал  об исчезнувшем золоте много. Однако никто не сказал, чтобы какой-то состав (или вагон) с золотом утонул на дне Байкала. Если бы это было, то это знали бы и местные жители, и чекисты, и журналисты, и уцелевшие после поражения белые, скрывшиеся за рубежом.     Я был знаком с писателем из Улан-Удэ  Анатолием Щитовым,  дважды гостил у него на даче на байкальском берегу в конце 1980-х. Анатолия сильно занимала тема пропавшего золота, но что-то ни слова в наших разговорах он не проронил о том, что на дне Байкала покоится золото времён гражданской войны.

Обращу ещё внимание на ледокол «Байкал». Между стоящей в устье Ангары Листвянкой и Танхоем, пока в 1899–1905 гг. прорубали в скалистом байкальском берегу Кругобайкальскую железную дорогу,  курсировали грузопассажирские паромы-ледоколы «Байкал» и «Ангара». В гражданскую войну ледокол «Байкал» принимал участие в боевых действиях. На нём   установили орудия и обстреливали поезда, проходившие по железной дороге, тянущейся по-над озером вдоль самой береговой кромки. Ледокол «Байкал», нанося удары по противнику,  сам был хорошей мишенью для бронепоездов.  Однажды снаряд  попал «Байкалу» в машинное отделение, занялся пожар, начали рваться снаряды. «Байкал» плавал на угле, в трюме загорелся и уголь. В итоге уцелела только металлическая часть, которая из-за пробоин пошла на дно.

Сомнительно, чтобы «Байкал», воюя, ещё и перевозил золото, а в момент своей гибели имел его на борту. После победы в гражданской войне новая власть распорядилась достать со дна озера  выгоревший, затонувший «Байкал». Сименс-мартеновскую сталь ледокола  порезали на куски, пустили в дело. Но о золоте на «Байкале» никто никогда и нигде не упоминал. Хотя буквально все «золотые» истории на слуху. Если в районе  узловой  станции Тайга в Кемеровской области пропало бесследно 52 пуда золота, то сразу же об этом разнеслась весть и золото это, начиная с 1920-х годов, ищут и кладоискатели, и спецслужбы. А написано о тайгинском золотом кладе ценой в 720000 золотых царской чеканки рублей в мировой литературе немало. Не в пример золоту, якобы ушедшему на дно Байкала.

Будь золото где-то на дне озера, власти принялись бы искать, доставать клад ещё в 1920-х. Техника позволяла. Если бы и не нашли, то, по крайней мере, вели бы такие поиски, что о них бы по сей день говорили. Смущает и глубина, на которой золото может лежать, – 1600 метров при наибольшей глубине 1630 метров. Предположение, что крушения не было и колчаковцы сами утопили золото в байкальских глубинах, – невероятно. Это было бы равносильно тому, чтобы выкинуть его. Есть более надёжные, более глухие и, главное, доступные для схоронов  ценностей места, где спрятать, а потом взять – легко.

Исключить, однако, ничего нельзя. Реальные жизненные истории и ситуации,  не я один много раз убеждался в этом, бывают богаче самых буйных фантазий.  Но всё-таки лично мне  слабо верится, что золото попало на дно Байкала в районе 90-го или какого-то иного километра Кругобайкальской железной дороги. Вся  длина Кругобайкалки 300 километров, 90-й километр – это как раз где-то район ст.  Танхой. Я там бывал. Рассказов об утонувшем где-то поблизости  золоте ни от кого не слышал, хоть и интересовался…

Сошлюсь на книгу непосредственного участника  гражданской войны, который по своему высокому положению обязательно  должен был бы знать о крушении поезда с золотом в Байкал. Любое его мнение, упоминание о чём-то, касающемся гражданской  войны в Сибири, очень авторитетно. Главнокомандующий сухопутными войсками армии Колчака  генерал-лейтенант Константин Вячеславович Сахаров. В мясорубке гражданской он уцелел, выехал за границу, по горячим следам написал книгу «Белая Сибирь». Книга вышла в 1923 году в Германии, в Мюнхене. У Сахарова говорится о частичной эвакуации золота, но ничего – об утонувшем в озере Байкал вагоне с драгоценным металлом.

Теперь посмотрим, как развивались события в конце декабря 1919-го – начале января 1920-го. В начале 1920 года адмирал Колчак был арестован Политцентром  в Иркутске, следовавшее с низложенным Верховным Правителем  в эшелоне золото России тоже не двинулось дальше, к Тихому океану. Чехам поставили условие: они сдадут всё золото и их отпустят с миром. В случае неповиновения будут взорваны Кругобайкальские тоннели восточнее Иркутска. Ничего другого, кроме  как подчиниться, чехам не оставалось.

[dme:cats/]

А золото из золотого запаса Российской Империи (всё, что от него осталось), прочно осело в январе 1920 года в Иркутске. Политцентр сместили большевики, и золото, по указанию из Кремля, отправили из Иркутска в направлении  Москвы. Так что золото времён гражданской войны на дне Байкала, как мне кажется, не светится. Может быть, ящик, другой, третий, пятый с золотом кто-то и украл. Но не будем путать уголовные кражи, грабежи с затоплением в результате крушения. При всём моём убеждении, что колчаковское золото не попало на дно Байкала, могу только повторить, что напрочь  исключить версию о золоте на дне Байкала в результате крупной аварии на железной дороге в 1919-м году – нельзя.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры