издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За взятку – пять лет «строгача»

Областной суд вынес обвинительный приговор Владиславу Щенникову, руководителю регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе. За покушение на получение взятки в крупном размере через посредника, сопряжённое с вымогательством, он осуждён на пять лет колонии строгого режима.

В ходе предварительного расследования, проведённого сотрудниками СУ Следственного комитета при прокуратуре РФ, выяснилось, что с июля по декабрь прошлого года представители ЗАО «Иркутский завод розлива минеральных вод» четыре раза обращались в региональное отделение ФСФР с пакетом документов для государственной регистрации дополнительного выпуска акций предприятия. И каждый раз получали отказ, несмотря на устранение нарушений и выполнение предъявляемых требований. При этом руководитель отделения Владислав Щенников распорядился, чтобы его сотрудники не предоставляли юристам завода никаких консультаций. Такие затруднения при прохождении процедуры регистрации были специально спровоцированы чиновником, который признался на следствии, что хотел получить от члена совета директоров завода взятку в 300 тысяч рублей.

Он пояснил, что эта сумма была нужна ему для внесения ежегодного платежа по ипотечному кредиту на квартиру. Финансовые затруднения главы семейства усугублялись ещё и потребительским кредитом, оформленным при покупке автомобиля. Зарплата государственного служащего таких расходов покрыть не могла, а свои возможности затруднить государственную регистрацию эмиссии акций, увеличить сроки процедуры он вполне осознавал. При личной встрече в собственном рабочем кабинете с юристом ЗАО чиновник не постеснялся назвать ему цену положительного решения вопроса и написал на листочке телефон посредника незаконной сделки – своей знакомой Ольги Платоновой.

Между тем у просителей, совета директоров завода розлива минеральных вод, положение сложилось безвыходное: между ЗАО и Сбербанком РФ был заключён договор о предоставлении кредита на сумму более 90 миллионов рублей для развития производства, обязательным условием которого было увеличение уставного капитала путём дополнительной эмиссии акций. Если бы зарегистрировать её не удалось, банк мог бы потребовать немедленного возврата долга, а это означало остановку производства, увольнение работников, банкротство предприятия.       

Передача денег состоялась 14 января 2009 года, уже после того, как юрист ЗАО, так и не получивший гарантий, что взятка приведёт к подписанию необходимых документов, обратился с заявлением в управление ФСБ. В автомобиле, на котором приехала Ольга Платонова, сотрудники правоохранительных органов обнаружили переданный ей пакет с заранее помеченными купюрами в сумме 300 тысяч рублей.

На предварительном следствии Владислав Щенников полностью признал вину и раскаялся в содеянном. Однако в суде отказался от своих показаний, несколько раз их менял, по-разному объясняя случившееся. По одной версии, таким затейливым способом он пытался якобы получить долг с Максима Сурнина, бывшего председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области, которому оказывал когда-то консультационную помощь. Максим Сурнин, живущий сейчас в Москве, несколько раз специально приезжал в Иркутск, чтобы дать показания на предварительном следствии и в суде. Он пояснил, что действительно обращался к Владиславу Щенникову, с которым знаком несколько лет в связи с его профессиональной деятельностью, с просьбой принять юриста предприятия и помочь с государственной регистрацией дополнительной эмиссии акций ЗАО. Щенников назвал сумму: «Двести». Сурнин понял, что речь идёт о взятке, и больше ему не звонил.

По другой версии, озвученной Владиславом Щенниковым в суде, он якобы ввёл юриста завода в заблуждение, преувеличив свои полномочия руководителя РО ФСФР, потому что ему очень нужны были деньги. Потом подсудимый заявил, что оговорил себя, поскольку на него сотрудники ФСБ и Следственного комитета оказывали давление во время предварительного следствия. Пытался также обвинить следователя и оперативников в провокации взятки и нарушении УПК и Закона об оперативно-розыскной деятельности.

Однако суд критически отнёсся к этим попыткам Владислава Щенникова уйти от уголовной ответственности.

Оба подсудимых – и Щенников, и Платонова – имеют высшее юридическое образование и не могли не понимать, к чему приведут их умышленные и согласованные действия, направленные на получение мзды. Юристы находятся в дружеских отношениях ещё со времени совместной работы в Русско-Азиатском банке. В настоящее время  Ольга Платонова является директором ООО «Фаворит». У Владислава Щенникова неплохо складывалась карьера на государственной службе: в 2000 году он пришёл в региональное отделение ФКЦБ России, позже переименованное в Федеральную службу по финансовым рынкам, начальником юридического отдела, а в 2004 году уже возглавил отделение по Восточно-Сибирскому региону. 43-летний чиновник, карьера которого теперь перечёркнута судимостью, имел два высших образования: кроме юрфака Иркутского госуниверситета, он окончил ещё Академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление».  

К слову, назначенный Владиславу Щенникову срок наказания – ниже низшего предела, установленного законом за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. «в, г» ч. 4 ст. 290 УК РФ. Председательствующий по делу судья областного суда Сергей Арсентьев счёл справедливым применить к нему статью 64 УК РФ, позволяющую назначить в исключительных случаях более мягкое наказание. Были учтены раскаяние Владислава Щенникова, признание им вины, положительные характеристики, наличие малолетнего ребёнка, плохое здоровье и другие обстоятельства, существенно уменьшающие степень общественной опасности совершённого преступления.

Ольга Платонова, как посредник, получила минимальное из предусмотренных санкцией инкриминируемой ей статьи наказание: 7 лет общего режима условно с испытательным сроком 4 года. Кроме того, суд учёл неважное материальное положение семей подсудимых, и им не придётся выплачивать штрафы, на которых настаивал государственный обвинитель.

Что же касается завода по розливу минеральных вод, то после ареста Владислава Щенникова дополнительная эмиссия ценных бумаг была всё-таки зарегистрирована, но это не спасло предприятие от банкротства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры