издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Я делал всё, что хотел...

  • Автор: Людмила КОРШУНОВА, аппарат уполномоченного по правам человека в Иркутской области

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Иногда случается так, что, не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже рвёт на себе волосы в кабинете следователя: «Не хотел! Не знал! Простите!». И с трудом начинает осознавать, что наступает самый неблагоприятный поворот в его судьбе и что всё-таки придётся понести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за совершённые поступки. Попасть за решётку никто не стремится, однако тысячи подростков обоего пола ежедневно становятся клиентами воспитательных колоний, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Мне часто приходится сталкиваться с тем, что некоторые подростки хорошо усвоили только одну правовую норму: до 14 лет их не осудят. Это им втолковывают те, кто использует их в своих корыстных интересах, при этом предпочитая быть в тени. Когда же, совершив преступление, подросток остаётся один на один со следователем, он слышит странные для себя вещи: оказывается, его дело передаётся в суд или на комиссию по делам несовершеннолетних для решения вопроса о его направлении в спецшколу или спецпрофтехучилище. 

Вспоминается мой первый приезд в Ангарскую воспитательную колонию. Тогда на приём пришёл красивый молодой человек, в беседе вёл себя уверенно. Оказалось, что он отбывает наказание за статью 105 (убийство). Видя мой удивлённый взгляд, он робко пояснил: «Думал, что меня не накажут…». После консультации он признался, что не хотел бы попасть сюда ещё раз, а тому, кто не был, не советовал бы. 

Действительно, несовершеннолетних подростков, которым ещё не исполнилось 14 лет, не судят по уголовным законам, но по другим законам государства к ним применяют иные принудительные меры. Например, отправляют в спецшколы и спецпрофтехучилища закрытого типа. А там в общем-то не сладкая жизнь. Ещё могут поместить в ЦВСНП – центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Помещение подростков-правонарушителей в такие центры возможно при совершении ими общественно опасных деяний до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Обычно эту меру наказания применяют в тех случаях, когда необходимо предупредить совершение повторного общественного деяния. Основанием для помещения несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП является приговор суда либо постановление судьи. Срок пребывания в ЦВСНП ограничен 30 сутками. 

Однако с 14 лет подростки подлежат уголовной ответственности за совершение двадцати преступлений, девятнадцать из которых являются умышленными: это убийство (статья 105), причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (статья 111), изнасилование (статья 131), кража (статья 158), грабёж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), угон автомобиля (статья 166) и др.

На правовых занятиях с ребятами из воспитательной колонии я обратила внимание на то, что многие из них хорошо учатся, когда-то занимались спортом, имели любимое занятие. Чтобы понять причину, по которой они оказались в данном учреждении, сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека в Иркутской области провели среди воспитанников «казённого дома» конкурс сочинений на тему «Моё прошлое, настоящее и будущее».

Судя по этим сочинениям, у большинства из воспитанников колонии всё начиналось прекрасно, они росли в благополучных семьях, но в какой-то момент стало рушиться. Ребята как из благополучных, так и неблагополучных или неполных семей писали о том, что родители их просто не любили, не уделяли им должного внимания, не заботились о них. Тогда многие нашли себе развлечения и «особую заботу» на улице, среди новых друзей. 

Бывает и так, что, оступившись один раз, ребята не ценят того, что взрослые их пожалели. Станислав К. пишет: «Когда меня первый раз осудили – дали условный срок, рассчитывая на то, что я исправлюсь. Мне как бы дали шанс начать жизнь сначала. Но я им не воспользовался. Я делал всё, что хотел: курил, в школу не ходил, убегал из дома. Бедные мои родители не знали, что со мной делать, ведь они мне хотели только добра. Для меня же важней были улица и друзья. С отчимом я поругался, потому что не хотел, чтобы он жил с мамой. Потом я убежал из дома и думал, что так будет лучше. Мне казалось, что отчим теперь только рад, несмотря на то, что мама мне говорила, что он очень меня любит и переживает за меня, где бы я ни находился, ничуть не меньше, чем она. Родители постоянно со мной беседовали, старались мне помочь, чтоб я хоть как-то взялся за ум. Но всё было напрасно, я упрямился до последнего. Я им говорил, что всё будет нормально, но это были пустые слова. Потом, со временем, я действительно стал задумываться о жизни, но было уже слишком поздно, меня посадили…»  

В жизни бывают разные ситуации. У каждого из нас своя жизнь, которую мы проживаем по-разному. Как сложится ваша жизнь, ребята, во многом зависит от вас. Поэтому запомните: незнание законов не освобождает от ответственности.

О том, какую ответственность несут родители, вы узнаете в следующем номере.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры