издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школьная перемена

От грядущей реформы образования многие родители школьников со страхом ожидают необходимости оплачивать предметы, которые не войдут в список «обязательных», а директора, в свою очередь, боятся неспособности родителей сделать это. Стимулирует появление слухов крайне противоречивая информация, которая в больших количествах поступает из источников разного уровня надёжности. Какие из страхов могут оправдаться, у министра образования Иркутской области Виктора Басюка выясняла Ксения ДОКУКИНА.

– С 1 января следующего года  в рамках одиозной «бюджетной реформы» области и муниципалитетам необходимо будет решить, к какому типу отнести  заведения, находящиеся в их ведении. Предполагается, что образовательные учреждения в основном станут либо автономными, либо новыми бюджетными, то есть частично лишёнными госфинансирования. 

– Учреждения могут стать и казёнными, если, кроме своих функций, они не смогут выполнять никакие другие. К таким заведениям, в частности, относятся детские дома, основная функция которых – воспитание и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без социального обеспечения, и школы-интернаты для больных детей. 

– Однако школы, лицеи и гимназии получат долю автономии от государства?

– Да, я думаю, те школы, которые очень активно развиваются, будут автономными, а, допустим, сельские школы станут новыми бюджетными. 

– Готовы ли к переходу на частичную самоокупаемость малорентабельные сельские школы? 

– Сельская школа будет получать деньги на выполнение государственного или муниципального заказа. Но теперь она также сможет давать дополнительные услуги за деньги. А если доход от них будет очень маленьким, что не позволит ей осуществлять деятельность в автономном формате, конечно, для такой школы будет выбран формат бюджетный. 

– Но определиться, к какому типу будет относиться учреждение, нужно одномоментно, а не в течение какого-то времени, пока школа поймёт, насколько она способна самостоятельно получать доход. 

– Дело в том, что каждая школа уже понимает, насколько она способна сделать это. Поэтому, я думаю, самому учредителю необходимо будет провести работу с администрациями школы и определиться к 2011 году. 

– Сейчас многие родители волнуются, что обязательными предметами в школах станут только русский и математика, а всё остальное будет преподаваться за деньги. Поясните, пожалуйста, что входит в понятие госзаказа. Какие именно предметы войдут в список обязательных к преподаванию? 

– Государство гарантирует бесплатное получение образования по государственному образовательному стандарту. В него входит общая нагрузка – это набор предметов и количество часов, начиная от 20 часов в неделю в первом классе и заканчивая 36 часами в 11 классе. Она стоит определённую сумму денег. То есть если умножить 253 тысячи школьников Иркутской области на сумму госзаказа, получится сумма, которая составляет региональный госзаказ. Этот госзаказ распределят между нашими учебными заведениями. 

– То есть деньги от государства получат все учреждения независимо от того, какая у них будет форма? 

– Конечно. 

– Почему тогда этот закон вызвал такой огромный резонанс в обществе и почему нельзя было так же, как вы мне сейчас это сделали, объяснить его людям?

Виктор Басюк надеется, что реформа образованиЯ поможет распределЯть финансы между школами по заслугам

– Я думаю, что есть какие-то заинтересованные структуры или политические силы, которые сейчас расшатывают ситуацию. Нам надо объединяться с законодательной властью и объяснять людям, что закон, принятый и сейчас очень широко обсуждаемый общественностью, – это следствие той политики, которая проводится государством уже несколько лет. Она направлена на то, чтобы уйти от выравнивания всех образовательных учреждений независимо от выполняемой ими задачи. Этот закон – поэтапное реформирование бюджетной сферы во исполнение Бюджетного кодекса, который говорит о том, что госзаказы нужны, чтобы деньги не просто растекались, а отдавались исполнителю в обмен на услугу. 

Первым этапом этого перехода был закон об автономных учреждениях, получающих наряду с обязанностями по выполнению государственного заказа, которого требует учредитель, право заниматься необразовательной деятельностью и получать от неё доход для развития. Сегодня многие муниципалитеты, в том числе и у нас в области, работают над переходом к этому новому типу. В прошлом году три образовательных учреждения получили статус автономных, в этом году ещё десять учреждений готовятся сделать это.  

– Между тем критики этого закона говорят о том, что образовательные учреждения не особо стремятся обрести автономный статус. 

– Здесь срабатывает психологический барьер. Менталитет в школах такой. Многие директора, отработав 20 лет, не привыкли к тому, что школа может сама зарабатывать на дополнительных образовательных услугах и вкладывать их в своё развитие. Мы жили в своё время в Советском Союзе, где за каждым из микрорайонов была закреплена школа, не отличающаяся от любой другой. Подрастал ребёнок – мама с папой смотрели, где в пределах видимости есть школа, чтобы ребёнок не переходил дорогу по пути к ней, и отправляли чадо туда. 

После того как наша система образования стала меняться, возник некий рынок образовательных услуг, где появилась конкуренция. Товару стала необходима некоторая обработка – внутренние условия, маркетинг по пиару услуги и так далее. И сейчас очень много примеров, когда одна школа переполнена и родители ищут любые возможности и платят любые деньги, чтобы попасть туда, а вторая стоит пустая. А есть другие примеры, когда школа или дошкольное учреждение раскручены в плане маркетинга, родители друг другу передают, что там есть и бассейн, и всё что угодно, а на самом деле ребёнок не получает там даже того объёма услуг, который мы рекомендуем, не говоря о каких-то дополнительных знаниях. Закон хочет распределять финансы по заслугам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры