издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Да, мы всё сделали, но это ничего не значит»

Как нам обустроить город? Празднование 350-летия Иркутска заставляет архитекторов и чиновников искать ответ на этот вопрос. Радикально преобразить областной центр никто не обещает, но изменения готовятся. Возможно, из городской среды к этому времени будет стёрто «родимое пятно перестройки» в виде несуразного здания на въезде в Кировский район. Представители властей говорят, что в ближайшем будущем могут начаться работы по строительству в городе крытого стадиона, водно-спортивного комплекса и аквапарка. Прессе ненавязчиво намекают на то, что в ходе Байкальского экономического форума, который пройдёт в Иркутске 6–9 сентября, будет подписан ряд контрактов, связанных с градостроительными проектами.

Поводом для вторничной встречи с журналистами руководителя фонда «Иркутская Слобода» Юрия Перелыгина, начальника земельного департамента мэрии Антона Протасова, главного архитектора города Андрея Красильникова и профессора Международной академии архитектуры Марка Мееровича вообще-то стал БЭФ, где будут обсуждаться в том числе и вопросы модернизации городской среды. Но разговор как-то сам собой зашёл о том, что и как собираются построить в Иркутске.

– Я к слову «модернизация» отношусь очень осторожно, – заметил Марк Мееерович. – Для меня будущее обновление Иркутска состоит в том, чтобы вернуть ценность деревянной усадебной застройки. Современные люди, я считаю, должны жить в деревянных исторических домах, прикладывать свои силы, финансы, чтобы поддерживать их в достойном состоянии, руководствоваться правилами, которые должны быть приняты депутатами.

Правда, о судьбе старейшего деревянного здания в городе, несколько раз горевшего и почти разрушенного, – дома Шубиных, расположенного по улице Лапина, 23, – ни у кого из присутствовавших не было ясности. Как считает Андрей Красильников, для его восстановления требуются большие деньги, которых у города нет. Здесь, по его мнению, необходимо областное финансирование.

Зато «Иркутский репортёр» с радостью для себя отметил, что с лица города может исчезнуть здание на перекрёстке улиц Степана Разина и Чкалова, строившееся когда-то под клуб «СанРома», где лет пятнадцать назад (страшно представить!) собиралась политическая и бизнес-элита города. Невысокого мнения об архитектурной ценности этого сооружения и профессиональное сообщество, и горожане. Поэтому мэрия ведёт с собственниками здания переговоры о необходимости видоизменить его. «У этого объекта есть хозяин, который сам понимает, что с ним надо что-то делать. Он сейчас прорабатывает эскизные предложения по поводу того, чтобы каким-то образом причесать здание, – рассказал Андрей Красильников. – А в разработанном институтом «Промстройпроект» проекте планировки Иркутска на это место предложено размещение офисного здания. Не исключено, что в дальнейшем хозяин переделает этот объект или продаст землю, которая очень ценна, и в дальнейшем появится что-то другое». Мелочь, а приятно.

По словам Андрея Красильникова, крупными городскими стройками ближайшего будущего должны стать 130-й квартал, работы по берегоукреплению на Ангаре и возведение перинатального центра. «Проект центра уже прошёл экспертизу. По набережной проект готов, его выполнил институт «Гипродорнии», – рассказал Красильников.

В присутствии питерского архитектора Юрия Перелыгина, который управляет работами по реконструкции 130-го квартала, иркутские чиновники старались меньше говорить об этом проекте. Может, стеснялись. Сам Перелыгин пообещал, что «в течение пяти лет в Иркутске появится целый квартал, по своему качеству не уступающий ни Парижу, ни Лондону, ни Питеру».

– Человек стремится за картинкой будущего. Когда мы ведём речь о модернизации городской среды, то подразумеваем, что городское пространство должно создавать разнообразие человеческой деятельности, – заметил Юрий Перелыгин, говоря о том, что городу не обязательно делать ставку на промышленное развитие. – Любое современное индустриальное развитие не создаёт рабочих мест. Но тот же ресторан или сфера обслуживания не может внедрять индустриальную схему: официант, например, способен обслужить ограниченное количество людей. В Иркутске будет хорошо, сюда будут приезжать, а пока отсюда уезжают. Молодёжь стремится в Москву, хотя и говорят, что в этом городе невозможно жить.

Между тем Марк Меерович, ссылаясь на «опыт коллег», заметил, что в Новосибирске студенчество «приносит примерно две трети бюджета». «В Томске, наверно, и того больше. Потому что запускаются многие процессы – аренда жилья, питание и так далее», – сказал он. К «так далее» он отнёс, например, спорт и развлечения.

В мэрии это понимают, и Андрей Красильников поспешил поделиться планами по строительству спортивных и развлекательных объектов. «Сейчас рассматривается вопрос отвода земельного участка в Свердловском районе на берегу реки Ангары под крытый спортивный футбольный стадион, – отметил он. – Разработан проект водно-спортивного комплекса в Октябрьском районе. И сейчас идёт поиск инвестора. И ещё я добавил сюда планы по размещению аквапарка, предполагающего строительство комплекса бассейнов».

– Все площадки готовы, – заверил журналистов Антон Протасов. – Участок под водно-спортивный комплекс расположен напротив Сибэкспоцентра. Финансирование строительства будет вести «Газпром». И это существенные затраты. Площадка под аквапарк находится в районе Мухиной. Мы подготовили все документы. Теперь всё дело за инвестором. Такую готовность он проявляет. Я бы ещё отметил, что в Свердловском районе планируется достройка Ледового дворца, который администрация области обещает ввести к 350-летию. И что касается крытого стадиона, участок пять гектаров сформирован. Он находится в муниципальной собственности, и заявка по нему ушла в Москву. Как только будет выделено финансирование, начнутся работы.

На этом месте всех смутил Марк Меерович. «Боюсь, что обескуражу вас своим дополнением. У нас есть план, но далеко не значит, что всё будет сделано. Увы. Можно иметь сколько угодно программ, можно иметь детально разработанные генпланы и проекты детальной планировки, – заметил он. – Но сегодня то, появится здесь какой-то объект или нет, зависит не от городской и областной администраций, а от того, придут ли сюда инвесторы. Поэтому проекты десятками лет могут оставаться на бумаге или в виде подготовленных участков. Относительно планов по строительству можно сказать так: «Да, мы всё сделали, но это ничего не значит». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры