издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полёт в цифровое будущее

Телекомпания «АИСТ» празднует свой 20-летний юбилей

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Одинокая фигура дирижёра на сцене музыкального театра. Взмах дирижёрской палочкой, и в зал полились звуки сюиты «В пещере горного короля» Грига. На огромных экранах, установленных на сцене, в ту же секунду появилось изображение музыкантов симфонического оркестра. Зал замер от неожиданности – такого в Иркутске ещё не видели. Финальное шоу, посвящённое 20-летию телекомпании «АИСТ», началось в минувшую пятницу с демонстрации новых технических возможностей современного телевидения.

Первый «Рембо»

Он знает всё об изнанке телевизионной жизни. Технический директор телекомпании «АИСТ» Иван Шадрин – главная закадровая персона компании. От него зависит качество «картинки», которую мы ежедневно видим на своих домашних экранах. Сегодня мы беседуем с Иваном о настоящем и будущем телевидения.

– Иван, как всё начиналось? В том числе и ваш путь на телевидении?

– Я пришёл на АИСТ в апреле 1991 года. То есть в телекомпании я работаю практически с момента её основания. Начинал с должности монтажёра. Тогда нас было двое. Для сравнения: сегодня в телекомпании трудятся 16 технических работников – монтажёров, операторов, выпускающих эфира, звукорежиссёров. 

Хорошо помню, когда в эфире летом 1990 года появилась первая заставка АИСТа, в которой играла наша фирменная музыка. Первый фильм, который показал АИСТ, – «Рембо». В то время я ещё работал на ИГТРК, откуда, кстати, кроме меня, вышли и другие будущие сотрудники АИСТа. И все эти ребята, которые в итоге создали телекомпанию, уже тогда были профессионалами, влюблёнными в свою работу. 

– Насколько трудно или, наоборот, интересно было работать тогда в техническом плане? 

– С технической точки зрения, конечно, много поменялось за эти 20 лет. Когда всё начиналось, у нас стояло два магнитофона, на которых монтировались все программы. И всё, что тогда показывалось на телеканале – новости, фильмы, телепрограммы, – выдавалось в эфир с бытовых видеомагнитофонов. Со временем программ становилось всё больше и нам приходилось работать почти без выходных. Недостаток технического оснащения с лихвой компенсировался энтузиазмом и нестандартными творческими и техническими решениями.

– Наверное, работа в таких условиях добавляла профессии особый шарм?

– Скорее экстрим. Самое виртуозное, что мы пытались делать, – это новости в режиме реального времени. Понимали, что рано или поздно придётся работать в прямом эфире. Помню, как готовились к первому прямому выходу, в каком напряжении сидели в студии. Тогда казалось, что время идёт очень медленно. Сейчас ребята, конечно, работают совсем в другом режиме: пришли, спокойно сели, начали работать. Это и неудивительно, ведь у нас ежедневно три-четыре часа прямого эфира – в программе новости «Сей Час», «Камертон», «Фактор здравого смысла» и другие. И в телекомпании уже привыкли к такому ритму, ушли все страхи, волнение.

Цифровое настоящее

О том, как технически изменилось телевидение за два десятилетия, Иван Александрович может рассказывать бесконечно и увлекательно. В ближайшей перспективе – переход на цифровое вещание. Введение вещания в цифре позволит в значительной мере улучшить качество телевизионной картинки и расширить аудиторию телеканала. 

– По проекту, сейчас готовится к запуску первый мультиплекс, который будет представлять собой бесплатный для зрителей пакет из восьми федеральных каналов. В первую очередь это «Первый», «Россия 1», «Россия 2», «Россия 24» и ещё несколько каналов. Плюс в этот бесплатный мультиплекс должен войти один региональный канал. Условия для его вхождения таковы: он должен быть с долей государственного участия и иметь 100-процентное собственное вещание. На территории Иркутской области только АИСТ отвечает всем этим условиям.

Переход на цифровое вещание – это глобальный мировой процесс. По Женевскому соглашению 2006 года во всём мире он должен завершиться к 2015 году. Европа собирается отключить аналоговое вещание уже в следующем году. Поэтому мы движемся в тренде общемировых процессов.

– Чисто технически что даст этот переход от аналогового вещания к цифровому? 

– Прежде всего, это экономия частот. В последнее время появилось очень много различных радиосистем – Wi-Fi, WiMAX и другие. И все они занимают определённый частотный диапазон, которого стало катастрофически не хватать. Один из способов решения этой проблемы – отказ от аналогового вещания и переход на цифровое. В качестве примера: сейчас под телевидение в эфире отведено 40 телевизионных каналов. И все они в Иркутске заняты. С переходом на цифровое вещание на одной частоте будет до десяти каналов, то есть по плотности вещания это будет сопоставимо с кабельным телевидением.

– С началом цифрового вещания для вас как-то поменяется процесс работы? 

– В принципе, телевидение уже 10 лет как стало цифровым. Съёмка давно ведётся на цифру, производство – тоже. Меняются только носители и оборудование. Однако сейчас мы по-прежнему вынуждены цифровой сигнал преобразовывать в аналоговый, чтобы он дошёл до зрителя. Получается, что в условиях аналогового вещания нам каждый раз приходится совершать такой технологический регресс. А когда мы перейдём полностью на цифровое вещание, для нас, как для производителей, этот процесс станет проще. Мы замультиплексируем сигнал и пошлём его через спутник. В результате станет лучше картинка. Сейчас же мы её ухудшаем, каждый раз переводя цифровой сигнал в аналоговый. Кроме того, расширится зона нашего вещания: если сегодня нас можно смотреть только в крупных городах Приангарья, то с запуском цифрового телевидения АИСТ будут транслировать по всей области.

– Насколько сложно делать полностью собственное вещание? 

– С технической точки зрения, мне кажется, это посильно. Может быть, потому, что я этим всю жизнь занимаюсь. Трудности могут быть с наполнением: производством собственных программ, приобретением фильмов, другого контента. Это очень затратный процесс. Поэтому многие телекомпании работают по принципу заполнения эфира ретрансляцией какого-нибудь федерального партнёра. Тем не менее принятие решения о переходе АИСТа на полностью собственное вещание, по-моему, было правильным шагом.

– Какие технические достижения телекомпании дают вам повод для гордости?

– Конечно, это прямые эфиры из разных точек города. Весь день 25 ноября, в свой юбилей, телекомпания «АИСТ» провела в прямом эфире. Наши зрители могли поздравить АИСТ, набрав телефонный номер в эфире. Гости и партнёры, которые пришли поздравлять нас, прямо с порога попадали в кадр. И вечернее шоу в музыкальном театре мы сразу же транслировали в эфире. Пусть не обошлось без мелких технических накладок, всё равно – ничто не может сравниться с «живым» присутствием в кадре. В этом году мы показали в прямом эфире парад 9 Мая, День города, хоккейные трансляции. Завершая беседу, хочу вспомнить знаменитую фразу героя фильма «Москва слезам не верит»: «Наступит время, и телевидение перевернёт жизнь человечества. Не будет ни книг, ни кино, ни театра, будет одно сплошное телевидение». Конечно, кино и книги останутся. Но в остальном он был абсолютно прав: у телевидения всё только начинается, будущее за телевидением! 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры