издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Привлечь и удержать

Хозяйства Иркутской области продолжают испытывать острый дефицит кадров

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Средний размер зарплаты машиниста-тракториста на сельхозпредприятиях Иркутской области сегодня составляет от 6 до 15 тыс. рублей. При этом сейчас это одна из самых востребованных специальностей в отрасли: только 70 опрошенных сельхозпроизводителей области сообщили, что им требуется 50 трактористов и комбайнёров. Сами фермеры уверены, что реальная потребность в специалистах данного профиля значительно выше. Есть спрос в сельском хозяйстве и на узких специалистов с высшим образованием. Однако трудиться в сельской местности сегодня готовы немногие. Удержать кадры на местах, по мнению аграриев, может хорошая зарплата и помощь в решении жилищного вопроса. На практике обеспечивают то и другое сельхозпредприятия далеко не всегда.

Философский труд

Фраза «кадровый голод» для сельскохозяйственной отрасли совсем лишена двусмысленности – от количества и качества задействованных здесь специалистов зависит производительность труда. Для примера: сегодня в области работает около тысячи фермерских хозяйств, большая часть из которых нуждается в привлечении работников самого разного профиля – от агрономов и электриков до доярок и ветврачей.

Глава одного из таких хозяйств в Киренском районе Ирина Первухина рассказала «Крестьянской газете», насколько сложно решить кадровую проблему на практике. Реальный пример: население посёлка Никольск, где работает её хозяйство, – не больше 50 – 70 человек, в районе проживают около 20 тыс. человек. Сейчас у Ирины Первухиной три работника, один из которых на грани увольнения, а также около 45 голов крупного рогатого скота, 100 свиней, гуси и индейки. Чтобы ухаживать за всеми животными и птицей, в хозяйство дополнительно требуются механизатор, скотник и доярка. Средняя зарплата, которую будут получать эти люди, – 10–12 тыс. рублей. «Это выше, чем в среднем по хозяйству, но я согласна платить больше, чтобы удержать работников, а также помогать в решении жилищного вопроса, хотя бы дом снимать», – рассказывает Ирина Первухина. При этом найти подходящих сотрудников, пусть и в посёлке с населением чуть больше полусотни человек, – настоящая проблема. 

– Люди разучились работать, только пьют и воруют, – жалуется Первухина. Её коллега из Тулунского района Сергей Лысенко, возглавляющий крестьянско-фермерское хозяй-ство, подтверждает: такова сегодня «жизненная философия» людей на селе. По его словам, в основном в отрасли работают люди старшего поколения, однако многие из них уже пенсионного возраста. Привлечь молодёжь крайне сложно. «Порой люди не хотят работать даже за хорошую зарплату, ходят месяц, два, а потом пропадают», – рассказывает Сергей Лысенко, знакомый с подобными случаями не понаслышке. В его хозяйство, которое обрабатывает больше 3 тысяч га земли, сейчас требуется около десяти механизаторов. Свободной техники для того, чтобы взять их в штат, достаточно. Не хватает только желающих трудиться.

При этом наличие у потенциальных соискателей профильного образования и даже опыта работы для работодателей порой не принципиально. «Самое главное, чтобы были ответственными и трудолюбивыми. Я согласна взять кого угодно, хоть приезжих из других районов области, хоть таджиков или узбеков», – признаётся Ирина Первухина.

Подобная ситуация для сельхозотрасли вполне типична. Впрочем, по общему мнению, основной причиной, по которой молодые специалисты не спешат идти в сельское хозяйство, остаются низкие зарплаты. Так, по данным министерства сельского хозяйства Иркутской области, проведённый в начале марта этого года опрос 70 хозяйств региона показал, что средний оклад в отрасли сейчас не превышает 15 тыс. рублей. В результате анализа более чем 200 открытых вакансий выяснилось, что самое высокое зарплатное предложение сегодня – это должность главного агронома или главного бухгалтера на одном из предприятий в Куйтунском районе (с зарплатой 25 тыс. рублей в месяц). В ЗАО «Савватеевское» готовы принять на работу агронома и инженера-энергетика с зарплатой 20 тыс. рублей в месяц. Впрочем, сами аграрии отмечают, что в данном случае речь идёт уже не совсем о сельхозкадрах, а о необходимости привлечения инженеров и других узких специалистов в отрасль. 

– В последние годы значительно расширился список востребованных сельхозспециальностей, – объясняет произошедшие изменения начальник отдела кадров министерства сельского хозяйства Александр Меньшиков. – Если раньше они были традиционными – механизатор, зоотехник, агроном, экономист, бухгалтер, – то теперь, с развитием потребкооперации и смежных отраслей, хозяйства всё чаще принимают и выпускников непрофильных учебных заведений: строителей, технологов, поваров и других.

Но самый большой спрос по-прежнему сохраняется на людей, которые непосредственно работают на земле. «Узкие специалисты или работники с высшим образованием требуются скорее в крупных хозяйствах, таких как «Белореченское», а обычным фермерам нужны люди, которые могут что-то делать руками и хотят работать на земле», – объясняет Сергей Лысенко. Статистика это мнение подтверждает: в списке из 211 вакансий, составленном после опроса 70 сельхозпредприятий области, примерно четверть пришлась на машинистов-трактористов и комбайнёров. В то же время, как показывает тот же самый опрос, средняя зарплата тракториста сегодня начинается от 6 тысяч рублей в месяц и в редких случаях доходит до 15 тыс. рублей. Ветврач также может рассчитывать на зарплату не больше 6–10 тыс., реже – 11–15 тыс. рублей. Труд доярки оценивается в среднем в 10 тыс., овощевода – в 9 тыс., зоотехника – в 5–13 тыс. рублей.

Земное притяжение

Один из путей закрепления молодых специалистов на предприятиях – предоставление им жилья. Однако доступен он далеко не всем. Но положительный опыт некоторых сельхозпредприятий в этом направлении всё-таки есть. Так, в крестьянско-фермерском хозяйстве «Галеев» в Нукутском районе молодым специалистам при поступлении на работу дают квартиру.

Вообще, среди фермеров области хозяйство Вагиза Галеева сегодня является рекордсменом по трудоустройству. В прошлом году туда пришли шесть молодых специалистов, в том числе четыре выпускника Иркутского аграрного техникума и два специалиста с высшим образованием. В этом году он готов взять на работу ещё столько же человек. Привлекательность хозяйства «Галеев» для молодых специалистов объясняется тем, что его глава создаёт для них хорошие условия проживания и работы.

– Там построена целая улица двухквартирных благоустроенных домов, – рассказывает Александр Меньшиков. – Сам хозяин делает всё, чтобы насыщать своё хозяйство современной  техникой и специалистами. Готов брать студентов на практику. Поэтому намерения уезжать или менять место работы у них не возникает. Другое дело, что сегодня в регионе зарегистрирована почти тысяча крестьянско-фермерских хозяйств, но таких, как «Галеев», среди них единицы.

Стимулом брать на работу молодых специалистов для фермеров сегодня является возможность получения субсидий из областного бюджета. В прошлом году ею воспользовались 32 сельхозпредприятия в регионе. В итоге в общей сложности на них было трудоустроено 65 специалистов, большинство которых выпускники вузов – 42 человека, остальные окончили средние специальные учебные заведения. В целом размер выплаченных предприятиям субсидий составил 9,4 млн. рублей. Единственное, от чего зависит размер единовременной выплаты, – это уровень образования привлекаемых специалистов: 160 тыс. рублей за трудоустройство человека с высшим образованием, 130 тыс. рублей – со средним профессиональным образованием, 100 тыс. рублей – с начальным профессиональным образованием по профессии тракторист-машинист. По словам Александра Меньшикова, в основном эти средства идут на улучшение жилищных условий работников, приобретение личной сельхозтехники, домашних животных и другие цели. Выгода сельхозпредприятий в этой ситуации такова, что они получают молодого специалиста (до 35 лет) и 5-летний контракт с ним. При этом, как объяснили в областном министерстве сельского хозяйства, сумма выплат могла быть и больше. В общей сложности в прошлом году на эту программу в бюджете было заложено 23 млн. рублей, а трудоустроить по ней планировалось около 180 молодых специалистов. «Но в итоге те работодатели, что подавали заявки на участие в программе субсидирования, не смогли выполнить требования по ней, потому что когда выпускник выехал на место к работодателю, его не устроили либо условия проживания, либо размер зарплаты», – объяснил Меньшиков.

Наука пахать

Есть сложности и на этапе подготовки кадров для сельхозотрасли. По словам специалистов, в профтехучилищах сегодня есть существенный недостаток квалифицированных преподавателей, которые из-за низкой зарплаты не готовы работать в отрасли. Сложно образовательным учреждениям и в части практической подготовки будущих ветеринаров, механизаторов и агрономов. 

Директор Тулунского аграрного техникума Александр Копыток рассказывает, что сегодня большинство образовательных учреждений сельхозпрофиля имеют крайне слабую материальную базу. Нет не только нормальной техники, на которой можно было бы учить студентов, но и часто средств на приобретение топлива. «Сегодня фермерские хозяйства могут получать горючее по льготной цене 14 рублей за литр, мы же вынуждены покупать его за 29-30 рублей. В результате приходится вводить ограничения в плане практического обучения. И получается, что наш студент  всё понимает на пальцах, может тот же трактор раскрутить и скрутить, но управлять им и посмотреть весь технологический процесс не может», – объясняет Александр Копыток.

Впрочем, помимо недофинансирования есть, по словам ректора Балаганского профессионального училища № 62 Михаила Кибанова, и другая проблема.

– Спрос на тех же механизаторов профтехучилища области легко бы удовлетворяли, – рассказывает он. – К примеру, в прошлом году по целевому направлению мы подготовили 32 тракториста-комбайнёра. На этот год у нас есть заявка ещё на две группы трактористов. Но мы не знаем, наберём ли столько пацанов. Когда поехали по школам района, оказалось, что часто из 18 обучающихся в классе два парня, а остальные – девчонки.

Причём такая проблема не только в Балаганском районе. По словам коллег Михаила Кибанова из Тайшетского района, за последние четыре года там выпустили около 10 девушек-трактористов-комбайнёров. «Про них легенды ходят», – говорят представители района. Но тут же уточняют, что из десяти на предприятиях закрепилась только одна девушка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры