издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Земля, где ты первый раз разбил нос…»

Новая книга об Евгении Евтушенко стала заметным явлением в литературном краеведении

  • Автор: Людмила МИРМАНОВА, главный библиограф отдела библиографии и краеведения ИОГУНБ им. Молчанова-Сибирского

Накануне официального 80-летнего юбилея Евгения Евтушенко в Иркутске была издана книга «Зима – столица Евгения Евтушенко». Для авторов, Виталия Комина и Валерия Прищепы, это не первое обращение к творчеству нашего земляка. Виталий Комин – иркутский журналист, в 1940–1950-е годы учился, жил и работал в Зиме. Более 50 лет он занимается изучением жизни и творчества поэта, сопровождал Евтушенко в его многочисленных поездках по Сибири. Валерий Прищепа – уроженец Братского района. Закончил филфак Иркутского госуниверситета, ныне – профессор кафедры литературы Хакасского государственного университета. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации по творчеству Евтушенко. Совместно Виталий Комин и Валерий Прищепа подготовили дважды переизданную работу «Он пришёл в XXI век: творческий путь Евгения Евтушенко».

Идея создать книгу о родине Евгения Евтушенко, по словам авторов, возникла у них в августе 2012 года на поэтическом вечере в Зиме, после вопросов земляков о зиминских периодах жизни поэта. В рекорд­но короткий срок, всего за девять месяцев, была подготовлена монография «Зима – столица Евгения Евтушенко». «Сибирская составляющая», «сибирское притяжение», как утверждают Комин и Прищепа, – первооснова поэтического дара Евтушенко. В новой книге авторы ставят перед собой задачу исследования сибирской культуросферы поэта, сибирских родовых его ветвей, которые и сам Евтушенко считал корневой основой своей жизни и своего широкомасштабного творчества.

Не один раз Евтушенко заявлял: «…та земля, где ты первый раз разбил нос, пытаясь перейти от ползания по ней к первым шагам, – это нечто особенное…» Станция Зима для него – «станция моей первой любви, станция Неразлюбовь». Себя он по­стоянно называет «мальчиком со станции Зима», «одним из голубей с голубятни станции Зима», «нетающей, летающей снежинкою со станции Зима». Давно стали афоризмами строчки: «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима», «Я был во всём огромном мире / послом не чьим-нибудь – Сибири», «Я сибирских дорог подорожник» и другие. В продолжение всей своей жизни, особенно в периоды «переоценки ценностей», Евгений Евтушенко постоянно возвращался на свою малую родину. В начале 1960-х, во время одной из встреч поэта с земляками, кто-то из зиминцев простодушно спросил: «А вы сами сюда приехали или в ссылку?» А приезжал он, чтобы набраться здесь новых сил, и прежде всего творческих. Любя «самую тёплую станцию Зима», своих зиминских родственников, неповторимо красивые места Оки, поэт стремился и читателям подарить эту красоту, «заразить» их своей любовью. Однако не следует забывать, что, когда Евтушенко говорит о Сибири и станции Зима, он художественно типизирует всю Россию. Зиминские ягодные места для него – модель всей огромной России, своеобразная мифическая «планета Зима». В этом контексте произведения поэта ещё не были предметом специального изучения, что и восполняет новая монография Комина и Прищепы.

В книге использованы уникальные материалы личных бесед авторов с поэтом, редкие фотографии, воспоминания родных и близких Евтушенко, его первой сибирской учительницы, дневниковые записи авторов 1960–1990-х гг. Задействованы материалы архивов самого поэта, его матери Зинаиды Ермолаевны Евтушенко, отца Александра Рудольфовича Гангнуса, российских евтушенковедов.

Содержание увесистого тома в 500 с лишним страниц построено по хронологическому принципу, от рождения поэта в Нижнеудинске в 1932 году до празднования его 80-летнего юбилея в Зиме – таков временной охват Сибириады Евтушенко. Все зиминские и, более широко, сибирские связи прослеживаются не только с его рождения, но и с предысторий предков начиная с XIX века. По возможности подробно восстановлены факты военного сибирского детства поэта. Уже здесь, на первых страницах книги, освещаются неизвестные широкому читателю сведения о подлинной (отцовской) фамилии поэта, его действительных месте и дате рождения. А если к этому прибавить рассказ об одном из родственников поэта со стороны отца, офицере вермахта, то книгу можно смело назвать краеведческим бестселлером.

Хроника событий жизни поэта, Сибириада биографическая, дополнена Сибириадой творческой – критико-литературоведческим анализом произведений, написанных в Сибири или же ей посвящённых. Достаточно подробно раскрывается история создания таких произведений поэта, как «Зиминская баллада», «Откуда вы?», «Станция Зима», «Братская ГЭС», «Ягодные места», «Просека» и других стихотворений. Интересны страницы с рассказом о съёмках фильма «Детский сад» в Зиме, Нижнеудинске, Иркутске и на Кругобайкальской железной дороге. Невозможно не рассмеяться, читая о случае внезапного исчезновения с пьедестала в Иркутске военного танка Т-34, тоже ставшего участником съёмок фильма.

С большой человеческой теплотой и симпатией рассказывая об Евгении Евтушенко, бережно воссоздавая его творческий мир, поэтическую лабораторию, Комин и Прищепа тем не менее не впадают в идеализацию своего героя. Или, иначе говоря, не подпадают под влияние «мифа о Евтушенко». Более того, одна из глав книги носит подзаголовок: «Культ личности поэта». С известным сожалением констатируют авторы то, что в процессе самоутверждения своей исключительности, в борьбе за литературное лидерство Евтушенко потратил немало сил именно на создание культа личности поэта (творца), «…нередко прибегая к самым крайним, недозволенным средствам…». В то же время, вполне сознавая ту высоту мировой славы, которой достиг, поэт относился к ней со значительной долей ироничности: «Меняю славу на бесславье/ ну а в президиуме стул/ на место тёплое в канаве,/ где хорошенько бы заснул».

Отдельно нужно остановиться на обширном вспомогательном материале к монографии, имеющем большую ценность как для исследователей творчества Евгения Евтушенко, так и для всех краеведов. В заключительных главах книги дан подробный рассказ о музеях Евтушенко – в Зиме, Саянске, Переделкино: хроника создания, роль отдельных энтузиастов, история экспонатов. В первом приложении (всего их четыре) зафиксированы итоги многочисленных генеалогических разысканий авторов: в виде нескольких таблиц с пояснениями представлены родословные поэта со стороны отца и со стороны матери. В специальную таблицу выделены жёны и дети поэта. Во втором приложении воспроизведены сибирские инскрипты поэта (автографы, экспромты, дружеские эпиграммы). Стихи, посвящённые зиминцам, 

Зиме, а также друзьям-евтушенковедам, вошли в третье приложение. И наконец, в четвёртом приложении читатель может ознакомиться с основательной библиографией – как работами самих авторов, посвящёнными Евтушенко, так и с теми источниками, которые они использовали при написании книги. 

Нельзя не пожалеть, что работа Виталия Комина и Валерия Прищепы, ставшая заметным явлением в культурной жизни Приангарья, вышла столь малым тиражом – всего 300 экземпляров. Хочется надеяться, что в скором времени мы увидим переиздание «Зимы – столицы Евтушенко», вышедшее более солидным тиражом. А также пожелаем авторам удачи в издании других интересных работ из запланированной ими серии «Евтушенко и Сибирь».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры