издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Братство энергетиков

  • Автор: Елена Постнова

Шелеховский участок Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго» (ТЭЦ-5) небогат на энергетические династии. Но большую семью Харченко здесь знают многие: три брата, жена одного из них, тёща другого – все трудятся в разных цехах станции. «Над нами подтрунивают. Говорят, мы станцию обложили со всех сторон. Но у нас есть ещё «запасные» родственники – две сестры, жёны, дети, – они могут присоединиться к нам, тогда будет вся семья энергетической», – шутит старший из братьев, машинист турбин котлотурбиного цеха Алексей Харченко.

Договориться о встрече с братьями Харченко было непросто. Все они работают в разные смены, свободные дни, так называемые отсыпные, стараются проводить на огороде или  с детьми. Специально для разговора с нами два брата – средний Сергей и младший Андрей –  пришли на станцию в свои законные выходные. Алексей оторвался от рабочего процесса, захватил с собой рацию, из которой периодически раздавались переговоры коллег. «Если возникнет крайняя необходимость, меня срочно вызовут в цех», – серьёзно предупредил Алексей. Жена среднего брата Сергея – Надежда – также в тот день вышла в 12-часовую смену. 

Сегодня общий стаж семьи Харченко в энергетике составляет 33 года. На первый взгляд срок небольшой. Но братья за этот период успели продвинуться по карьерной лестнице от младших сотрудников до старших по цехам. «Это просто судьба», – едва ли не в голос говорят Харченко, когда рассказывают о своей дороге к большой энергетике. Никто из них не мечтал в детстве работать на ТЭЦ или ГЭС, в юношестве они не задумывались о том, чтобы получить энергетическое образование. Родители трудились в Шелехове на Иркутском кабельном и Иркутском алюминиевом заводах, но не настаивали, чтобы братья пошли по их стопам. «Родители дали нам право выбора. Как видите, их тактика оказалась правильной», – говорит Алексей Харченко.

«Чувствовал, что это не моё»

Алексея судьба с шелеховской теплоэлектроцентралью свела первым. Путь этот был долгим. В 1994 году, получив в профессиональном училище образование по специальности «сварщик», он,  девятнадцатилетний парень,  устроился на работу в милицию. «Там тоже сварщики нужны», – шутит Алексей.  Потом были пять лет скитаний по охранным предприятиям. Вся страна переживала сложные времена: закрывались промышленные предприятия, ценные и высококвалифицированные сотрудники были вынуждены менять место работы, а молодые люди рабочих профессий даже рассчитывать не могли на то, чтобы устроиться по специальности.

– Работа в частных охранных предприятиях мне совершенно не нравилась. Перелом был в  2001 году, когда пришёл охранником сюда, на ТЭЦ-5. Здесь атмосфера отличалась от других мест, где я работал. Коллектив спокойней, уверенней, чувствуется причастность к большому делу. Через два года брату Сергею предложил стать коллегой. Так он попал на станцию, – вспоминает Алексей.

Сергей, тогда ему было 26 лет,  на должность охранника на станции согласился не раздумывая: он перед собой поставил задачу закрепиться на перспективном предприятии любым способом, а потом рассматривать варианты перевода на профильную, непосредственно энергетическую, специальность. Стабильная компания с чёткими правилами и распорядками привлекала мужчину. Сергей тоже по образованию сварщик. Но он после окончания профессионального училища  даже не стал пробовать устраиваться на работу по специальности. 

Вместо этого отправился в деревню в Заларинский район. «Сельское хозяйство поднимать», – с улыбкой говорит Сергей. 

И тут же с грустью поясняет, что на самом деле фермером он стал не от лучшей жизни – в сложные девяностые годы молодой человек просто не мог найти работу по специальности. Фортуна услышала просьбу Сергея, ему быстрее Алексея удалось сменить профессию охранника на энергетика. 

Надежда, поглядывая с улыбкой
на мужа, вспоминает, как Сергей зарекался допускать её до большой энергетики

– Я чувствовал, что охрана – не моё. Но должность в службе охраны дала возможность познакомиться со станцией. Я даже приглядел для себя рабочее место – в топливно-транспортном цехе. В отделе кадров мне сказали, что текучка персонала есть, так что устроиться вполне может получиться, но нужно время. И я ждал, – рассказывает Сергей. 

Братьев не пугала перспектива переобучения, отсутствие опыта работы в энергетической сфере, низкая заработная плата на первых порах. В 2003 году Сергей устроился на должность машиниста топливоподачи третьего разряда в цех топливоподачи, через три года Алексей стал машинистом-обходчиком трассы ГЗУ в котлотурбинном цехе.

– Мы никогда не планировали работать на одном предприятии. Но так получилось, что вслед за мной на станцию в цех релейной защиты пришёл младший брат Андрей. Так мы начали свой братский поход, – смеётся Алексей, и все братья не скрывают улыбок. Они спокойно дают друг другу возможность рассказать о себе. Старшему брату – право первого голоса, но тут же, когда вспоминают важные детали, начинают говорить хором. Привычка с детства, поясняют братья, – каждый день они проводили вместе, привыкли дополнять друг друга, подхватывать – в разговоре или на работе. 

«Знали, на что соглашались»

Энергетическое образование имеет только младший брат Андрей. Он после школы по наитию решил поступать в Иркутский энергетический колледж. Старшие братья в то время только планировали стать энергетиками, поэтому посоветовать в выборе специальности, поделиться впечатлениями от работы на ТЭЦ не могли. Со специальностью тогда Андрею определиться помогли члены вступительной комиссии, именно они подсказали ему профессию электромонтёра. Со станцией Андрей впервые познакомился в 2005 году, когда пришёл сюда на летнюю производственную практику.

– «Какое огромное предприятие» – вот моё первое впечатление. Меня определили к бригаде, с мужиками, настоящими профессионалами, я, ещё студент, выходил на работу. Хорошо, что мне не дали возможность отлынивать от работы, хотя могли мною не заниматься, я мог «мальчиком на побегушках» полтора месяца откосить на станции. Но ко мне отнеслись серьёзно. Поэтому через год на преддипломную практику я вернулся в уже родную бригаду, – с улыбкой вспоминает Андрей. 

Алексея судьба свела
со станицей первым

Сегодня он со смехом добавляет, что десять лет назад не чувствовал поблажек со стороны старших коллег. Но всю ответственность, специфику работы он смог ощущить, только когда официально устроился на станцию после получения диплома.

– Мыслей бросить всё, отказаться, вдруг заняться другим делом не было. Я готов даже был какие-то неудобства потерпеть. Так, полгода работал  в качестве электрослесаря третьего разряда с зарплатой 6100 рублей. Даже по тем временам это была маленькая сумма. Но я тогда воздушных замков не строил, прекрасно отдавал себе отчёт в том, что нужно для начала опыт наработать, защититься на следующий разряд, – вспоминает Андрей.

Алексей тут же со смехом его перебивает: «Шесть тысяч – это богатство, я всего с четырёх начинал».  

– При нас не раз менялись руководители, начальники цехов, росли зарплаты, появлялись новые должности. А Харченко оставались на станции, меняли должности, но не основное место работы.   Я начинал с машиниста-обходчика трассы ГЗУ, всего через три месяца мне предложили должность машиниста-обходчика турбин. За четыре года я дорос до старшего машиниста турбинного отделения. К сожалению, с моим образованием данная должность – потолок карьеры. Но скучать не приходится: предприятие регулярно проводит обучение, отправляет нас на курсы повышения квалификации. С вами вот беседую, а через пять дней у меня как раз начинается учёба, – рассказывает Алексей.

Андрей, в свои 28 лет, сегодня занимает должность старшего дежурного электромонтёра, Сергей – машиниста топливоподачи с обязанностями старшего. Братья со смехом вспоминают свои первые месяцы работы в родных цехах. За каждым был закреплён наставник, но, говорит Сергей, времени на раскачку не было, поэтому учиться приходилось быстро. 

– Помню, наставник мой, Олег Морозов, показал мне схему трубопровода, а потом отправил его изучать в реальной обстановке.  Я ползал вокруг трубы, кругами ходил, по нескольку раз одну заглушку рассматривал, чуть не летал – моей задачей было так досконально изучить трубопровод, чтобы спросонья ночью я легко мог назвать, где какой участок находится. По этому же принципу сейчас молодёжь обучается. Молодых специалистов утешаем: и мы когда-то  сантиметр за сантиметром проползали. Но желания вернуться на работу охранником никогда не возникало. Мы пришли на станцию сознательно, понимали, на что подписываемся, – добавляет Алексей, братья поддерживают его кивками.

«Даже уголь прекрасен»

«Какое огромное предприятие!» –
вот моё первое впечатление
от станции», – с улыбкой
вспоминает Андрей

Вместе с Сергеем вот уже почти три года в цеху топливоподачи трудится его жена Надежда. Хотя, с улыбкой поглядывая на мужа, говорит Надежда, Сергей зарекался допускать её до большой энергетики. Да и сама Надежда никогда не представляла себя на промышленном предприятии.  Переехав из Заларей  в 2007 году, она работала в фирме по изготовлению пластиковых окон. Но в 2012 году попала под сокращение.

– Долго не могла трудоустроиться.  А в цеху топливоподачи как раз появилась вакансия.  Мы с мужем думали, что выйду на время. Но теперь я не хочу никуда метаться, вижу себя на этом предприятии, – рассказывает Надежда. 

Сергей сначала пытался отшутиться: нельзя родственникам непрерывно 24 часа в сутки видеться. Но потом, опустив улыбку с лица, сурово говорит: «Не женская это работа». Хотя в цехах топливоподачи на ТЭЦ традиционно трудятся женщины. Между тем работа эта физически тяжёлая, эмоционально и морально изматывающая, подчёркивает Сергей. 

– Как женщине первое время мне не нравилась территория предприятия. Выглянешь в окно – всё черное, уголь один, даже жутко становилось, – рассказывает Надежда. – Потом привыкла, в работу втянулась, некогда стало по окнам заглядывать.  А вообще у нас на территории и асфальтовые дорожки, и клумбы. Со временем поняла, что нужно просто уметь смотреть на вещи позитивно, видеть доброе и светлое. Тогда даже уголь будет прекрасен. 

Все члены семьи Харченко работают сменами, на предприятии проводят действительно большое количество времени. Если у Сергея с На­деждой совпадают графики работы, за своими двумя детьми они просят приглядеть семьи Алексея или Андрея. Над младшим братом подшучивают: так много работал, что даже жену себе нашёл в дежурном автобусе по дороге на станцию. 

 – Кому-то может показаться, что на станцию нас привёл случай, но с женой Натальей точно свела судьба. Она совсем недолго – буквально полгода – трудилась в цехе химводоочистки, где работала её мама. Начали с Натальей мы встречаться в январе, в марте я уже сделал предложение, в ноябре мы расписались. Не стали тянуть. Жена сейчас работает на другом предприятии, но семья наша образовалась благодаря энергетике. А тёща работает до сих пор в цехе химводоочистки. Я с ней дольше знаком, чем с женой. Знаете, что самым сложным было после свадьбы? Отвыкнуть от субординации и к тещё обращаться на «ты», а не на «вы», – говорит Андрей и не может сдержать довольной улыбки. 

На протяжении всей беседы братья часто шутят, перемигиваются. По словам Надежды, они действительно дружны. По праздникам большая семья собирается вместе. Впрочем, любят братья, как в детстве, уединиться и остаться втроём. Когда интересуешься их общим хобби, в голос заявляют: «Рыбалка!» И тут же начинают перечислять свои богатства: спиннинги, удочки, приманки и крючки. 

– В детстве на лето приезжали к бабушке с дедушкой в деревню Щербакова Заларинского района. У нас с Сергеем всего два года разница, Андрей меня почти на 10 лет младше, но он тоже всегда за нами бегал.  Помню, в детстве в деревне мы целый день могли пробегать с удочками. С утра до ночи пропадали, дома практически не находились. Вчера у нас совпали выходные и отсыпные дни, успели на озеро с удочками выбраться. Работа ответственная у всех, напряжённая, нужно уметь снимать усталость, переключаться, чтобы потом не срываться на коллег, – добавляет Алексей.

Харченко себя пока энергетической династией не считают. «Мы просто работаем в одном месте. Если честно, совершенно не важно, как нас называют – большой энергетической семьёй или даже династией. Главное – хорошо справляться со своими обязанностями», – скромно добавляет Алексей, и у него начинает работать рация – вызывают на рабочее место.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры