издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первый домрист Иркутска

К 125-летию со дня рождения Пантелеймона Холодилова

  • Автор: Иван Колокольников

Сегодня трудно представить, что в девятнадцатом веке люди так называемого «приличного общества» весьма скептически относились к русским народным музыкальным инструментам, таким как балалайка и домра. Василию Андрееву, создателю первого русского оркестра народных инструментов, основу которого составляли домристы и балалаечники, потребовалось немало времени, чтобы преодолеть снобизм многих людей и доказать, что эти инструменты обладают немалыми возможностями.

Некоторые люди скептически относились к тому, что Андреев работал над усовершенствованием данных инструментов. И все же с годами его оркестр завоевал признание не только в России, но и за рубежом. А в 1914 году коллектив получил титул «Императорского Великорусского оркестра». Более того, даже дети царя Николая Второго увлеклись народными инструментами. Трое из них, Анастасия, Ольга и Алексей, стали учиться игре на балалайке.

Первым оркестром андреевского типа (то есть домрово-балалаечного состава), с которым познакомились сибиряки, был коллектив, возглавляемый Игнатием Левицким. В среде иркутских музыкантов сохранилось красивое предание о том, что после первого выступления этого оркестра в нашем городе трое юношей, Владимир Соснин, Пантелеймон Холодилов и Николай Шапиро, сбежали из дому вместе с коллективом и ездили с ним по городам Сибири. Претерпев немало лишений, молодые люди возвратились в Иркутск, где организовали первый в Восточной Сибири домрово-балалаечный оркестр. Возглавил его Владимир Соснин. По некоторым источникам, коллектив образовался в 1905 году, когда его руководителю было лишь 16 лет. Надо сказать, что ранее в сибирских городах уже существовали балалаечные ансамбли. Был такой коллектив и в Иркутске. Сейчас невозможно сказать, послужил ли он основой для оркестра Соснина, либо же молодой человек самостоятельно собрал совершенно новый коллектив. 

Одним из активнейших участников первого иркутского оркестра народных инструментов был Пантелеймон Холодилов, друг и неуёмный соратник Владимира Соснина. Играл он на домре. В августе исполняется 125 лет со дня рождения этого человека, которого с полным правом можно назвать первым домристом Иркутска. Конечно же, и раньше в городе были люди, владевшие этим народным инструментом, но в руках Холодилова он звучал уже на ином уровне.

На свет Пантелеймон Холодилов появился 9 августа 1890 года. Его отец, Степан Ильич, работал бухгалтером на Восточно-Сибирской железной дороге. В его семье было пятеро детей, четверо из них умерли в детстве. Выжил лишь Пантелеймон. Подобно отцу, он получил специальность бухгалтера, хотя в городе был известен, в первую очередь, благодаря своей музыкальной деятельности. Как и большинство сибирских музыкантов-народников первой половины прошлого столетия, Пантелеймон Холодилов не имел специального музыкального образования. Навыки игры на домре он перенял у оркестрантов Левицкого. О выступлениях Холодилова в качестве солиста сведений нет, однако можно с уверенностью сказать, что он был одним из наиболее крепких участников первого народного оркестра Иркутска, где, помимо всего прочего, исполнял обязанности библиотекаря. В 1909-1910 годах он вновь играл в оркестре Левицкого, гастролирующем по маршруту «Чита – Омск», после чего продолжил работу в иркутском оркестре.

Помимо всего прочего, Пантелеймон Холодилов проявил себя и как способный аранжировщик. Музыковед Ирина Харкеевич, знакомившаяся с партитурами, которые были им написаны для оркестра Соснина, отмечала: «Сохранившиеся в Иркутске некоторые партитуры народных песен и произведений русской и зарубежной классики свидетельствуют о незаурядном мастерстве П.С. Холодилова и о глубоком знании им специфики русских народных инструментов».

Иркутский оркестр народных инструментов, руководимый Владимиром Сосниным, выступал не только с исполнением народных мелодий, но и находился в тесном содружестве с вокалистами Марией Захаровой, Людмилой Ждановой и Адольфом Свободогорским. Руководитель коллектива часто выступал как балалаечник-солист и участник балалаечного квинтета, где наряду с ним играл и Пантелеймон Холодилов, владевший не только домрой, но и балалайкой.

В 1914 году началась Первая мировая война. На следующий год Холодилов и Соснин были мобилизованы. Где именно воевал последний, неизвестно. А вот Пантелеймон Холодилов в феврале 1916 года был направлен в союзную Францию. В архиве его дочери, известной иркутской пианистки Людмилы Холодиловой, сохранилось немало открыток, которые её отец посылал с фронта близким людям. На лицевой стороне каждой открытки – какой-то вид Франции. На оборотах – письма. Это краткие рассказы о боевых буднях, расспросы о том, как идут дела у родных и знакомых. Холодилов сообщает, что служит в музыкантской команде и что отношения с французами сложились очень тёплые. В одном из писем интересуется, что известно о его коллегах «балалаечниках». Надо заметить, что до революции так обобщённо именовали всех народников, даже тех, кто играл на каком-либо другом инструменте. Это подтверждается тем, что андреевский оркестр иногда называли «балалаечным». После Франции судьба забросила Холодилова в Швейцарию, где он трудился на земляных работах. А в 1920 году ему после долгих странствий удалось, наконец, вернуться в родной Иркутск. 

Благополучно вернулся и Соснин, хотя неизвестно, когда именно это произошло. Он возродил народный оркестр, который теперь работал на базе Клуба Октябрьской революции, поэтому именовался «оркестром КОРа». В его составе появилось немало новых балалаечников и домристов. Но играли здесь и участники дореволюционного оркестра. В их числе был и Пантелеймон Холодилов.

Вскоре после демобилизации Холодилов женился на своей давней знакомой – родной сестре Владимира Соснина. В браке у Пантелеймона Степановича и Валентины Акиндиновны родились две дочери. Одной из них надлежало впоследствии сыграть огромную роль в развитии музыкальной культуры нашего города. Имя пианистки Людмилы Пантелеймоновны Холодиловой, ушедшей из жизни в январе этого года, хорошо известно иркутянам.

В середине двадцатых Соснин уехал в Бодайбо, а дирижёром оркестра КОРа стал другой одарённый иркутский музыкант – Евгений Медведев. Что же касается Холодилова, то он играл в оркестре до 1932 года. Затем некоторое время – в оркестре народных инструментов Восточно-Сибирского радиокомитета, откуда был уволен по неизвестной причине. Кроме того, Холодилов играл в духовом оркестре 77-й дивизии ОГПУ. Длительное время Пантелеймон Холодилов находился в Чите, где служил в погранвойсках НКВД. 

Послание, отправленное Пантелеймоном Холодиловым из Франции

Возвратившись из Читы, Пантелеймон Холодилов, начиная с 1946 года, вновь играл в оркестре народных инструментов радиокомитета. Здесь в этот период объединились лучшие музыканты-народники города. Параллельно с работой домриста работал в радиокомитете как бухгалтер. В оркестре радио Холодилов играл до последних дней на домре-тенор. Он был одним из самых активных участников коллектива. Как рассказывает участник оркестра Игорь Булахов, именно через Холодилова нередко добывались ноты различных сочинений, поскольку он поддерживал связь с московским оркестром народных инструментов имени Осипова. В начале 1953 года участники оркестра Иркутского радио отметили 25-летие своего коллектива. А 19 февраля Пантелеймона Холодилова не стало. Вскоре был расформирован и оркестр.

Семь лет в Иркутске не было крупного оркестра народных инструментов. И вот в 1960 году был сформирован Городской любительский оркестр, дирижёром которого стал Михаил Гезунгейт. Этому коллективу Людмила Пантелеймоновна Холодилова передала домру, на которой долгие годы играл её отец. Так что даже после смерти домриста его инструмент продолжал служить делу пропаганды лучших образцов народной музыки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры