издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Феномен Казиника

Приезд в Иркутск скрипача, культуролога, искусствоведа Михаила Семёновича Казиника – событие. Причём такое, что Иркутск не может успокоиться, хотя лектор уже покинул берега Байкала. Мнения о его выступлениях разделились – от полного восторга до скептического покачивания головой. Равнодушным Михаил Казиник не оставил практически никого.

Михаил Казиник пробыл в Иркутске несколько дней, прочитал музыкальную лекцию «Образ будущего Иркутска через культурные коды». Провёл мастер-класс для предпринимателей «Мышление гениев и видение Будущего», культурную экспедицию «Иркутск глазами Казиника» и дал вместе с иркутскими музыкантами концерт «Тайные знаки культуры». Он может по праву причислить себя к фигурам, особо отмеченным «взыскательной иркутской публикой». Мир провинциальной интеллигенции в дни приезда Казиника разделился на два лагеря – на тех, кто рукоплескал маэстро, и тех, кто проникся скепсисом. Такое повышенное внимание к фигуре само по себе интересно. Mожно играть в футбол за разные команды. Но это будет игра по одним правилам.

Основная претензия к Казинику – вольное обращение с фактами. Учитель-просветитель не должен допускать в речи неточностей, обобщений. Но это учитель. А кто такой Михаил Казиник? Около трёх лет назад точно такой же вопрос ему задал в прямом эфире Владимир Познер. Михаил Семёнович тогда сказал: «Я культуролог, скорее всего, да». На мой субъективный взгляд, Михаил Казиник – хороший актёр. Можно сказать, что он существует между сценой и кафедрой и на сцену его клонит сильнее. А там главная задача не следовать фактам, а вызвать мощный эмоциональный эффект. «Я часто говорю не объективные научные истины, а эмоциональные вещи, чтобы людей поддержать», – сказал Казиник в интервью Владимиру Познеру. Заметив, что его задача – вернуть людям в непростое время веру в возрождение духовности.

Для того, чтобы картина была полной, стоит упомянуть контекст, в котором проходит деятельность просветителя. Продюсером Михаила Казиника, как значится на его официальном сайте, является Юлия Брук, автор проекта «Объектив культуры», который объединяет ряд лекторов-популяризаторов с солидными резюме. Брук – дочь искусствоведа, историка искусства, музейного деятеля Якова Брука. Методики эдьютейнмента, то есть обучения-игры, популярны не первый год. Юлия Брук несколько лет назад, рассказывая о своём проекте «Исторические концерты», упоминала именно эдьютейнмент. В Иркутске Казиника представляла Раса Бальчучене, бизнес-тренер, предприниматель, основатель Института гармоничной личности.

Немаловажно, что в случае с Казиником эмоциональные выступления перетекли в идею создания собственных школ. И есть люди, которые считают нужным записать детей в такие школы. В провинции к тому же сильно желание внимать человеку, «с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…»

Оставлю в статье всё так, как говорил Михаил Семёнович, разделив его лекцию на смысловые блоки.

«В каждом из вас

есть кусочек переселенческой крови…»

– Сколько светлых лиц, просветлённых лиц, – так начал своё выступление в зале Иркутского областного художественного музея Михаил Казиник. – Это очень здорово. И я знаю, почему. У Иркутска не было бы счастья, да несчастье помогло. Получилось очень интересно. Все трагедии русской истории вкладывали добро в город Иркутск и окрестности. Когда Лжедмитрий, когда поляки, ни в чём не повинные, попали в Иркутск… Это была горсточка высокообразованных средневековых людей…Потом следующая группа поляков, усмирение Польши. Кого усмиряли? Дворян, высокообразованных людей. А декабристы! Русская голубая кровь, поэты, люди, говорящие на 4-5 языках. И тоже сюда, в Иркутск! А потом ГУЛАГ. И многие остались тут, окружённые природой, в этом уникальном месте планеты Земля, намоленном, древнем! С какими-то невероятными традициями и свечением… Они тоже начали первым делом образовывать всех, кого можно было образовать. Каждый их дом стал центром культуры, центром собрания интеллигенции. Появился свет, появилась зарубежная великая музыка… Здесь, в Иркутске, в Восточной Сибири, в домах зазвучали Бах и Моцарт…

Михаил Казиник признался, что давно мечтал приехать в наш город. «Для меня Иркутск – один из символов защиты, – сказал он. – Экран как бы стоит при перелёте между всем тем, что творилось там, и тем, что параллельно происходило здесь. А здесь, как ни странно, появилась русская интеллигенция, появилось несколько человек, таких, как Сукачёв, которые совершили просто чудо. В этом городе, далеко от всех центров, далеко от Парижа, от Петербурга, от Москвы, далеко даже от Перми… И вдруг в этом месте что-то расцвело, что-то появилось… Кульминацией этого был, как вы понимаете, совершенно гениальный иркутянин Александр Вампилов. И, как положено гению, он пришёл, рассказал всему миру несколько уникальных провинциальных анекдотов, продолжил абсурдистский театр Чехова и в 35 лет утонул. О нём знал весь мир, меньше всего о нём знал город, в котором он жил. Но это же всегда так, с этим же ничего не поделаешь».

– В каждом из вас есть кусочек декабристской крови, польской крови, переселенческой крови. То есть крови лучших из лучших, – убеждал иркутян маэстро. – Они не уходят бесследно, иначе цивилизация бы давно погибла. Они передают себя через детей, внуков, правнуков, праправнуков. И это должно остаться. Я походил по улицам города, и, сравнивая с некоторыми другими городами, здесь действительно очень много светлых лиц, лиц, с которыми хочется остановиться и заговорить. Это правда. И я понимаю, почему многие переселенцы после ГУЛАГа остались здесь, а не поехали в центры. Они решили, что бывает и такая Россия – намоленная, чистая, светлая. С уникальной резьбой, с уникальными домами, сегодня уже на две трети испорченными и погубленными…

«Расхулиганить учителей»

Очень много было сказано о школе. Михаил Казиник продвигает собственную «Школу нобелевских лауреатов», заявляет о новом методе преподавания. В зале были зрители-учителя, которые говорили, что регулярно с детьми смотрят выступления Казиника. Не будем давать оценку методикам, предлагаемым маэстро. Просто изложим его точку зрения на школу, а выводы каждый читатель сделает сам.

Избавляться от советской школы нам всем, по мнению Михаила Казиника, придётся очень долго: «Что такое наша советская школа? Я сейчас скажу. Это «Бурямглоюнебокроетвихриснежныекрутя…». Там есть замечательный вопрос: «О чём рассказывает Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Зимний вечер»?» Представляете себе, ученик средней школы должен передать своими словами то, что Пушкин, гениальнейший из гениев, написал в стихотворении… А поэзия в принципе не переводима на язык прозы. Она переводима на язык музыки и язык эмоций. Помните, как отвечает ученик? Полным ответом, руки на парте: «Марь Иванна, Александр Сергеевич Пушкин рассказывает о том, что буря, Марь Иванна, мглою небо кроет…» Свои слова – это «Марь Иванна». Но второй вопрос страшнее, мы до сих пор не избавились от этого: «Какова главная идея произведения?» Если ученик дотошный и прочёл стих не в сокращённом варианте, то он честно скажет Марье Ивановне страшную вещь: главная идея стихотворения Пушкина «Зимний вечер» заключается в том, что следует выпить. Это есть наша школа, из которой мы все вышли!» èèè

Детей, которым сегодня по 5–7 лет, нужно учить по-другому, считает Казиник. «Мне скажут: вы что, хотите переделать всех советских учителей? Не получится. Они уже такие и не станут другими». На эти словах Казиник вызвал из зала двух учителей – мужчину и женщину. И предложил читать по ролям отрывок из стихотворения Пушкина «Мельник». «Гениальный стих, только Пушкин мог так шалить!» – сказал Михаил Семёнович. И показал, как свершается «пушкинское чудо», если внимательно вчитаться в стихотворение. Пушкинский мельник преображается, когда видит, что в доме стоят сапоги с медными шпорами. Значит, у мельничихи появился богатый любовник. Жена обеспечила им будущее. «Всё, у мельника уже карьера пошла!» – сказал Казиник и исполнил кусок из романса «Мельник» Александра Даргомыжского. Когда идут слова мельника: «Вот уж сорок лет живу…», звучит мелодия гимна России. На мельнике уже воображаемый мундир и отблески будущей государственной карьеры.

«Браво! – подытожил Казиник, когда музыка отзвучала. – Что мы сейчас сделали с нашими дорогими учителями? Всего лишь одну деталь – мы расхулиганили их. Вывели их врождённые театральные способности, и они уже чуть-чуть для себя поймут, как можно начать урок… Почему мы прочли это маленькое стихотворение? Потому что школа – это что? Выбирайте. Тюрьма? Нет. Армия? Нет. Что такое школа? Это театр. Это театр, где все знания получаются через улыбку, через радость, через удивление. Постоянная радость. Потому что всё живое на земле постоянно играет. Все киски, все собачки. Даже махонькие детки, ещё несмышлёныши, цыплятки, играют друг с другом. А на самом деле они не играют, они готовятся к жизни. На самом деле подготовка к жизни – это великая и радостная игра. И превратить школу-театр в тюрьму – это надо было уметь».

«Сейчас я трахну молотком по ним…»

Михаил Казиник советует начинать говорить с детьми с музыки. Общаясь с нобелевскими лауреатами, Казиник понял, что в детстве они были окружены хорошей музыкой. «А потом, через 30–40 лет, – Нобелевская премия, – подытожил он. – Есть связь? Есть. Потому что левая и правая доли мозга должны быть в единстве. Как только вы начинаете долбить в одну сторону, вы губите детей. Математика и музыка – это две однояйцевые сестры…» Для того, чтобы показать связь музыки и математики, Казиник взял токкату и фугу ре минор Баха, пообещав раскрыть «тайные коды» композитора. В повествование маэстро была вставлена увлекательная история о 400-километровом путешествии Баха в Любек, чтобы послушать концерт органиста церкви Святой Марии в Любеке Дитриха Бекстехуде.

Однако готовил Казиник слушателя вовсе не к историческим анекдотам, нужно было не испугать его сразу словами «золотое сечение» и «логос». Бах, по словам Казиника, мучительно искал ответ на вопрос, что значит фраза: «Вначале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». «Он пришёл к выводу, что вначале была структура, гармония, она была у Бога, и Бог сам был гармонией, – рассказывал маэстро. – Логос, система! Нам всю жизнь испортило марксистское утверждение, что бытие определяет сознание. Это правда, но только для лошадей. Бытие в стойле определяет сознание стойла. Бытие лягушки в болоте определяет болотное сознание. Человек – единственное творение, у которого сознание определяет бытие. Человек выстраивает бытие в соответствии с сознанием, высочайшей искрой, данной ему Вселенной».

Михаил Казиник исполнил первые звуки токкаты Баха и сообщил, что находятся они «в зоне золотого сечения клавиатуры». «Золотое сечение, числа Фибоначчи… Каждое следующее число – сумма двух предыдущих, – рассказывал маэстро. – Золотое сечение совершенно правильно называют «божественной пропорцией». Наша планета находится в зоне золотого сечения Млечного пути… Зона золотого сечения находится у нас на руке. Могу показать, не раздеваясь и не делая операцию себе». Он начал отмерять отрезки на предплечье: «Вот – А, а вот С, где Б? На пульсе! А теперь читаем: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…» Слово «сердца» – в зоне золотого сечения у Пушкина. Вся великая поэзия, вся великая музыка есть ничто иное, как гимн золотому сечению. Мы рождены и рождаем детей с божественными пропорциями. Все эти пропорции во всём: во всех снежинках, во всех кристаллах, во всех движениях – и в человеческом теле, и в ракушках, и в головке завитой скрипки…» И токката и фуга ре минор Баха – это гимн создателя, когда первые гармоничные звуки пытается прервать хаос, но потом жизнь побеждает смерть и следует музыкальное выражение акта божественного творения.

Музыка, стихи, архитектура, живопись, по мнению маэстро, – это то, благодаря чему создатель ещё не уничтожил наш мир. «Мы за эти десятки тысяч лет так не построили себе дома, разрушив всё, что было прежде, разделились на чёрных, белых и жёлтых, на гендерные, на гомофобные, на какие угодно признаки, – говорит Казиник. – И все эти, и вот эти, и эти переживают по поводу существования других… И вот Главный инженер, Создатель посмотрел на нас и думает: «Всё! Сил моих больше нет, сделаю какой-нибудь эксперимент в другом, тихом месте Млечного пути. Этот не удался. Сейчас я трахну молотком по ним, метеоритом в поперечнике 50 километров, трахну в самое населённое место…» А мы в это время… – Казиник сел за инструмент и заиграл «Лунную сонату»…. – И нам повезло. Главный Инженер, он же Аллах, он же Элохим, он же Бог-отец. Он у нас меломан. Как бы мы его ни называли. Он из-за них нас не уничтожает. Потому что планета Земля всё время кругом звучит «Лунной сонатой», токкатой и фугой ре минор Баха… И как их уничтожить гадов, если они всё время рожают таких, как Моцарт, как Бах, если они расписывают Сикстинскую капеллу, если они пишут такие стихи, как этот бабник и картёжник российский? Это всё наши адвокаты».

Образы маэстро звучат каждый раз по-новому. Хотя я уже слышала их в записях других лекций, но они не становятся от этого менее впечатляющими. Безусловно, мы имеем дело с человеком, который отдаётся сцене на 100%, и зритель это чувствует. Другое дело, что происходит со зрителем потом, когда он уходит с лекции. Куда он пойдёт – на «Флибусту», чтобы узнать точнее про золотое сечение, или на следующую игровую лекцию? Думаю, что тут каждый выбирает по себе. Если Михаил Казиник кого-то сподвиг скачать книжку про Баха или вгрызться в литературу о «божественных пропорциях», то спасибо ему.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры