издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тайны Египта на берегу Ангары

В Иркутске выступил известный египтолог Виктор Солкин

Медицинские папирусы древних египтян, прихрамовые медицинские школы, феномен Нефертити – об этом говорили в Иркутске в самом начале февраля. В фестивале «Наука по УМолчанию» приняли участие директор уникальной московской библиотеки – культурного центра имени М.А. Волошина – Сергей Куприянов и главный хранитель восточных фондов известный египтолог Виктор Солкин. В «Волошинке», которая ранее была рядовой районной библиотекой Москвы, сегодня хранится единственное в России открытое собрание книг по египтологии, насчитывающее около 2 тысяч бумажных изданий и более миллиона электронных. И вот «Волошинка» впервые в Иркутске. Лекции Виктора Солкина прошли с аншлагами, слушатели не хотели его отпускать.

«Это домик, а не библиотека»

«Волошинка», или библиотека имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО, расположена на Новодевичьем проезде в Москве. Два её представителя – директор Сергей Куприянов и главный хранитель восточных фондов египтолог Виктор Солкин – побывали Иркутске на фестивале «Наука по УМолчанию». «У «Волошинки» очень интересная, самобытная, а самое главное – рабочая концепция, которая позволила за семь лет из обычной районной библиотеки, которая ничем не отличалась от одной из 440 муниципальных библиотек Москвы, сделать библиотеку не только федерального, но и международного уровня», – считает директор библиотеки имени Молчанова-Сибирского Лариса Сулейманова.

«На самом деле с помощью маленьких ресурсов можно делать огромнейшие вещи», – убеждён Сергей Куприянов. Сегодня библиотека, общая площадь которой всего 750 кв. м, – одна из самых известных московских площадок, она специализируется на востоковедении, истории религиозных течений, выставках подлинников восточного искусства. А в своё время была рядовой библиотекой Москвы, носила с 1918 года имя Карла Маркса. «К 1991 году библиотека пришла с огромным книжным фондом, но столкнулась с тем, что мы наблюдаем сейчас во всех библиотеках страны: люди в них перестали ходить, – рассказал Сергей Куприянов. – У людей начинается иной жизненный пласт, они начинают думать по-другому. И само понятие «чтение книги» уходит на второй план». По словам Куприянова, толчком к новому этапу развития библиотеки стал визит в 2007 году Его Святейшества Далай-ламы XIV. На тот момент «Волошинка» имела номер (имя Карла Маркса было снято). Одна из почти двух тысяч муниципальных и учебных библиотек Москвы, одна из тех, которые должны были бороться за выживание.

Библиотеку освятили по буддийской традиции. «Как мы считаем, с этого момента она стала пытаться жить по-новому, работать над самоидентичностью», – говорит Сергей Куприянов. Дальнейшие искания привели к тому, что библиотекой был выбран путь на восток – через Волошина. В 2007 году правительство Москвы присвоило библиотеке имя Максимилиана Волошина. «Для того, чтобы спасти библиотеку, было принято решение трансформировать пространство, но прежде всего сделать красивую оболочку», – говорит директор. Команда Сергея Куприянова, пришедшая в библиотеку в 2012 году, принесла с собой востоковедение. Оно стало важным направлением работы, а потом и «локомотивным».

В 2012 году в Санкт-Петербурге у наследников известного советского египтолога Олега Берлева «Волошинка» приобрела библиотеку, архив и личные вещи учёного. И тогда было принято решение создать на базе «Волошинки» первую открытую библиотеку по египтологии в России. Сейчас это более двух тысяч единиц хранения на бумажных носителях на шести языках и порядка миллиона единиц хранения в электронном виде. Кроме собрания Берлева есть наследие А.И. Еланской, О.В. Ковтуновича, В.Н. Ларченко, а также крымского археолога Ольги Дашевской.

Библиотека живёт: у неё огромное количество проектов, в том числе международных (совместно с японскими, египетскими, турецкими коллегами), в ней устраиваются выставки уникальных предметов восточного искусства, нередко из малодоступных частных коллекций (120 тысяч посетителей выставок за семь лет). Читаются лекции, организовываются семинары, тренинги, есть свой маленький египетский музей, «Гостиная путешественника». «Мы наполняем библиотеку предметами искусства», – говорит директор. Он убеждён, что уютное пространство влияет на желание читателя вернуться. «Аура для нас очень важна, – говорит он. – Читатели начали называть библиотеку «домиком», и это очень важно для нас». В центре проходит около шести крупных лекций в неделю. В числе имён, которые возвращены благодаря библиотеке, – шумеролог, поэт, переводчик с шумерского и аккадского Вероника Афанасьева. «Вывод её как эксперта на творческую арену вместе с молодыми был удачен, и мы стали продолжать», – говорит Сергей Куприянов. Сейчас аншлаги в библиотеке собирают лекции япониста Анны Егоровой, искусствоведа, сотрудника Государственного Эрмитажа. Не менее популярны лекции коллеги Егоровой по Эрмитажу китаиста Марии Меньшиковой.

В 2014 году библиотека приобрела свой торговый знак, логотип. «Мы создали своё узнаваемое лицо, и это очень важно», – говорит Сергей Куприянов (для библиотек Москвы с 2014 года введено единое брендирование, но лучшие из них имеют собственные узнаваемые знаки). Символ библиотеки – скульптурный портрет древнеегипетской царицы, которую воспел под именем «Таиах» Максимилиан Волошин. Библиотека пошла на то, чтобы самостоятельно начать комплектовать фонды. По мнению Куприянова, качественная экспертная закупка повысила посещаемость: в 2018 году в библиотеку пришло порядка 52 тысяч человек.

Сейчас библиотека ещё и участвует в издании книг. Это, к примеру, совместная работа с английским издательством Thames & Hudson Ltd., выпуск на русском бестселлера Николаса Ривза «Тутанхамон. Царь. Гробница. Сокровища фараона». Научным редактором выступил Виктор Солкин. Книгу увидели также читатели иркутской «Молчановки». В планах «Волошинки» – издание 4-5 качественных книг, в основном переводной литературы по истории востока.

Зашить «губы раны»

«Волошинка» давно вышла за пределы МКАД. В 2014 году она помогала экспертно и через краудфандинговую платформу Воронежскому областному художественному музею имени И.Н. Крамского, имеющему египетскую коллекцию. Было собрано около 2 млн рублей, эксперты «Волошинки» участвовали в проекте реновации экспозиции. В 2018 году совместно с Петропавловской крепостью был проведён образовательный проект по воссозданию российскими мастерами уникальных предметов из гробницы Тутанхамона. В будущем выставка этих высокоточных копий древних предметов, которые никогда не покидали музей в Каире, а то и вовсе погибли в революционных событиях, может отправиться по городам России.

Возможно, в числе этих городов будет и Иркутск. Пока же «Молчановка» встречала египтолога Виктора Солкина. На его лекции не было свободных мест, люди стояли, чтобы услышать одного из самых лучших популяризаторов истории Древнего Египта. Музеолог, создатель и руководитель Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» рассказывал о медицинских папирусах, показывал слайды с инструментами древних хирургов, перед слушателями открывали двери прихрамовые медицинские школы.

– На протяжении 3,5 тысячи лет своего развития вся египетская цивилизация отличалась тем, что во главу своего культурного кода ставила человека, – говорит Солкин. – Мы знаем имена архитекторов, учёных, врачей, астрономов Древнего Египта… Преемственность в религиозном, научном знании была неотъемлемой частью того, что мы называем сегодня Великой цивилизацией фараонов. Медик, колдун, предсказатель. Эти три функции египтяне исполняли при дворах не только своего фараона, но и других владык Древнего мира. Египет предвосхитил многие открытия, которые стали доступны только в эпоху Возрождения.

Во многом тот факт, что мы немало знаем сегодня об удивительной медицине Древнего Египта, обусловлен не только мудростью этого народа, письменной культурой, но и удивительным климатом Нильской долины. Сохраняется всё: ткани, папирусы, тончайшие изделия из дерева. Эти свидетельства, если они были укрыты в гробнице в пустыне, способны существовать на протяжении многих тысяч лет. Уровень медицины, которого достигли египетские врачи, связан ещё и с тем, что египетский религиозный ритуал требовал обязательного бальзамирования тела. Религиозная традиция не запрещала вскрытие тела, что породило феномен прихрамовых медицинских школ.

– Что же было в медицине Древнего Египта такого, что заставляло о ней говорить все другие народы древности? Вот перед нами знаменитый хирургический папирус Эдвина Смита: около 1600 года до нашей эры, 6,5 метра длиной. Это один из старейших образцов медицинской литературы. В нём содержатся древнейший египетский свод по хирургии, описание работы хирурга, ран головы, шеи, плечей и груди, 48 случаев излечения человека хирургическими методами. Древнеегипетская медицина поразительно точно строится на этике и честности врача. Все разделы начинаются с одной фразы: «Это болезнь такая-то, я её знаю и возьмусь лечить». Или другие варианты: «Я её знаю, не умею лечить, обращусь к другому врачу», «Я её не знаю, потому не возьмусь лечить». Момент врачебной этики был заложен задолго до клятвы Гиппократа. Многие годы в учебниках современная медицина возводилась к традициям медицины Древней Греции, Древнего Рима. Но вот что поразительно: все лучшие умы Греции гордились, что учились в Египте.

Удивительны, как считает Виктор Солкин, не только сами древние рецепты и методики лечения, изложенные в папирусе, но и сами описания ран. Например, края раны по-древнеегипетски – это «губы раны»: рана «говорит», эти «губы» надо сшить, чтобы рана перестала «говорить», а потом и исчезла. Это абсолютно чётко укладывается в концепцию вечной жизни, которая существовала в Древнем Египте, потому что тот, кто дышит и говорит, – живой, тот, кто нет, – мёртвый.

У древних египтян была колоссальная медицинская практика. В Гизе, одном из крупнейших некрополей Древнего царства, у подножия пирамид есть некрополь тех рабочих, которые когда-то их строили. Это была, выражаясь современным языком, «национальная стройка» для каждого египтянина и возможность приобщиться к духу своего царя в загробном мире. «Это удивительно, но на каждую сотню рабочих приходился один врач! – говорит Виктор Солкин. – Это несопоставимо ни с одной древней цивилизацией, я говорю о рубеже 27-26 веков до нашей эры. Мы знаем имена этих врачей, царское жалование, которое они получали. Колоссальная стройка, где было огромное скопление народа, давала серьёзную практику египетским врачам».

На экранах «Молчановки» один за другим возникали изображения древних папирусов… Вот папирус Эберса, один из самых известных анатомических текстов Древнего Египта: около 20 метров, 19 век до нашей эры. «Тут есть и магические заклинания от злых духов, потому что египетская медицина от магии никогда не отрывалась, но есть и реальные описания болезней желудка, болезней кожи, ран, шелушения, язв, болезней ануса, болезней сердца и рекомендации по диетологии… А вот лекарство от головной боли, сделанное богиней Изидой для её отца – бога Ра», – рассказывает Виктор Солкин. Впервые в этом тексте человечество пришло к пониманию функций сердца и кровеносной системы. А в 1889 году, к примеру, был найден Кахунский медицинский папирус, посвящённый женским болезням. И тут описывается очень многое: болезни, симптомы, окуривание беременных, тесты на беременность…

Папирус Херста, датированный 21 веком до нашей эры, содержит 250 предписаний для лечения сломанных костей, воспаления лёгких, лихорадки, дизентерии, водянки, отёков, заболеваний паразитами, болезней сердца, аневризмы, диабета, непроходимости кишечника, рожистых воспалений, цинги… И, наконец, укусов: от насекомых до укуса гиппопотама. «А в конце текстов большой раздел косметических рецептов, которым в своё время интересовались Дом Елены Рубинштейн и L’Orеal. Дело в том, что в папирусе приведены научные методы выработки растительных экстрактов для нужд косметологии. В жарком климате кожа стареет очень быстро, потому косметология, способы устранения пигментных пятен в мире египетского доктора занимали очень большое значение с самых древних эпох», – отмечает эксперт.

Медицина в Древнем Египте была ещё и занятием элитарным, кроме прихрамовых школ существовали медицинские кружки при царях, царицах. Зафиксирован случай, когда при одной из цариц существовал кружок женщин-врачей. Удивительная сохранность египетских мумий позволяет сегодня анализировать, какими болезнями страдали древние египтяне, цари и царицы. К примеру, у супруги Аменхотепа III были обнаружены головные вши и артрит.

Лекция длилась более двух часов, и описать всё невозможно. Сам Виктор Солкин посоветовал слушателям обратиться к записям его лекций в Сети, в которых материал изложен ещё более подробно.

«Залы полные, люди радушные»

Днём 9 февраля Виктор Солкин прочёл в библиотеке имени Молчанова-Сибирского лекцию «Медицина фараонов», а вечером рассказывал в «ПродаЛите» в 130-м квартале о Нефертити. И, наконец, на Ольхоне он снова собрал аншлаг, рассказав о тайнах и сокровищах Древнего Египта. Там же о «Волошинке» и поисках новых смыслов для библиотек рассказывал Сергей Куприянов. Слушатели подолгу не хотели отпускать сотрудников «Волошинки».

– Конечно, всё, что мы делаем, – это большая командная работа, – говорит Виктор Солкин. – Коллектив небольшой, всего восемь человек. Но на большие проекты типа «Библионочи» мы привлекаем порядка 40 волонтёров. Но это волонтёры такого уровня, что мы не боимся доверить им статуэтку Будды. Её держал в руках Дарма-Доди Жалсараев. Будда, которым была переосвящена земля Иволгинского дацана. В Иркутске говорить об этом – особенная честь, потому что ваш регион сильно связан с буддизмом. Это ещё и возможность дать молодым ребятам-волонтёрам уникальный опыт. Я думаю, именно библиотека может стать пространством большого эксперимента, потому что она не так ограничена хранительскими нормами, как музей…

Виктор Солкин напомил, что Иркутский художественный музей неоднократно выставлял вещи буддийского и монгольского искусства из петербургских частных собраний, но библиотека в этом смысле ничуть не хуже музея. «Предмет везёт эксперт, он везёт за собой книгу, и сопряжение знаний становится комплексным, – говорит он. – У нас в «Волошинке» всё построено вокруг объекта. Человек приходит в библиотеку, видит интересный предмет, узнаёт, что вокруг него есть комплекс экспертных знаний, и, наконец, не может пройти мимо книг о предмете, об эпохе. Вот так мы строим работу». Сергей Куприянов и Виктор Солкин полагают, что у любой библиотеки, центральной или провинциальной, есть шанс найти себя и стать не пустым пространством, а «нашим домиком». Виктор Солкин привёл в пример библиотеку имени Достоевского в Москве, которая преобразилась, когда взяла тему пространства современного города, краеведения. А библиотека имени В.Я. Вульфа стала не только местом, где хранится его архив, но и своеобразным «французским салоном», где за честь считают выступить лучше голоса Большого театра. «Не надо бояться мечтать конкретно», – убеждён Солкин.

«Фестиваль «Наука по Умолчанию» – это очень, очень круто, – написал он в своём аккаунте в «ФБ» по итогам поездки. – Астрономы, химики, естественники, археологи, историки, библиотекари, люди самых разных специальностей, неравнодушные к науке и популяризации научного знания, были собраны «Молчановкой» просто в какое-то созвездие, каждому человеку было очень приятно пожать руку! И тут совершенно не помеха, что днём -28, а к вечеру до -41 градуса мороза! Залы полные, люди радушные, искренние, жадные до знаний…»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры