издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Апофеоз любви

  • Автор: Арнольд БЕРКОВИЧ

Незаметно проходит время, и вот уже гастрольная афиша Бурятского Академического театра оперы и балета практически подошла к экватору. Мы уже говорили, что театр в нынешний приезд решил разделить гастрольный репертуар на две половины и первую часть его предоставил балетным спектаклям.

В этом шаге была заложена уверенность театра в потенциальных творческих возможностях балетной труппы, которая своими спектаклями максимально заинтересует иркутского зрителя и обеспечит успех иркутских гастролей. С другой стороны, театр стремился  наиболее полно представить практически все наиболее популярные и любимые зрителями классические балеты: это и «Лебединое озеро» П. Чайковского, и «Жизель» А. Адана, и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, и «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, и «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова, и три балета для детей.

Несомненно, была у театра ещё одна творческая задача – показать обновившийся молодой состав балетной труппы, которая стала по сути национальной за счёт пополнивших её выпускников Улан-Удэнского хореографического училища.

Безусловно, среди балетных спектаклей  всегда особое  внимание вызывает у зрителей балет П. Чайковского «Лебединое озеро». Бурятский академический  представил его в новой редакции заслуженного артиста России и народного артиста Республики Башкортостан Шамиля Терегулова. Как положительное хочу отметить, что новая редакция не коснулась классической основы либретто и хореографии М. Петипа и Б. Иванова, она весьма целомудренно сместила некоторые эпизоды, свела балет до двух актов и представила балетные партии Одиллии и Одетты как самостоятельные. Разделение партий основных героинь – приём не новый, он позволяет более полно представить одномоментно актёрские возможности  нескольких имеющихся в труппе высокотехничных балерин. Но это, на мой взгляд, обедняет хореографический и актёрский потенциал примы и изменяет смысловую ошибку Зигфрида, который в Одиллии увидел Одетту. Претензий же к исполнительницам нет. Трепетно-трогательная  Одетта в исполнении Е. Мижитовой. Её танец, наделённый отточенной техникой, сохраняет трагическую пластику девушки-лебедя, которая отчётливо сменяется поэтикой торжествующей любви. И как олицетворение хищника – коварная, экспрессивная Одиллия в исполнении Б. Цыбиковой с чётко выстроенной и графически рельефной партитурой танца.

В классических балетах мужские партии несут второстепенную роль, и зачастую они, обогащённые выразительной фактурой танцовщика, особой технической оснащённостью и звучащей лирической насыщенностью, приобретают достойную равнозначность. У артиста балета Б. Цыдыпылова все эти факторы налицо, и он достаточно красиво и актёрски достойно создал образ Зигфрида.

Много юмора и танцевальной живости в лёгком, светлом танце заслуженного артиста Республики Бурятия Б. Дамбаева (шут).

Декорации художника-постановщика В. Фёдорова таинственны, пространственно объёмны, полны красоты и лёгкой грусти, что придаёт спектаклю особую первозданную прелесть.

Сомнение вызывает финал балета, когда гибнет злой гений Ротбарт и все лебеди должны превратиться снова в девушек, однако они  остаются в прежнем, лебедином обличье. Неискушённый зритель уходит со спектакля в некотором замешательстве.

Нынешний гастрольный балетный репертуар театра можно было бы рассматривать как хореографическую поэму о любви, рассказанную взволнованно разными творцами и овеществлённую талантом и вдохновением Бурятского Академического. В этом гимне любви особая страница принадлежит другому замечательному русскому композитору, С. Прокофьеву, и его балету «Ромео и Джульетта». Созданный композитором семьдесят лет тому назад, он до сих пор волнует зрителей чистотой чувств, трагизмом ситуации, беззащитностью героев Шекспира перед нравами и предрассудками истории.

В Бурятском Академическом нынешний балет «Ромео и Джульетта» поставлен также балетмейстером из Республики Башкортостан Шамилем Терегуловым. Как и в поэтическом первоисточнике, балетмейстер концентрирует внимание зрителей на взаимоотношениях Ромео и Джульетты, их возвышенной любви и трагической гибели. Во имя этого Ш. Терегулов выводит на первый план основных героев, делая их танец более зрелищным и эмоционально насыщенным. Заслуженная артистка Республики Бурятия В. Миронова, исполняющая партию Джульетты, – лёгкая, изящная, по-девичьи  открытая. Демонстрируя отточенную технику, зрелищность поз и движений, балерина наполняет их непринуждённостью и естественностью, и танец у В. Мироновой становится логическим отражением внутреннего состояния Джульетты, ярким балетным воспроизведением шекспировского текста.

Прекрасен партнёр В. Мироновой – заслуженный артист Республики Бурятия Б. Раднаев. Превосходные сценические данные, лёгкость и благородство танца, академическая строгая манера исполнения в сочетании с драматическим талантом и искренностью позволяют нам говорить о созданном им образе Ромео как о большой сценической удаче.

В числе несомненных творческих достижений балета – партия Тибальта  в исполнении импульсивного и экспрессивного И. Иванова и образ Меркуцио  в исполнении Б. Дамбаева, лёгкого, изящного, поэтично живущего и поэтично умирающего, а также классически красивый Парис в эпизодическом, но ярком воплощении заслуженного артиста Республики Бурятия В. Кожевникова.

Отличные декорации создал для спектакля московский сценограф Дм. Чербаджи: они в духе времени трагедии, в проёме второго плана позволяют быстро и адресно изменить картину.

Вообще хочу заметить, что театр очень серьёзно отнёсся к нынешним гастролям: сценография спектаклей полноценная, а не на подборке, и потому часто вызывает аплодисменты зрителей; красочные и информативные программы; высокая степень ответственности исполнительского состава.    

Балет А. Адана «Жизель» на протяжении многих лет входит в репертуар Бурятского Академического театра. Он был перенесён на его сцену заслуженной артисткой России Ксенией Тер-Степановой, солисткой балета Мариинского театра. Постановка классическая, но мне хочется отметить здесь молодую исполнительницу партии Жизели Е. Мижитову. Трогательная трагедия Жизели передаётся балериной взволнованно, с глубоким эмоциональным насыщением классической хореографии. Особенно впечатляет кульминация роли – сцена сумасшествия Жизели.

Анализируя балетные спектакли театра, воочию убеждаешься в возросшем сценическом мастерстве балетной труппы, которая сегодня располагает замечательным, зрелым и технически, и музыкально, и хореографически кордебалетом; имеет в своём составе солистов, уровень и талант которых мог бы стать украшением многих театров. Все балетные спектакли идут в сопровождении музыкальной фонограммы, что, к сожалению, лишает зрителя естественного звука, но, с другой стороны, записанный оркестр звучит профессионально и ни в коей мере не умаляет достоинства спектакля.

Балетный дивертисмент, рассчитанный на полмесяца, завершается, но мы ещё увидим артистов в оперных спектаклях, ещё впереди знаменитая «Красавица Ангара» – блестящая сибирская гордость и визитная карточка Бурятского Академического театра оперы и балета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры