издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К барьеру!

Наша газета неоднократно писала о необходимости создания безбарьерной среды в Иркутске. Алёна КОРК посмотрела на город глазами человека с проблемами опорно-двигательного аппарата, колясочника и мам с маленькими детьми.

Зима – это блокада, абсолютная блокада

В последние пять лет для иркутянки Валентины Храмовой город из привычной любимой среды стал полосой препятствий. Живая, энергичная и любознательная женщина оказалась заложницей собственных ног. А тросточка стала обязательной спутницей при любых выходах из дома. 

– Когда я не болела, то так шустро бегала, никто не мог за мной угнаться, – грустно улыбается наша героиня. – И вдруг резко сдала, пришлось поубавить темпы жизни. Это, конечно, расстраивает. Но ещё больше расстраивает, что почти все привычные радости жизни – выставки, театры, прогулки по городу – стали недоступны. 

Храмова живёт в предместье Рабочее. Самый доступный вид транспорта здесь – трамвай. 

То же самое касается и некоторых участков по длинной улице Декабрьских событий, части микрорайона Солнечный (близ Сибэкспоцентра) и Свердловского района (от железнодорожного вокзала до политеха). Но дело в том, что в трамвай Валентина Храмова, как и десятки других людей с больными ногами, просто не может забраться. Слишком высоко. То, что для других обыденность, для неё – неодолимое препятствие. 

В частном доме всё заточено под больные ноги Валентины Семёновны. Муж специально для неё сделал коротенькие ступеньки на крыльце. И пожелание Валентины Храмовой (за которым можно смело прочесть пожелания и других людей с проблемами опорно-двигательного аппарата) – это доступность хотя бы трамваев. В маршрутку сесть просто невозможно, замечает наша собеседница. 

– Сначала я мечтала о том, чтобы на каждой остановке выстроили что-то вроде подиумов небольшого размера. Если трамвай будет останавливаться строго напротив подиума, то и сесть в него будет намного проще. Но потом подумала, что некоторые остановки расположены прямо на пути автотранспорта. И такие подиумы создадут им преграду. Не стоит ради определённых людей создавать преграду для всех. И лучше было бы каждый трамвай на первом или последнем выходе оборудовать дополнительной ступенькой. Выдвижной или приваренной, это не так важно. Всего одна дополнительная ступенька, а человеку с палочкой, маме с ребёнком и женщине небольшого роста будет комфортно. Я, например, не могу ногу в узкое пространство завести. А такая ступенька и даст возможность развернуться, и просто облегчит подъём.

Как узнал «Иркутский репортёр», трамваев в нашем городе 58. То есть 58 ступенек требуется для комфорта некоторых категорий иркутян. Не такие уж и значительные расходы, думается. Чтобы не пришлось пожилой женщине полтора часа идти в аптеку за лекарством. В октябре Валентине Храмовой пришлось совершить такую прогулку. Муж на три дня уехал в командировку. Срочно нужно было забрать бесплатное лекарство. И дорога от дома до аптеки заняла полтора часа. Столько же времени пришлось идти обратно. Трамвай этот путь существенно бы облегчил и сократил. 

Другая проблема городской среды – снег, точнее, то, что скрывается под ним. Летом, пока не скользко, и с тросточкой можно гулять. Но зима, по словам Валентины Храмовой, – это блокада, абсолютная блокада.

– Скользко очень практически везде, – говорит женщина. – Для пожилых людей это опасно – многие страдают остеопорозом. И перелом шейки бедра в пожилом возрасте часто не зарастает, человек больше не может передвигаться самостоятельно. Никогда не знаешь, что тебя ждёт под снегом. И там может быть такая катушка! 

«Если честно, мне для счастья немного нужно – перила. Возможность где-то зацепиться, чтобы не упасть. Мне поднимают настроение перила и эскалаторы», – смеётся Валентина Храмова. Наша собеседница имеет в виду участки, обложенные скользкой плиткой; крутые ступеньки и всё, что для здоровых людей лишь досадные мелочи, для людей с больными ногами уже препятствие и страх. 

Перила, улицы без гололёда и трамваи со ступеньками – и только-то для удобства людей с тростью в руке. 

Из вузов подошёл один-единственный 

18-летний иркутянин Никита Блохин уже был героем наших публикаций. В этом году парень стал студентом ИрГУПСа. И во многом вуз для Никиты родители выбирали, исходя из наличия доступной среды. Баллов ЕГЭ у Никиты хватило бы для поступления на бюджет во все иркутские вузы по общему конкурсу. Как вспоминает мама, Наталья Блохина, решение стать программистом Никита принял ещё в пятом классе, к этому и готовился все годы. 

– Мы подали документы в ИГУ, ИрНИТУ и БГУЭП (ныне БГУ. – Авт.). В каждый из вузов я съездила по нескольку раз. Оценивала парковку, вход, лестницы, поручни, туалет, пороги, парты, наличие розеток в классах для подзарядки ноутбука, замеряла ширину дверей в аудиториях, прошла с прошлогодним расписанием по этажам. Никита очень хотел учиться в ИГУ, у этого университета хорошие отзывы. Плюс нам нравились расположение и компакт­ность здания. Но университет пришлось вычеркнуть первым, так как на коляске можно доехать только до охраны, дальше турникет, через который не пройти, к тому же там неудобные лестницы. БГУЭП подкупал лифтами и удобной парковкой, на деле же оказалось, что лифты есть только в новых корпусах и останавливаются они не на каждом этаже, часть же занятий будет проходить в старых зданиях с крутыми лестницами и сложными переходами. Следующим был политех, лестницы перед входом и внутри нас не смутили. Но когда я прошлась с расписанием, то поняла, что за 10 минут перемены мы не сможем добраться до другого корпуса и подняться по лестнице. Как-то мы проезжали мимо ИрГУПСа, который даже не обсуждали. Но решили остановиться. Сразу же напугали парковка и длинная лестница к институту. Но когда я вошла внутрь здания, то поняла, что нашла то, что нам нужно, – широкие двери, лифты, минимум порогов и удобные ­аудитории с розетками. Посоветовались с Никитой и подали документы. Так что вуз мы выбрали исходя из доступной среды.

Никита учится три месяца, но семья уже уверена в правильности выбора. И дело не только в физическом комфорте и удобстве, но и в отношении. Другим вузам есть на что равняться:

– В отличие от прочих вузов в ­ИрГУПСе нас не спросили, как мы собираемся у них учиться без доступной среды. Наоборот, попросили совета, что нужно сделать, чтобы Никите было удобно и он смог обходиться без чужой помощи. Расписание для нашей группы составили с учётом Никитиной мобильности. Нет длинных переходов, везде можно попасть на лифте. Огромной помощью стало то, что нам выделили место для парковки на территории института и оборудовали удобный вход. Недавно закончили ремонт в туалете, поставили поручни, расширили дверной проём. Отношение к нам благожелательное и со стороны преподавателей, и со стороны ребят. Когда Никита учился в школе, мне приходилось постоянно быть рядом, сейчас же я привожу его в институт и уезжаю, сын справляется сам. Для нас это совсем другой уровень жизни. А ведь надо для этого не так уж и много, всего лишь создать доступную среду. В нашей группе есть ещё один мальчик с похожим заболеванием, встречала таких ребят и на других факультетах, но на коляске сын пока один.

Когда трудно попасть в парикмахерскую, поликлинику и аптеку 

А что же город в целом? Насколько Иркутск комфортен для людей с ограниченными возможностями? Конечно, полный ответ на этот вопрос могут дать только люди, знающие ситуацию изнутри и детально.

– Если рассматривать наш город с точки зрения доступности, то на протяжении 18 лет особых изменений я не вижу, – продолжает Наталья Блохина. – Да, появились реабилитационные центры, новые методики в лечении, стали доступнее средства реабилитации, меняется отношение к инвалидам… Но в плане доступности для колясочников делают очень мало. Несмотря на то что существуют определённые нормативные требования, без соблюдения которых ни одно здание не должно приниматься в эксплуатацию, до сих пор многие городские объекты не оснащены элементарными пандусами и стоянками для инвалидов, не говоря уже о лифтах. Туалеты для лиц с ограниченными возможностями тоже редкость. Человеку, использующему для передвижения инвалидную коляску, без сопровождения попасть куда-либо в нашем городе нереально, а в некоторых случаях одним сопровождающим даже и не обойтись. Нам с сыном трудно сходить в парикмахерскую, в поликлинику, в аптеку, из магазинов доступны только супермаркеты и современные торговые центры. Перед тем как решиться на посещение музея, кинотеатра, кафе с сыном, мы всегда заранее изучаем все нюансы помещения: количество ступенек, высоту порогов, ширину дверей, расположение туалета. Если отсутствие пандуса и высокие пороги можно преодолеть, то узкие дверные проёмы представляют особую сложность, иногда приходится снимать с коляски колёса. Парковка – отдельная тема. Поставить машину поближе к цели поездки для нас не роскошь, а необходимое условие. Поэтому на большие мероприятия мы приезжаем заранее, чтобы успеть занять место, так как специальные парковочные места бывают редко, и те постоянно заняты. Когда сын был маленьким и я могла носить его на руках, мы много путешествовали, ходили в театры, в гости, ездили на природу. Теперь с каждым годом круг наших развлечений сужается. Инвалиду остаётся только посещение торговых центров, что с учётом существующих пенсий насмешка. У нас есть коляска с электроприводом, её вес 60 килограммов, в нашем городе на ней никуда не попасть, так как не существует мест, где можно про­ехать, не поднимая коляску. А в нашем микрорайоне Зелёный ни на какой коляске вообще никуда не попасть.

– Общественный транспорт по-прежнему недоступен для людей на инвалидных колясках? 

– Мы не рискуем им пользоваться. В городе есть автобусы и троллейбусы, в которые можно войти с инвалидной коляской, но, чтобы сесть в них, нужны два сильных помощника. Мы перестали ездить на городском транспорте после того, как однажды автобус тронулся, не дождавшись, пока мы с Никитой дойдём до свободного места. В одной руке я несла сложенную коляску и сумку, на другой – сына. Удержать равновесие сил не хватило, и мы упали в проход. Это было давно, с тех пор только такси или свой автомобиль. Такси тоже не каждое подходит, всегда уточняем, что нужен просторный багажник для коляски.

– Что бы вы поменяли, если бы это было в вашей власти? 

– Самое актуальное для инвалида – это общение. Поэтому на первое место я бы поставила создание службы сопровождающих для инвалидов и социального такси. Это существует, но такое ощущение, что в другой реальности. Хотелось бы иметь возможность заказать такси просто для поездки в кино, например. Маломобильные люди замкнуты в четырёх стенах, часто им приходится находиться дома одним, так как близкие на работе. Иногда люди, ухаживающие за инвалидом, уже физически не в состоянии даже просто вывести их на улицу. Если бы была возможность заказать помощника для прогулки, например, это намного изменило бы качество жизни инвалидов. А в материальном плане я бы ввела льготы по оплате за услуги Интернета для инвалидов. Для многих это единственная возможность общаться с внешним миром.

Отсутствие безбарьерной среды – проблема не только Иркутска, конечно. Блохины всей семьёй были во многих городах России, и, увы, ни один из них не показался лёгким в плане передвижения.

– Огромной нашей ошибкой была поездка в Адлер – там вообще сложно было на коляске передвигаться, на море ходили не каждый день, довольствовались отелем и бассейном при нём. Москва и Питер в плане передвижения удобны только в центре, ещё аэропорты там более приспособлены для инвалидов. Калининград сложен из-за брусчатки. Самыми «проходимыми» городами для нас были Анапа, Солнечногорск и Евпатория.

Всё, мать, сиди дома, не гуляй!

Но самой многочисленной армией страдающих от отсутствия безбарьерной среды Иркутска являются мамы грудных детей. С одной стороны, трудности эти временные – дети растут и начинают ходить своими ногами. С другой – ежедневное преодоление препятствий в виде лестницы в подъезде, крыльца дома, неудобных тротуаров, непроходимых магазинов и поликлиник нервирует и раздражает. А нервничать кормящим мамам очень вредно. Как и таскать тяжести – вес коляски-трансформера может достигать 10–15 килограммов. И это без ребёнка!

Светлана, мама двух дочек, описывает особенности проживания в одном из лучших микрорайонов Иркутска – Солнечном:

– У нас было две беды – поликлиника и молочная кухня. Два года назад поставили в поликлинике пандус, а лестница на молочную кухню – скользкий кошмар с коляской на руках до сих пор. Одна из колясок у меня там даже сломалась. Хотя в целом ситуация меняется к лучшему. Если где-то асфальтируется кусочек двора, то появляются пандусы, пешеходные дорожки и т.д. Но основная проблема по-прежнему заключается не в пандусах, а в людях. Припаркуется кто-нибудь перед пандусом, и ты тянешь коляску по лестнице, вспоминая все известные жаргонизмы. Или поставит машину на съезде с пешеходной дорожки, заедет на неё сантиметров на 30… И любая мамочка знает: главное при этом, перенося коляску с ребёнком на вытянутых руках, – не поцарапать капот. Потому что за капот могут и покалечить. А сколько оскорблений и матов летит на тебя, когда ты сталкиваешься с автомобилем где-нибудь у подъезда, там, где, по сути, общая дорога на всех? Из-за коляски ты мгновенно отскочить не успеваешь. Ну и по-прежнему практически непроходимыми являются подземные переходы. По пандусу вниз из всей семьи коляску может катить только мой муж, максимально оттягивая её на себя, чтобы уменьшить угол наклона. И со стороны это выглядит так страшно, что какая-нибудь тётенька обязательно заорёт: «Молодой человек, осторожнее, ради бога!» Как там инвалиду без сопровождающих ехать, вообще не представляю!

В трамвай люди с больными ногами просто не могут забраться. Слишком высоко. То, что для других обыденность, для них – неодолимое препятствие.

Вероника, мама трёхлетнего мальчика:

– Общественный транспорт, к сожалению, не приспособлен к перевозке малышей в колясках совершенно! С большой коляской приходилось либо ждать низкий троллейбус, куда можно просто шагнуть с коляской, либо идти пешком. Маленькую коляску-трость нужно протаскивать внутрь на руках. И очень мало пандусов, спуститься или подняться по лестнице – задача! А если пандусы и есть, то зачастую они очень крутые. Обойти лестницу не всегда есть возможность, поэтому не раз приходилось на руках нести коляску с ребёнком. 

Болезненными остаются и вопросы инфраструктуры, которая, казалось бы, должна быть заточена под мам с детьми. 

Юлия, мать годовалого мальчика:

– Не во все аптеки, магазины можно попасть с коляской. Особенно детские магазины, что странно. Не смогла попасть в детский обувной магазин на Советской только потому, что коляску было некуда деть, а в сам магазин не заедешь. 

Ксения, мать двоих детей:

– Самый яркий пример сейчас для меня – детское отделение поликлиники Академгородка. К детскому входу нельзя пройти без преодоления ступенек, пандусов нет вообще! Но даже если ты осилил с коляской ступени, то дальше будет сам вход – узкий крохотный коридорчик за первой дверью, в котором ни развернуться, ни повернуться! Некоторые мамы из-за этого вынуждены бросать коляски на улице. 

Нужно отметить, что через дверь взрослой поликлиники, что ведёт в просторный холл, вход с колясками почему-то воспрещён. Такая вот дискриминация. Впрочем, года два назад попасть в детское отделение поликлиники ИНЦ СО РАН было ещё труднее – как в кроличью нору. Узкий вход с двумя очень короткими коридорчиками и тремя дверьми. К сожалению, и этот замечательный район Иркутска – Академгородок – также абсолютно не заточен под коляски. Хотя в микрорайоне много дворов, детских площадок и зелени.

Супермаркеты по всему городу обычно доступны, но! В проходах бывает просто не протиснуться.

Юлия, мать двухлетнего сына:

– Когда ты с ребёнком идёшь по магазинам, сразу отметается куча мест, где узкие проходы между стеллажами с продуктами. Непременно ведь орать начнут, что ты тут все драгоценные продукты своей коляской сшибаешь. Когда-то давно в комитете по защите прав потребителей давали бумагу, которой можно было тыкать в нос арендаторам площади. Если они расставляют свои товары так, что нет возможности свободно пройти с коляской, то на деле должны нести все расходы за разбитый товар сами. Но в реальности начинаются вопли и крик, и в это заведение ты уже больше не заходишь. 

К сожалению, в свеженьких застройках тоже не всегда учитывают интересы мам с грудными детьми и колясочников. Анна, жительница микрорайона Зелёный Берег, передаёт привет застройщику: 

– Я даже из подъезда не могу с коляской выйти, а тем более зайти, потому что прямо от чугунной двери вниз идут четыре узкие, крутые ступеньки! Всё, мать, сиди дома, не гуляй!

Но не всё так плохо, движение есть. У Елены разница между детьми – почти 10 лет. Она видит некоторые позитивные изменения, происходящие в городе:

– Именно разница в десять лет между детьми даёт мне отправные точки для сравнения. Город облагораживается. Очень. И, как ни странно, становятся шире тротуары. И чище от снега тоже. На одной и той же улице я 10 лет назад прорывалась с коляской через сугробы и жалась к кустам, а уже с младшим сыном свободно гуляла. Пешеходные переходы, столь необходимые для расширения улиц, предусмотрены для колясок (не колясочников, очень крутой уклон). Без ложки дёгтя, конечно, никак – нет ограничителей по бокам дорожек в переходах на Волжской и Цимлянской. Сегодня ты можешь попасть в большинство магазинов-супермаркетов. И семья твоя не останется голодной в любом случае. Может, это будет вчерашнее молоко и памперсы на сто рублей дороже, чем в недоступной для тебя аптеке с четырьмя ступеньками. Но факт остаётся фактом: мама в магазин зайти сможет. 10 лет назад это было дилеммой, 20 – вообще неразрешимой задачей. Также из новшеств – некоторые магазины с лестницами уже делают около входа «парковки» для колясок, к которым можно их пристегнуть. Тоже своего рода забота и удобство.

Город потихоньку меняется. Но городу есть к чему стремиться. Начать вполне можно с трамвайных ступенек.

Куда сегодня легко попасть человеку на инвалидной коляске? 

По словам Натальи Блохиной, это ТЦ «Комсомолл», диагностический центр, аэропорт и областной собес. Доступна областная библиотека имени Молчанова-Сибирского, но там не вполне удачная парковка. Jam Moll удобен (кроме кинозалов), но парковочные места для инвалидов почему-то постоянно заняты. Из городских парков самая проходимая роща Звёздочка, на коляске можно прогуляться и по набережной Ангары. Магазины «Абсолют», «Слата», «Спар» удобны лишь условно, так как в них часто перегораживают проходы корзинами с товаром. Очень сложны из-за лестниц кинотеатр «Звёздный», музыкальный театр, стадион «Труд», клуб ДОСААФ. А в старинных зданиях, таких как художественный музей на Карла Маркса, драматический театр, кинотеатр «Художественный», Белый дом, мэрия, ещё и во входные двери очень трудно пройти (они узкие, с высоким порогом и маленьким тамбуром). О бассейне, который просто необходим для реабилитации, можно только мечтать. «Музей оптических фигур с его лабиринтом – не для нас. Перечислять можно и дальше, но из собственного опыта могу сказать, что если есть желание и настойчивость, то попасть колясочнику можно везде. Сотрудники музеев, театров, административных зданий всегда идут навстречу, переносят коляску, открывают служебные входы, дают билеты на удобные места. Только вот эта постоянная зависимость от других очень удручает», – завершает наша героиня. 

Каким, с точки зрения семьи, где растёт ребёнок с инвалидностью, должен быть идеальный город? 

В идеальном городе не должно быть ступенек вообще. В домах – винтовые пандусы, они удобнее и практичнее. Все дома должны быть оборудованы лифтами и широкими раздвижными дверями, тротуары – подогревом, бордюры – пологим съездом. В этом городе должны быть библиотеки для слепых, детские площадки для малышей с ограниченными возможностями, службы сопровождения для пожилых и маломобильных жителей, в школах – тьюторы, в транспорте – подъёмники. В идеале, проектируя идеальный город, архитектор должен научиться видеть его глазами человека с ограниченными возможностями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры