издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В небесах мы летали одних

В
небесах мы летали одних

Письмо полковника в отставке
Николая Иванова пролежало среди
бумаг на моем столе до неприличия
долго, хотя заинтересовало меня
сразу, как только я его прочитал.
Ветеран 30-й воздушной армии дальней
авиации ВВС, штаб которой долгие
годы находился в центре Иркутска,
просил от имени своих бывших
сослуживцев опубликовать в
"Восточке" подготовленные им
записки о 50-летнем боевом пути
авиационного объединения, службе в
котором он отдал жизнь. Мне не
удалось заняться этими материалами
сразу, мешали текущие дела. Но
однажды полковник пришел в
редакцию сам, с внуком. Двум бывшим
советским полковникам, офицерам
расформированных воинских частей
нашлось о чем вспомнить. И я взялся
наконец за письмо Николая
Гавриловича. Текст имел слишком
большой объем. Поэтому я приношу
извинения полковнику Иванову и
предлагаю читателям записки
ветерана ВВС с некоторыми
сокращениями. Это рассказ о
советской дальней авиации и людях,
которые в ней служили.

Стратегия и
тактика масштабной войны на
многочисленных фронтах весной 1943
года требовали повышения
эффективности использования
бомбардировочной авиации.
Необходимо было повысить качество
управления. Поэтому 30 апреля 1943 г.
Государственный комитет обороны
принял решение о введении в дальней
авиации корпусной системы. И уже
через два дня, 2 мая 1943 г.,
командующий авиацией дальнего
действия генерал- полковник А.
Голованов издал приказ, по которому
в АДД было создано восемь корпусов.
Восьмой авиационный корпус, о
котором пойдет речь, формировался
на базе 36-й дивизии, знаменитой тем,
что в ней в то время было 6 Героев
Советского Союза. Комкором был
назначен генерал-лейтенант авиации
Н. Буянский. Днем рождения корпуса
ветераны считают день, когда
командир соединения подписал
приказ о переходе на боевую работу,
— 27 августа 1943 г.

Работа
началась с уничтожения объектов в
глубоком тылу фашистской
группировки "Центр". Уже 28
августа 40 экипажей бомбардировали
артиллерийские позиции немцев в
Николо- Берковичах. В конце августа
и сентябре наносились удары на
Смоленском направлении и под
Ленинградом. Бомбардировщики
атаковали забитые воинскими
эшелонами станции и склады с
боеприпасами.

Мужество и
массовый героизм, проявленные
личным составом экипажей при
освобождении Смоленска 25 сентября
1943 г., стали поводом для того, что в
мае 1944 г. 8-му авиакорпусу АДД
приказом Верховного
Главнокомандующего было присвоено
почетное наименование
"Смоленский".

В ноябре 1943 г.
8 авиакорпус АДД получил
специальное задание. В течение 5
месяцев он обеспечивал проводку
караванов союзников в Мурманск и
Архангельск. Громили вражеские
аэродромы, военно- морские базы и
порты. Главная цель — германские
боевые корабли в Северной Норвегии
и Финляндии.

Особую
стратегическую ценность
представлял для немцев порт
Киркинесс. Сюда из Германии
прибывали суда с боеприпасами,
техникой и продовольствием. Отсюда
вывозилась на заводы "третьего
рейха" никелевая руда. Немцы
сделали все, чтобы защитить порт с
воздуха. Однако наши
бомбардировщики сумели прорваться
через огневой заслон зенитных
батарей и корабельной артиллерии и
нанести немцам удар, равного
которому порт не знал за всю войну.
Самолеты 36-й и 48-й дивизий потопили
в порту три транспорта и сторожевой
корабль. Сам порт был превращен в
пожарище. После этого разгрома
немцам пришлось перенести свои
грузовые операции в глубокий тыл.

В боевой
истории 8-го корпуса особое место
занимает налет на аэродром в
Аккурати. Эта авиабаза имела
принципиальное значение для
немецкой группировки. 28 марта в
штаб 48-й дивизии поступил приказ.
Бомбардировщики прошли через
заслон зенитного огня и обрушили на
самолеты, ангары, склады с
боеприпасами и бензохранилища
тонны фугасных, зажигательных и
бронебойных бомб.

В этом бою
был сбит самолет летчика Белоусова,
который сумел спрыгнуть с
парашютом. Через 10 дней пилот
пришел в часть. Машины вернулись с
задания изрешеченные снарядами и
осколками. Самолет ст. лейтенанта
Иконникова имел несколько десятков
пробоин. Кроме того, была
повреждена правая стойка шасси, и
летчику пришлось сажать машину на
одно колесо. А уже на стоянке
механик обнаружил в плоскости и
гондоле шасси два застрявших там
неразорвавшихся зенитных снаряда.

Экипажи
оставляли поврежденные в бою
самолеты лишь в случаях, которые
считали крайними. Чтобы спасти
машину, шли на смертельный риск. В
один из вылетов самолет,
пилотируемый тем же летчиком
Иконниковым (уже капитаном),
получил серьезные повреждения.
Вышел из строя один мотор, был
пробит бензобак, разбит цилиндр
выпуска и подъема шасси.
Руководитель полетов приказал
сажать машину на фезюляж. Летчик не
послушался. С высоты 2500 метров он
бросил машину вниз, создавая ей
запредельные перегрузки, — шасси
встали на замок. Самолет был спасен.

В марте 44-го
года Указом Президиума Верховного
Совета СССР группе летчиков из
оперативной группы "Север"
были присвоены звания Героев
Советского Союза. Многие летчики и
техники получили ордена и медали.

В июне 1944
года Смоленский 8-й авиакорпус
принял участие в наступательных
операциях 3-го Белорусского,
Ленинградского и Прибалтийского
фронтов.

О том, как
воевали смоленцы, можно судить по
приказу народного комиссара
обороны от 31 октября 1944 г: "В боях
за освобождение г. Риги особенно
отличились летчики
генерал-лейтенанта Н. Буянского, 48
авиадивизии генерал-майора авиации
С. Набокова и 109 авиаполк
подполковника В. Юстина". Этим же
приказом 48 авиадивизия, 108 и 109
авиаполки были удостоены почетного
звания "Рижских". 42 и 455
авиаполки стали гвардейскими,
сменив свои номера на 28 и 30.

С боевой
историей авиационного объединения
связаны имена прославленных
советских авиаторов. В нем воевали
дважды Герои Советского Союза А.
Молодчий, В. Сенько, П.Таран,
Е.Федоров и еще 48 кавалеров Золотой
Звезды. А именем дважды Героя
Советского Союза В. Безбокова,
который командовал 30 Воздушной
армией с 1980-го по 1985 годы, названа
улица в Иркутске.

В конце 44-го
года фронт борьбы с фашистской
Германией сужался. Возникла
необходимость в реорганизации
авиации дальнего действия. Поэтому
постановлением Государственного
комитета обороны от 6 декабря 1944 г.
она была объединена в 18 Воздушную
армию. В нее вошли 4 авиационных
корпуса, действующих на западном
театре военных действий, и
авиационный корпус, сформированный
на Дальнем Востоке. 36 и 48 дивизии
Смоленского корпуса в полном
составе вошли в 1-й гвардейский
авиакорпус. А штаб 8 Смоленского
корпуса был передислоцирован на
Дальний Восток. Он стал базой для
создания 19-го бомбардировочного
авиакорпуса, который принял
участие в разгроме Японии.

Впоследствии
этот корпус несколько раз
преобразовывался — становился
армией, потом снова корпусом,
теперь уже 8-м. Летчики и инженеры
осваивали современную ракетную
технику, участвовали в Корейской
войне, летали на Крайнем Севере и
над нейтральными водами вдоль
побережья Аляски. В декабре 1968 г.
управление и штаб 8 отдельного
бомбардировочного авиационного
Смоленского корпуса
перебазировался в Иркутск.

В 1968 — 1970 гг.
летчики Смоленского корпуса
доставили массу неприятностей
Тихоокеанскому флоту США, совершая
разведывательные полеты над
нейтральными водами.

В 1975 году
Смоленский отдельный
бомбардировочный авиакорпус за
заслуги в вооруженной защите
Родины был награжден орденом
Красного Знамени.

1980 г.- год
очередных реформ в авиации. 1 марта
1980 г. на базе корпуса создана 30-я
воздушная армия дальней авиации. На
ее вооружении были мощные
ракетоносцы Ту-22м и Ту-95, способные
решать стратегические задачи. И они
их решали.

Четверть
века 30-я ВА была связана с
Иркутском. Ее офицеры и прапорщики
стали жителями города. Многие из
них, находясь на военной службе и
потом, уйдя в запас и отставку,
стали заметными в Иркутске людьми.

Ее
командующий, ныне покойный
генерал-полковник авиации В.
Безбоков, после увольнения из
Вооруженных Сил стал председателем
областной организации ДОСААФ, а
впоследствии возглавил Иркутский
областной совет ветеранов Великой
Отечественной войны.

Подполковник
в запасе П. Авенариус — известный
сибирский художник. Его работы
представлены в картинных галереях
Омска, Новосибирска, Москвы, в
частных коллекциях, картинных
галереях России, Швейцарии,
Голландии и Германии.

Нет больше в
России 30-й Смоленской воздушной
армии. Но живут в Иркутске и в
других городах ее ветераны —
участники Великой Отечественной
войны, асы Военно-Воздушных Сил
России, инженеры и техники, которые
готовили в бой и для дальнего
патрулирования над океаном боевые
машины. И пока они живы, пока живы их
дети и внуки, останется память о
страницах отечественной авиации,
написанных в Иркутске.

Подготовил
Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда".

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры