издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Воин. Учитель. Писатель

Литературная известность не всегда приходит вовремя и в полной мере к тем, кто ее заслуживает. При этом нельзя сказать, что творчество Алексея Васильевича Зверева осталось незамеченным. О нем писали в Иркутске -- Н. Тендитник: она первая увидела самобытный талант прозаика; появились одобрительные оценки в московских журналах "Наш современник", "Молодая гвардия"; В. Распутин в своем предисловии к московскому изданию повестей и рассказов Зверева "Выздоровление" (1982 г.) причислил его к тем писателям из глубин России, которые "чутко и верно улавливают происходящие в обществе духовные и нравственные движения и говорят о них с болью и верой, говорят честно и талантливо". Распутин же и упрекнул критику, надо полагать именно столичную, в неповоротливости. "Она как в святцы заглядывает в одни и те же имена, по которым и судит о состоянии всей литературы", мало делая для того, чтобы "высокую и чистую проповедь... книг" с просторов России "знал и понимал наш так называемый большой читатель".

Книги Зверева издавались не только в Иркутске, три из
них в середине 80-х увидели свет в Москве, таким образом,
лучшие повести и рассказы на военную и деревенскую темы
пришли к всероссийскому читателю, их просто не успели
оценить. Началась эпоха потрясений 90-х годов, когда
голос не только народного писателя, но и самого народа
остался неуслышанным. А в 1992 Зверева не стало…

Не успел громко заявить о себе писатель еще и по своим,
внутренним причинам. Во-первых, был скромен и строг
к своему творчеству, во-вторых, и это главное, — писательство
далеко не сразу стало основным делом его жизни.

Родился он крестьянином, в большой трудолюбивой семье,
с малых лет был приучен к хозяйству, однако тяга к учебе
сделала его сначала зоотехником, затем учителем. Во
время Великой Отечественной стал воином, был ранен,
после войны вернулся в школу преподавать русский язык
и литературу. И сам продолжил образование в Иркутском
пединституте. А еще была семья и требовала заботы.

Мастерства в прозе Зверев достиг в 70-е годы, когда
появился его сборник рассказов «На Ангаре», повести
«Выздоровление», «Раны». Стало ясно: в литературу пришел
писатель из самой корневой народной жизни, умеющий дать
оценку переломным, трагическим событиям своей эпохи.

Герой из повести «раны», Евгений Гневышев, находясь
в огне боев, так и не может смириться с необходимостью
убивать и защищаться от смерти. Он называет войну «червячным
делом», «в думах все чаще улетает далеко от войны»,
туда, на восток, где тоже утро и поют над рожью птицы,
и покойные туманы, а не сизые заволоки чада плавают
над тихой неиспуганной рожью».

Рассказы о сибирской деревне, повесть о браконьерах
«Лыковцы и лыковские гости», роман о крестьянстве в
переломные годы коллективизации «Ефимова держава» —
правдивые и талантливые свидетельства о судьбе народа,
пытающегося жить естественной жизнью в неестественных
условиях. Эту особенность прозы Зверева еще предстоит
осмыслить.

Главное, что было высказано на вечере в Доме литераторов
им. П.П. Петрова, посвященном 90-летию со дня рождения
А.В. Зверева, — это мысль о необходимости сохранения
памяти о писателе. Многие выступления могли бы стать
(и, будем надеяться, станут) частью будущей книги воспоминаний
и размышлений о его судьбе и творчестве. Приведем некоторые
из них.

Надежда ТЕНДИТНИК, литературовед и критик, профессор:

— Зверев — крупный мастер в современной прозе. Как
личность он состоялся в нескольких ипостасях: воин,
учитель, писатель. Повести о войне — подлинный взлет
таланта сибирского прозаика. Размышления солдата Гневышева
из повести «Раны» о жизни и смерти — выражение народной
мудрости. Роман «Ефимова держава» требует пристального
прочтения. Через него проходит сквозная мысль об удивительной
талантливости крестьянства. В последние годы своей жизни
писатель полемизировал с теми, кто пытался пересматривать
историю. Звереву было чуждо разоблачительство…

Василий ГИНКУЛОВ, прозаик, в прошлом учитель:

— Мне особенно дороги его произведения о школе. Например,
«Пантелей». Помню наши занятия в литобъединении при
газете авиазавода «Парус». Тогда Алексей Васильевич
помогал мне и другим начинающим…

Анатолий БАЙБОРОДИН, прозаик:

— Я был свидетелем тому, как пожилая, малограмотная
крестьянка, урывая вечерами часок у домашней колготни,
читала «Гарусный платок» Зверева и плакала. Она будто
не книгу прочитала, а прожила как свою чужую жизнь…

Валентина СИДОРЕНКО, прозаик:

— В «Ефимовой державе» очень хорошо показана трагедия
нашего народа, трагедия моей семьи. Так Зверев вошел
в мою жизнь. В нем была настоящая человеческая красота.
Он — воплощение русского учителя…

Валентина ЯШКОВА, педагог, бывший завуч школы N 87 (ныне
N 7), где работал А.В. Зверев:

— Это был необыкновенный учитель. Я помню, как в классе,
где я была классным руководителем, поставили другого
преподавателя русского языка и литературы вместо Алексея
Васильевича. Ребята настолько его любили, что не приняли
замены, даже были возмущены. Алексея Васильевича уважали
за его тактичность и учителя, и ученики.

Михаил КОРНЕВ, руководитель Иркутского театра народной
драмы:

— В 1983 году наш театр обратился к военной прозе.
Мне довелось сыграть капитана Дахова из повести «Выздоровление»,
которую мы инсценировали.

Когда его хоронили, мы, солдаты из спектакля, несли
его на руках, а взвод солдат из Иркутского гарнизона
салютовал у могилы.

Мы обязательно продолжим работу над произведениями Зверева…

Юлия АСТАФЬЕВА, учительница из Усть-Куды, родного села
А.В. Зверева:

— Я познакомилась с Алексеем Васильевичем в один из
его приездов в село, когда проходило возложение венков
к памятнику погибшим на войне. Пригласила в школу. Мы
нашли его книги, прочитали перед встречей. Много вопросов
задали ребята из начальных классов по «Гарусному платку».
Мы узнали тогда, что повесть эта посвящена жене Лидии
Ивановне, это ее молодость описана. От родственников
Зверева, устькудинцев, мы слышали рассказы о детстве
будущего писателя. Вот такой случай, например. Во время
гражданской войны, когда каппелевцы заняли село и у
местных жителей отбирали и резали скот, маленький Алеша
Зверев потихоньку пробирался в свою усадьбу, на это
время оставленную семьей, и кормил и доил корову… Это
напоминает рассказ про не по годам самостоятельного
Миньку из «Гарусного платка». Семья Зверевых была редкой,
она из тех крестьянских семей, где все дети, несмотря
на большие трудности, выучились. Захотели выучиться
и выучились. В каждом селе есть такие семьи… У нас
до сих пор поют «Чалдонушку», сочиненную Зверевым…

Со своим словом о писателе Звереве выступили также поэт
Михаил Трофимов, народный художник России Анатолий Костовский,
председатель правления Иркутского отделения Союза писателей
России Александр Лаптев.

В зале находился портрет А.В. Зверева кисти Костовского,
а в холле на втором этаже в эти же дни расположилась
его выставка пейзажей. Портрет недавно был подарен писательской
организации; художник рассказал, как работал над ним.

Насколько живописна, колоритна проза Зверева, все еще
раз убедились, увидев выступления артистов. Геннадий
Савушкин прочитал отрывок из повести «Раны», Оксана
Николаева — из рассказа «Манины частушки» (театр народной
драмы), заслуженная артистка РФ Людмила Стрижова (ТЮЗ)
— из рассказа «Гарусный платок».

Глядя на то, как сопереживает зал героям Зверева, снова
думаешь, что обращение наших театров к произведениям
писателей-земляков носит все еще единичный характер.
А напрасно — ведь это богатство, которое лежит рядом,
стоит только протянуть руку.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры