издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На развилке коммунальных дорог

  • Автор: Беседу вел Александр АНТОНЕНКО

Коммунальное хозяйство вновь выходит на передовую, привлекая внимание политиков, чиновников, депутатов и средства массовой информации. На закате реформирования принят Закон о социальной поддержке жителей региона, раскручиваются программы по созданию альтернативных структур, ресурсоэнергосбережению и т.д. Все это у нашего обывателя с его богатым опытом познания тайного смысла новомодных словообразований вызывает разве что привычную реакцию: раз "реформирование", "сбережение", значит, выворачивай карман, затягивай пояса.

Согласитесь, в пору невиданного падения производства,
галопирующей инфляции и непосильных расходов на
коммунальные услуги (тарифы на эти услуги в 2-3 раза
обгоняют общий индекс потребительских цен) ничего
иного оно и вызвать не может.

А что на самом деле стоит за этими понятиями? Будет ли
прок от этого реформирования и энергосбережения, а
если будет, то когда, как и в чем конкретно выразится?
Со всеми этими вопросамы и сомнениями я обратился к
зам.председателя комитета по городскому обустройству
администрации г.Иркутска Виктору КАРАСЮ.

!I1!— Жилищная политика требует осторожности и
взвешенности. Не случайно ведь сроки перехода на
полную оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ)
переносились сначала с 1998 на 2003 год, а затем и
на 2008-й. Мы сейчас находимся как бы на развилке
коммунальных дорог: направо пойдешь — увеличение
тарифов, налево — без бюджета останешься… Словом,
требуется все взвесить и учесть при принятии
последующих этапов жилищной реформы. И не следует
пугать людей реформой. Предполагается ведь не только
повышение тарифов, но и существенные перемены в
управлении жилищно-коммунальным хозяйством: создание
рыночных механизмов, конкурентной среды, внедрение
энергосберегающих мероприятий, другие мероприятия.

— А зачем изобретать велосипед, почему не
воспользоваться ангарским опытом по созданию
управляющих компаний?

— Что касается деятельности управляющих компаний, то
тут больше вопросов, чем ответов. На мой взгляд, вся
беда в том, что законодательно не решена большая часть
юридических, финансовых и экономических вопросов: у
компаний практически отсутствуют договорные отношения
с ресурсоснабжающими организациями, не решены вопросы
прохождения финансовых потоков, проблемы
налогообложения, ряд других. Тенденция к формированию
небольших управляющих компаний (численностью до 10
человек), обслуживающих жилой фонд площадью 170-200
тыс.кв.м, не может существенно сократить расходы по
управлению жилфондом. Распространение данного
опыта на г.Иркутск приведет к созданию не менее
40 управляющих компаний, численность персонала которых
превысит предложенную комитетом по городскому
обустройству.

— Вы видите какие-то иные схемы управления?

— Именно так. Почему нет улучшений по обслуживанию ни
у ЖЭУ, ни у альтернативных структур? Да
потому, что одна и та же структура занимается
эксплуатацией жилья, собирает деньги и тратит их по
своему усмотрению. Надо убрать не свойственные
жилищникам функции, и все станет на свои места. Исходя
из этого комитетом разработаны два варианта
реформирования жилищно-коммунальной сферы. Первый
предполагает функции службы заказчика поручить
департаментам жилищного хозяйства комитетов по
управлению округами. Второй — создание службы
заказчика в форме муниципального предприятия в
каждом из четырех округов. То есть муниципальная
управляющая компания в форме муниципального унитарного
предприятия.

Эти разработанные нашими специалистами варианты и предложения вскоре будут
рассмотрены на административном комитете и городской
Думе.

— Виктор Григорьевич, одним из направлений
реформирования ЖКХ считается формирование многообразия
объединений собственников жилья. Насколько далеко
город продвинулся в этом направлении?

— Нельзя сказать, чтобы далеко, но вопросы эти с
повестки дня не сходят. Считаем, что создание
товариществ собственников жилья (ТСЖ) является одним
из эффективных способов защиты прав собственников
жилья и организации управления многоквартирным жилым
домом. Это направление получило развитие во многих
российских городах, в том числе и у нас. Таких
товариществ в Иркутске создано 78. Там, где они
«прописались», значительно повысилось качество
работ по устранению аварийных ситуаций,
проведению профилактических осмотров,
текущего ремонта подъездов, уборки придомовых
территорий… При этом возросла ответственность
непосредственных исполнителей работ по обслуживанию
жилищного фонда перед жителями.

— Конкурсный отбор, конкуренция, создание ТСЖ, по
мнению разработчиков реформы, должны привести к
снижению издержек до 30%. А какие подвижки произошли в
плане обновления основных фондов, оптимизации
технологий и оборудования?

— Энергосбережение — ключевое звено модернизации
системы теплоснабжения. Главное в этом деле — определить
первоочередные мероприятия, сулящие наибольший эффект
и быструю окупаемость. Но уже сейчас ясно,
что внедрение счетчиков горячей и холодной воды — одно
из самых эффективных и быстроокупаемых мероприятий. Оно
способно сократить расходы, как минимум на 15-20%. В
этом нас убедила установка приборов учета в жилых
домах Свердловсого и Ленинского округов. Так, установка
теплосчетчиков в м/р Университетский дала в
отопительном сезоне 2002-2003 года 5,6 млн.руб
экономии. Эффект от водомеров по горячей
воде на домах РЭУ «Центральный» Свердловского округа
составил 656 тыс.руб. Всего же
фактическая экономия денежных средств от установленных
приборов учета тепла, горячего и холодного
водоснабжения составила по городу без малого 25 млн.руб.

Установку приборов учета тепла и счетчиков горячей
воды, балансировочных клапанов, регуляторов
температуры и давления, погодоведомой автоматики,
шаровой и регулирующей арматуры мы будем продолжать в
жилых домах согласно комплексной программе
энергоресурсосбережения до 2006 года. Она призвана
повысить использование энергоресурсов в социальной
сфере и ЖКХ, промышленности; снизить потребление
энерго- и водоресурсов на 20-30%; улучшить
экологическую обстановку.

— Виктор Григорьевич, а что нужно сделать, чтобы все это
внедрялось быстрее? Другими словами, как скорее выйти
на снижение расходов производителей
жилищно-коммунальных услуг?

!I2!— Чтобы изменить ситуацию, необходимы не только грамотно
просчитанные программы, проекты, альтернативные
структуры, но и средства для их внедрения. Корень зла
здесь в экономике. На сегодня не задействован
экономический механизм энергоресурсосбережения.
Экономить топливо невыгодно, так как вложение средств
предприятиями в энергосберегающие технологии никак не
поощряется. Административные меры воздействия
также неэффективны и не стимулируют
внедрения новых технологий. При нынешнем состоянии
городского бюджета и платежеспособности населения
(задолженность горожан за ЖКУ составляет по Иркутску
358,5 млн.руб) модернизацию основательно изношенной
инфраструктуры ЖКХ не провести. В этом деле
обязательно должно участвовать государство.

И еще. Мы считаем, что нужно отказаться от
существующей системы прямых платежей за коммунальные
услуги ресурсоснабжающим предприятиям, поскольку такой
порядок никак не позволит реализовать инвестиционный
потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде. Денежные
средства, получаемые за счет экономии энергоресурсов,
должны аккумулироваться и направляться на реализацию
программ энергосбережения на муниципальном уровне,
поскольку ресурсоснабжающие организации не
заинтересованы во внедрении механизмов экономии,
снижении потребления тепловой энергии, точном учете
потребленных ресурсов.

Мы предлагаем сосредоточить финансовые потоки,
связанные с экономией теплоэнергетических ресурсов,
услугами по отоплению и горячему водоснабжению, на
балансе создаваемого муниципального унитарного
предприятия для проведения дальнейших мероприятий
по установке приборов учета и контроля. Поэтому в
обоих вариантах реформирования ЖКХ
предусматривается учреждение МУП «Иркутсктеплосервис», целью которого
станет внедрение механизмов
энергоресурсосбережения и реализация инвестиционного
потенциала ресурсосбережения в жилом фонде.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры