издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Миллиарды для здоровья людей и природы

  • Автор: Георгий КУЗНЕЦОВ, СИАА "Экобр"*

32-я сессия Законодательного собрания Иркутской области постановлением от 26 ноября без поправок и дополнений утвердила проект Государственной областной программы "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2004-2005 гг.", разработанный по заказу областной администрации (См. "ВСП" от 2 декабря 2003 г.: "Цена вопроса"). На ее реализацию из собственных средств хозяйствующих субъектов и областного бюджета будет потрачено в общей сложности более трех с половиной миллиардов рублей.

Деньги немалые. Но и этой суммы хватит далеко не на все, что нужно сделать.
Сосредоточение в Иркутской области крупных экологически опасных промышленных
производств, высокая степень износа оборудования, использование устаревших технологий,
отсутствие эффективных очистных сооружений привели к тому, что в области
возникли территории с неблагополучной экологической обстановкой. Пять наших городов —
Братск, Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово и Шелехов —
имеют, по официальной
терминологии, очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Еще три —
Ангарск, Зима, Усть-Илимск — высокий, что не намного лучше. В финансово-экономическом
обосновании программы подчеркивается, что Братск и Иркутск уже более 5 лет подряд
включаются в приоритетный список городов России с наибольшим уровнем загрязнения
воздуха. А в 2000 г. в этом списке вновь появился и город Шелехов.

Не стану перечислять сложных и далеко не всем понятных названий загрязнителей воздуха, но
замечу, что в целом в атмосферу населенных пунктов нашей области, по данным Госкомстата,
даже без учета автомобильного и других видов транспорта, было выброшено почти 487 тысяч
тонн загрязняющих веществ. А если кто-то захочет учесть и транспортные выбросы, то к
названной цифре нужно приплюсовать еще не менее 100 тысяч тонн. Вы можете представить
себе 100 тысяч тонн выхлопных газов? ГАЗОВ! Но это, подчеркну, официальные цифры.
Реальные, думаю, еще страшнее: я не уверен, что Госкомстат посчитал, к примеру, дым и
копоть из печных труб, дымы от весенних сельскохозяйственных палов, от повсеместно
выжигаемых дворниками мусорных контейнеров и, тем более, дымы лесных пожаров, из-за
которых, как многие помнят, даже аэропорты время от времени закрываются.

Иркутская область, на зависть многим регионам России, обладает колоссальными запасами
пресной воды. Не только благодаря Байкалу, но и благодаря густой речной сети, большому
количеству крупных месторождений подземных вод. Да вот только по-настоящему чистой
воды у нас остается все меньше. В прошлом году в поверхностные водные объекты было
сброшено, по официальным данным, 1195,2 миллиона(!) кубометров сточных вод. В этой
цифре (обратите внимание и сами посчитайте проценты) нормативно очищенных сточных вод
лишь немногим больше 21 миллиона кубов, с некоторой надеждой на близкие к норме
показатели к ним можно прибавить 329,47 млн. кубометров нормативно
чистых вод,
сброшенных хозяйствующими субъектами без очистки. Зато недостаточно очищенных (я
использую нормативную терминологию) — сразу 668,38 млн., плюс 151 миллион кубометров
загрязненных стоков без всякой очистки.

А между тем основных источников загрязнения поверхностных вод не так уж и много. Их
даже в газете можно «поименно» перечислить: ОАО «Байкальский ЦБК», ОАО
«Братсккомплексхолдинг», ОАО «Усть-Илимский лесопромышленный концерн», ОАО
«Усольехимпром», ОАО «Саянскхимпласт», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»,
ну и, конечно, организации жилищно-коммунального хозяйства.

Теперь, пожалуй, главное: как отражается вся эта грязь на нас, на нашем «сибирском
здоровье». Приведу цитату из финансово-экономического обоснования необходимости
разработки областной государственной целевой программы: «Многокомпонентное
загрязнение окружающей среды в Иркутской области оказало негативное влияние на
уровень детского и женского здоровья, вызывая разнообразные нарушения.
Следствием этого является повышенный уровень заболеваемости детей и подростков
различными формами и классами болезней, нарушение репродуктивной функции женщин
и заболеваний злокачественными новообразованиями ряда локализаций. По данным
исследования, общая заболеваемость подростков в Иркутской области выросла с 1992
по 2001 год почти в 2 раза. Ухудшилось состояние здоровья женщин детородного
возраста и, как следствие, состояние здоровья новорожденных».

В целях экономии газетной площади не стану (по крайней мере, сегодня) говорить о
проблеме накопления на территории области твердых отходов, об острейшей необходимости
экологического воспитания и образования, о многих других экологических проблемах. Замечу
только, что основной целью принятой программы явилось (цитирую) «обеспечение
реализации первоочередных мер по охране окружающей природной среды и сохранение
здоровья населения на территории области, как необходимого условия повышения
качества жизни». Увы, объять необъятное невозможно, поэтому речь
пока идет, обратите внимание, не об исчерпывающих, а только о первоочередных мерах.
Сформулированы в документах, обосновывающих программу, и первоочередные задачи,
которые нужно суметь решить за два ближайших года. В их числе:

— снижение влияния промышленных и других выбросов вредных веществ на состояние
воздушного бассейна и почв;

— обеспечение населения питьевой водой, соответствующей действующим гигиеническим
нормативам;

— совершенствование системы мониторинга, прогнозирования, информационного и нормативно-
правового обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, общественности;

— повышение уровня экологической культуры, образования и знаний в области охраны окружающей
среды;

— мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

Фраза «без поправок и дополнений», написанная мной в начале этих заметок, вовсе не
означает, что программа прошла депутатский фильтр легко и быстро. Отщелкав, как семечки,
целую серию социальных программ, сессия «споткнулась» на экологической. Пусть простят
меня народные избранники за недипломатичность, но дискуссию, начатую группой братских
депутатов, даже с максимальной натяжкой очень трудно назвать конструктивной. Братчане не
оспаривали проект программы по его содержанию. Их, если судить по выступлениям, не очень-
то интересовал набор включенных в программу экологических проектов и ожидаемый
результат. Они не предлагали исключить из состава программы какие-то пункты или вписать
новые, жизненно важные проекты. В вопросах и выступлениях братской группы сквозила…
обида на то, что Братску в рамках программы не планируется выделение средств из
областного бюджета. Более миллиарда рублей собственных средств предприятий-
загрязнителей, выделяемых в соответствии с программой на оздоровление экологической
ситуации Братска, обиженные братчане замечать упорно не хотели и долго обижались, что из
областного бюджета «всем дали, а нам — ну хоть бы на одно какое-нибудь мероприятие…».

Между тем, в отличие от братских депутатов, вижу одно из главных достоинств принятой
программы как раз в том, что разработчики наконец-то осмелились отойти от принципа
«всем сестрам по серьгам». В документе, слава богу, нет «хоть каких-нибудь» мероприятий.
Все предельно конкретно и выполнимо. Ирина Думова, заместитель главы администрации
области, представляя сессии проект программы, подчеркнула особую важность принципа
отбора мероприятий и проектов для их включения в программу: «Это приоритетность с
позиций социально-экологического эффекта сохранения качества окружающей среды.
Наличие проектно-сметной документации с заключением государственной экологической
экспертизы для тех мероприятий, которые связаны с воздействием на окружающую среду. А
также подкрепление дополнительными средствами со стороны производственных объектов и
муниципальных образований». Но из Братска ни одного готового проекта, увы, не поступило.
Был только список желаемого.

Обратите внимание на жесткое требование наличия проектно-сметной документации и
положительного заключения экологической экспертизы для включения проекта в программу.
Это принципиальный подход. На этот раз деньги — как бюджетные, так и собственные средства
предприятий — выделяются не под идею, не под туманную мечту, не под «хоть что-нибудь», а
на совершенно конкретное дело, которое должно завершиться столь же конкретным эколого-
социальным эффектом. В том же Братске, к примеру, ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат»,
входящий в ООО «Братсктехносервис», должен в течение двух лет потратить 2 300 000 рублей
собственных средств для прекращения работы устаревших котлов. Расчетный эффект от
одного только этого мероприятия — снижение выбросов в атмосферу сернистых соединений
почти на сто тонн. Ангарская нефтехимическая компания планирует в рамках программы
вложить 42 миллиона рублей собственных средств в монтаж алюминиевых понтонов на
резервуарах с нефтью и легкими нефтепродуктами. Экологический эффект проекта —
снижение на 500 тонн выбросов в атмосферу углеводородов.

А всего в программе 69 подобных мероприятий и проектов, финансируемых за счет собственных средств
предприятий-загрязнителей. На их реализацию за два года будет потрачено в общей
сложности более 3 миллиардов 420 миллионов рублей.

Столь нехилые траты собственных средств на защиту окружающей среды от самих себя
крупными и крупнейшими хозяйствующими субъектами области, думаю, вполне можно
назвать добрым шагом, который, правда, они были вынуждены сделать в соответствии с июльским
постановлением губернатора N 123-пг «О корректировке размеров платы за загрязнение
окружающей среды, размещение отходов». Средства массовой информации в большинстве
своем то постановление не заметили. И зря. По словам Анатолия Малевского, начальника
департамента охраны окружающей среды областной администрации, именно этот документ
позволил сделать программу, кроме прочего, еще и механизмом взимания платы за
загрязнение природной среды хозяйствующими субъектами: «В отличие от социальных наша
государственная областная программа позволяет управлять процессом взимания
экологических платежей с предприятий-загрязнителей и существенно увеличить поступление
платы в наш бюджет».

Реализация еще 31 мероприятия программы будет профинансирована из областного бюджета.
Денег здесь значительно меньше. На два года «всего-то» 198 миллионов рублей. Но и эти
средства позволят, к примеру, провести реконструкцию очистных сооружений в Шелехове
и Зиме (соответственно 1,684 и 2,35 млн. рублей) и наконец-то построить современные
очистные сооружения в Слюдянке (56,65 млн. руб.). Четыре с половиной миллиона рублей
будет потрачено на создание аквариумной экспозиции видов байкальских животных в
Листвянке. 160 тысяч рублей будет направлено на ликвидацию стихийных свалок на
побережье Малого моря и еще чуть больше миллиона — на приобретение мусоровоза и
прессовочной машины, чтобы не допустить возрождения этих свалок на старых местах, а так
же на многое другое, полезное для здоровья людей и природы.

В программе, на мой взгляд, хорошо продумана и технология жесткого оперативного
контроля за ходом ее исполнения, и система оценки экологической эффективности
проводимых мероприятий. Приведенные расчеты убедительно показывают, что реализация
перечисленных природоохранных мероприятий позволит заметно снизить техногенную
нагрузку на существующую экосистему, предотвратить попадание 5,5 тыс. тонн
загрязняющих веществ в атмосферу и более 19 тысяч тонн — в водную среду. Объем сбросов
загрязненных сточных вод сократится на 46,5 млн. кубометров в год, что составит 5,7% от
общего объема сбросов стоков на территории Иркутской области. Заметно сократятся и
объемы потребления свежей воды. Все это не заоблачные цифры, а вполне достижимые
результаты. А самое главное достоинство программы, на мой взгляд, заключено в отсутствии
маниловщины. Она разработана не для создания видимости работы, а для самой работы.

И. ДУМОВА, заместитель главы администрации области: «Программа прошла широкое
обсуждение и получила одобрение Главного управления природных ресурсов по Иркутской
области, президиума областного совета Всероссийского общества охраны природы,
некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»,
Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН и экспертного совета при
губернаторе области».

А. МАЛЕВСКИЙ, начальник департамента охраны окружающей среды обл.
администрации: «В разработке программы были задействованы сотни людей. Все мэры
работали с нами, руководители крупных предприятий. Выделяются живые деньги, и они
должны немедленно пойти в дело. На конец 2005 года мы должны получить конкретный
эффект по оздоровлению экологической обстановки».

Н. КОРЗУН, зам. начальника Главного управления природных ресурсов МПР по
Иркутской области: «Мы отбирали только те проекты, которые могут быть исполнены
реально».

Г. ГАЙДАРОВ, депутат Законодательного собрания Иркутской области: «Мы должны
принять эту программу только потому, что она полезная! Есть просто программы,
постановления, которые не несут никакой эффективности. И есть программы, которые нужны
и полезны людям. Мы забываем, что эта программа нужна людям. Давайте исходить из этого».

Г. ТРИФОНОВ, депутат Законодательного собрания Иркутской области, генеральный
директор ОАО БЦБК: «Я не понимаю коллегу Московских. Логики не вижу. Перед этим он
усердно защищал социальные программы, направленные на борьбу с последствиями, в том
числе и экологическими. А эта программа — практически первый шаг, реально направленный
на борьбу с причинами. Родился документ, позволяющий устранять причины, а не вести
бесконечную борьбу с последствиями. От словоблудия перешли к практической организации
дел. Поэтому призываю всех голосовать за поддержку этой программы».

Г. ИСТОМИН, спикер Законодательного собрания Иркутской области: «Очень важно, что эта
программа позволяет наполнить бюджет, в отличие от многих других затратных программ.
Это ее главное отличие».

* СИАА «Экобр» — Сибирское информационно-аналитическое агентство «Экология
Байкальского региона».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры