издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первые семь героев

  • Автор: Степан ШАБАЕВ, г. Иркутск

Испокон веков россияне славят и чтут память легендарных
чудо-богатырей, своих защитников, воинов-героев. Никогда
не померкнет слава героев Отечественной 1812 года и
Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Недавно россияне отмечали подвиг челюскинцев. Построенный
в 1933 году «Челюскин» должен был за навигацию 1934-го
пройти по Северному морскому пути из Мурманска до Владивостока.
Но случилось то, что случилось: в непроходимых заторах
Чукотского моря, зажатый льдами, 13 февраля в 15.30
«Челюскин» затонул, и на льду остались 111 человек, среди
них семь женщин и двое детей.

Я тогда учился в Томске. Наша группа рабфаковцев гонялась
за каждым номером «Правды». Покупали газету вскладчину,
нас волновало, где высадилась экспедиция, чем грозит
обвал ледяных глыб, сколько человек доставили на материк
отважные полярные летчики.

Их было семеро, ставших первыми Героями Советского Союза.

Вот что рассказывал полярный летчик 26-летний Анатолий
Ляпидевский (в годы Великой Отечественной он был директором
авиационного завода): «Я прилетел из Владивостока в
бухту Провидения, чтобы снять больных с судов «Север»,
«Анадырь» и «Хабаровск», зазимовавших в тяжелых льдах.
Пурга вынудила сделать посадку в заливе св. Лаврентия,
на Чукотке. Это было в ночь на 13-е. Местной культбазой
заведовал Тихон Семушкин (автор популярного романа «Алитет
уходит в горы»). Тут я получил телеграмму: «Сегодня в
15.30 затонул «Челюскин». Начать поиск людей». Вылетел
сразу, но ни в первый раз, ни в 10-й и не в 20-й так
и не смог обнаружить лагерь челюскинцев. Кругом ледяные
торосы. Из трещин парит, и видимость никудышная. Только
на тридцатом полете я нашел их».

И в этот же день Анатолий Ляпидевский доставил на материк
первых 12 человек. А вскоре прибыли еще шесть полярных
летчиков. Отважная семерка, не зная устали и опасности,
спасла всех — и экипаж, и членов экспедиции. Последним
13 апреля отбыл на материк начальник экспедиции профессор
Отто Шмидт.

Кто же они, первые герои 30-х годов? Назовем каждого
поименно. Об Анатолии Ляпидевском уже сказано.

35-летний Михаил Водопьянов. В 1947 году участвовал
в воздушной экспедиции на Северный полюс, в годы Великой
Отечественной командовал авиационной дивизией.

30-летний Иван Доронин. В полярной авиации с 1930 года,
служил в Иркутском авиаотряде.

25-летний Николай Каманин. В Великую Отечественную командовал
авиационным корпусом, в послевоенные годы руководил
подготовкой космонавтов.

Сигизмунд Леваневский. Спустя два года, в возрасте 34
лет, совершил беспосадочный перелет Лос-Анджелес —
Москва. Погиб во время перелета через Северный полюс.

35-летний Василий Молоков. В 1937 году участвовал в
воздушной экспедиции на Северный полюс, в годы Великой
Отечественной командир авиационной дивизии.

Самым старшим в семерке был Маврикий Слепнев, 1896
года рождения. В годы Великой Отечественной продолжал
службу в Военно-Морской авиации и в Главном штабе ВМФ.

19 июня 1934 года в Кремле Михаил Иванович Калинин вручил
отважным летчикам орден Ленина и грамоту Героя Советского
Союза. А в августе, когда была учреждена Золотая Звезда
Героя, все семеро первыми в стране получили высшую награду

В годы Великой Отечественной войны массовый героизм
проявили лучшие представители всех народов России. В
предвоенные годы вслед за челюскинцами за освоение Северного
морского пути и Арктики героями стали 27 человек, а
всего воинов и тружеников награждено золотой медалью
Героя 626 человек.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры