издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О "северном завозе" и других северных делах

Север Иркутской области - это 11 муниципальных образований. Они занимают 62% всей территории области, на которой проживает всего 26% ее населения. Статус районов с ограниченными сроками завоза грузов имеют 4 района полностью и 29 населенных пунктов в других районах. Жизнеобеспечением людей, проживающих на "северах", как принято у нас говорить об этих территориях, занимается департамент по делам Севера администрации губернатора Иркутской области. О северном завозе и насущных проблемах северян рассказывает в беседе с Владимиром КИНЩАКОМ начальник департамента Николай ЯКОВЧЕНКО.

— Николай Александрович, мы с вами встречались весной, когда
главной задачей департамента была организация северного завоза.
Насколько успешно удалось эту задачу решить? Ведь навигация
скоро заканчивается.

— Доставка жизненно необходимых грузов на территории с
ограниченными сроками завоза является нашей задачей в течение всего
года. Потому что не успеваем мы завершить завоз текущего года, как
пора думать о будущем.

Мы в общей сложности планировали завезти на наши северные
территории примерно 158 тысяч тонн угля и 39 тысяч тонн
нефтепродуктов. Это количество мы рассчитали вместе с
муниципальными образованиями, и на него были заключены контракты с
поставщиками. В основном план выполнен.

В первую очередь, еще в начале июня, мы завершили северный завоз в
Катангский район 3336 т нефтепродуктов.

Больше месяца назад завершен завоз в Бодайбинский район. Туда
доставлено 95, 426 т угля, 9633 т мазута и 9327 т сырой нефти.

Мамско-Чуйский район с завозом слегка запаздывает. Тому были
субъективные и объективные причины. Тем не менее, там уже есть 45
тыс. т угля, 1250 т дизельного топлива и 295 т керосина. По Лене
подходит на судах 10 тыс. т якутского угля и порядка 400 т бензина.
Полагаю, что завоз будет благополучно завершен.

Киренский район получил все, что требуется для теплоснабжения: 8350
т топочного мазута и 7 тыс. т угля.

— Можно считать, что в 2004 году вы с северным завозом справились.
Были ли проблемы?

— В мае возникли было проблемы из-за забастовки на Лене. Пришлось
поволноваться. Но наш департамент по развитию коммуникационного
комплекса сумел договориться с капитанами, и танкер с топливом для
Катангского района ушел на Чечуйск своевременно. Речники понимают,
что промедление чревато срывом доставки горючего на эту территорию.
Дело в том, что навигация на Нижней Тунгуске очень короткая — две-три
недели. Медлить нельзя и все это понимают. Северный завоз в
Катангский район самый сложный. Часть топлива приходится возить с
Усть-Кута и по зимнику. Таким способом в южные поселки Катангского
района еще зимой было завезено 540 тонн дизельного топлива.

Были и другие шероховатости, например, задержки с заключением
контрактов. Но все это, если так можно выразиться, технические и
организационные вопросы, которые мы совместно с муниципальными
образованиями решили. Главная проблема — недостаток ресурсов. Но
навигация не ждет, работаем с теми средствами, что есть.

— Николай Александрович, расскажите, пожалуйста, что из себя
представляет механизм северного завоза — с начала до конца.

— Схема завоза строится следующим образом. В конце года
муниципальные образования производят расчет средств, необходимых
для закупки и транспортировки топлива на следующий год, оценивают
собственные финансовые возможности и подают заявки в областную
администрацию. Им приходится защищать обоснованность своих
требований. Мы тщательно все проверяем и окончательно определяем
необходимые средства. К примеру, защищенная расчетная потребность
области на 2004 год составляла 1 млрд. 19 млн. рублей, а минимальная —
600 млн. руб.

Средства на снабжение топливом северных территорий должны
выделяться из государственной казны. Эти деньги при утверждении
федерального бюджета включаются в состав трансферта из фонда
финансовой поддержки субъектов РФ. И они обычно не превышают 10
— 11% общей суммы. При такой схеме финансирования область регулярно
недополучает денег. На 2004 год, в частности, выделено 135,7 млн. Но
даже после того, как область добавила 144 млн. рублей, общая сумма не
достигла даже половины минимальной потребности. К сожалению,
возможности области ограничены. Наша головная боль — поиск ресурсов.
Одновременно с поисками источников финансирования в области мы
пытаемся договориться с Москвой. Должен отметить, что в решении
проблемы финансирования северного завоза регулярно, из года в год,
принимают участие депутаты Государственной Думы от Иркутской
области. Большую помощь оказывают Виталий Борисович Шуба и Сергей
Иннокентьевич Дубровин.

— А каковы собственные финансовые возможности северных
районов и как они учитываются?

— Было бы идеально, если бы муниципальные образования сами
зарабатывали деньги на покупку и завоз топлива. В действительности на
это отчасти способен только Бодайбинский район. В этом году он
выделил из собственного бюджета 74, 8 млн. рублей. Но это лишь
небольшая часть требуемой суммы. К ней было добавлено 70,8 млн.
рублей из федерального трансферта, затем была оказана помощь из
областного бюджета — 77,6 млн. рублей. Позже, уже в августе, область
смогла предоставить ссуду на 52, 8 млн. руб. Но и этого недостаточно.
Необходимо изыскать еще 19,6 млн. рублей: Кроме того, район
самостоятельно закупает светлые нефтепродукты — бензин, дизельное
топливо

— Наверное, задолженность муниципальных образований составляет
круглую сумму?

— Долги у территорий очень большие. Могу сказать, что задолженность
организаций и муниципальных образований в региональный фонд
государственной поддержки завоза грузов в районы с ограниченными
сроками превышает миллиард рублей.

— Ладно, какие-то средства выделены. Что делается дальше?

— А дальше эти средства через областной бюджет направляются в
муниципальные образования. Последние на конкурсной основе
заключают договоры с предприятиями, которые непосредственно
осуществляют доставку угля и ГСМ на территории. Договоры при этом
заключаются на те средства, которые имеются в наличии. Затем, по мере
поступления денег, они корректируются. Ждать нельзя. Навигация на
Севере короткая.

— Кто может принять участие в конкурсе?

— Любая фирма, любое предприятие, удовлетворяющие требованиям.
Одно из обязательных условий — стабильность финансового состояния и
опыт поставок. Монополистов здесь нет.

Должен заметить, что при всех проблемах с финансированием, при всех
трудностях, которые возникают во время навигации, мы с задачей
северного завоза справляемся. Справились и в этом году. Катангский,
Бодайбинский, Мамско-Чуйский и Киренский районы будут с топливом и
горюче-смазочными материалами. Иначе нельзя.

— С 1 января 2006 года вступает в силу закон о местном
самоуправлении. Как будет осуществляться северный завоз при той
самостоятельности, которую закон предоставляет муниципальным
образованиям? Ведь их в Иркутской области намечается более
четырехсот.

— С 1 января 2005 года такое понятие, как северный завоз, может
исчезнуть вообще. Если до настоящего времени в федеральном бюджете
планировался трансферт в регионы, где отдельной строкой был прописан
северный завоз, то уже в будущем году такой строки не будет. Область
сама должна будет решать, какую часть средств, полученных из
федерального бюджета, следует направить на потребности северного
завоза.

На наш взгляд, Москва намерена избавиться от ответственности за эту
проблему.

— Давайте исходить из принципа, в соответствии с которым с
неприятностями следует разбираться по мере их поступления:
Ведь у вашего департамента хватает забот и помимо северного
завоза…

— Вы правы. Вторая по своей значимости задача департамента связана с
регулированием миграции. Речь идет о переселении людей с Севера в
более благоприятные места. Финансирование осуществляется в рамках
федеральной целевой программы «Жилище» и ее подпрограммы
«Жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей». Ситуация очень непростая. В
очереди на переселение стоит более 13 тысяч семей. Первоочередники —
инвалиды первой и второй групп. Но субсидии на приобретение квартир
предоставляются в ограниченных размерах. В прошлом году их
получили лишь 98 семей. Дело в том, что по этой программе на всю
Россию выделяется всего 812 млн. в год. Область получает небольшую
часть от этой суммы. В прошлом году нам выделили 54 млн., а в 2004-м
предусмотрено 28 млн. Пока мы не получили ни копейки, ждем… Дело в
том, что Москва применила новую методику распределения средств. В
соответствии с федеральным законодательством существует несколько
категорий переселенцев. К первой относятся жители закрывающихся
поселков, ко второй — инвалиды первой и второй групп, к третьей —
пенсионеры, к четвертой — безработные и к пятой — все остальные. В
Иркутской области первой категории нет. В результате и сумма
получилась небольшая. В будущем нам предстоит решить вопрос с
некоторыми населенными пунктами в Мамско-Чуйском, Усть-Кутском и
Бодайбинском районах. Готовим совместно с администрациями этих
районов расчеты.

Однако к этой проблеме есть еще один подход. Существует областная
«Программа регулирования миграции экономически избыточной части
населения севера Иркутской области». В связи с 60-летием Победы в
Великой Отечественной войне губернатор дал поручение подготовить
дополнения в программу. Цель — предоставить субсидии для переселения
с Севера остро нуждающихся семей участников войны. Предполагается,
что из областного бюджета будущего года для этого будет выделено
около 42 млн. рублей. По нашим расчетам, это примерно 63 квартиры.

— В Иркутской области живут эвенки и тофы. Они входят в
категорию, которая в официальных документах именуется
«малочисленными коренными народами Севера». Что делается для
них?

— Реализация государственной политики по отношению к коренным
малочисленным народам Севера является одним из важнейших
направлений работы департамента.

В Иркутской области около 1300 эвенков и примерно 700 тофов.
Эвенки живут в Качугском, Катангском, Казачинско-Ленском,
Киренском, Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах.

Тофы живут в труднодоступной горной тайге в Нижнеудинском районе.
У них три села: Верхняя Гутара, Алыгджер, Нерха.

В соответствии с действующим законодательством для представителей
малых народов предусмотрен ряд льгот. Это, к примеру, замена срочной
службы в армии на альтернативную, льготный билет на вертолет для
пенсионеров, студентов и школьников, социальная пенсия. Она
выплачивается на пять лет раньше, чем всем гражданам Федерации. Наш
департамент добился, чтобы ее получали и тофы. Здесь возникли
препятствия. Ведь по формальным признакам Тофалария к северным
территориям не относится. Но мы сумели доказать, что она должна быть к
ним приравнена в силу труднодоступности и суровых климатических
условий. Сегодня население двух сел эту пенсию получает. Мы
подготовили обращение в правительство с просьбой включить в перечень
и третье село. Думаю, что и здесь мы своего добьемся.

В последнее время широко применяется адресная материальная помощь.
Особое внимание оказывается детям. Есть специальная областная
программа «Дети Севера и коренных малочисленных народов». Она
позволяет решить многие вопросы: одежда, обучение, медицинское
обслуживание… Только в этом году на программу выделено 5 млн.
руб.

Для того чтобы решить проблему подготовки врачей и учителей,
администрация выделяет средства на целевое обучение ребят —
представителей коренных национальностей в иркутских вузах. Обучение
финансируется с обязательным условием: получив специальность, эти
юноши и девушки возвращаются в свои села.

На особом положении находится Тофалария. Ее жизнеобеспечение
финансируется из областного бюджета отдельной строкой — до 20 млн.
руб. в год.

Главная проблема для населения Тофаларии — обеспечение работой.
Перспективы развития Тофаларии мы связываем с федеральной
программой «Экономическое и социальное развитие коренных
малочисленных народов районов Севера до 2011 года». У нас есть
интересный проект: строительство в Тофаларии оленеводческой базы на
1000 голов. Это позволит решить проблему занятости населения. Замечу,
что тофаларские олени — самые крупные в мире. Есть надежда, что
финансирование начнется уже в следующем году — полный пакет
необходимых документов подготовлен.

Большую поддержку департаменту оказывает депутат Государственной
Думы Сергей Дубровин. По его запросу заместитель руководителя
аппарата Правительства РФ Сергей Нарышкин направил в
Минэкономразвития РФ предложение об увеличении финансирования
мероприятий целевой программы «Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Область
направила заявку по этой программе на сумму 5,6 млн. на оказание
помощи эвенкам и тофам в строительстве оленеводческой базы и на
приобретение в будущем году двух санитарных машин для Катангского
района, коптильного оборудования.

В прошлом году удалось решить еще одну проблему. За счет
федерального бюджета завершено строительство средней школы на 132
ученика в Верхней Гутаре.

Сегодня на повестке дня департамента стоит разработка единой
областной программы социально-экономического развития севера
Иркутской области. В этой программе мы намерены системно подойти к
решению всего комплекса проблем северных территорий…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры