издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Социальный приоритет -- здоровью

  • Автор: Мария АНИСИМОВА

С 1 января 2005 года вступает в силу Закон о монетизации льгот, принятый депутатами Государственной Думы. Этот социальный законопроект несет огромные перемены в сложившейся структуре государственной помощи, адресованной малоимущим слоям населения. Но еще более двух месяцев органы социальной защиты будут работать по старой схеме. Как же сегодня обстоят дела по лекарственному обеспечению инвалидов и ветеранов? Об этом мы решили узнать в главном управлении социальной защиты населения Иркутской области.

Так получилось, что в кабинет начальника отдела по лекарственному
обеспечению Эльвиры Ухиной мы вошли вместе с очередным посетителем, и
я невольно стала свидетельницей рабочего момента.

— Вы знаете, я льготник, вот рецепты, — взволнованно говорит немолодой
мужчина. — Был в одной аптеке, там нет нужных мне лекарств. Что делать?

Эльвира Владимировна начинает тут же звонить по телефону, минут
через десять посетитель уходит — необходимые ему лекарства нашлись в аптеке
«Панацея».

— Часто приходят к вам с такими просьбами, Эльвира
Владимировна?

— Ежедневно, ведь исполнение действующих на сегодня законов о
предоставлении льгот на оплату лекарственных средств зависит от многих
факторов: финансирования, ценообразования, реализации лекарств. На каких-
то этапах, по причинам, совсем не зависящим от нас, возникают различные
проблемы. Но мы не можем отказывать людям, мотивируя тем, что
администрация области свои обязательства полностью выполнила, перечислив
субсидии всем муниципальным образованиям области. Человеку не станет
легче оттого, что он узнает, кто конкретно виноват в его проблемах — будь то
местные органы исполнительной власти, фирмы по поставке лекарственных
средств или аптеки. Здоровья больным людям это не прибавит.

— Думаю, данная проблема касается не только Иркутской области.
Она характерна для всех регионов, поэтому Закон о монетизации льгот
получил такой широкий общественно-политический резонанс.

— Хотя новый закон широко комментировался в прессе,
жители области часто обращаются в наше управление с
просьбой разъяснить основные его положения. Всем объясняем, что закон
вступает в силу с 1 января 2005 года, в нем четко прописано,
каким категориям льготников и в каком размере предоставляется денежная
компенсация. В течение года из нее будет вычитаться 450 рублей — стоимость
так называемого социального пакета. На эту сумму ветераны и инвалиды
получат право бесплатно пользоваться железнодорожным транспортом,
получать лекарства и 1 раз в 3-4 года получать путевку на санлечение. А с 2006
года каждый льготник сможет сам выбирать: получать ли соцпакет или брать
деньгами.

— Любое нововведение всегда подразумевает подведение каких-то
итогов работы. Как сегодня выглядит Иркутская область
среди других субъектов Российской Федерации по лекарственному
обеспечению инвалидов и ветеранов — направлению, которое имеет
особую социальную значимость? С этим вопросом мы обратились к
начальнику главного управления социальной защиты населения области
Семену Крутю.

— Наш регион отличается тем, что это единственный субъект Российской
Федерации, в бюджете которого отдельной строкой прописана статья
«Льготное лекарственное обеспечение», — отметил Семен Викторович. —
Администрация области считает это приоритетным направлением
государственной политики. Начиная с 2000 года средства на реализацию
Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», «О ветеранах», адресованные на оплату лекарственных средств,
направляются муниципальным образованиям в виде субсидий. Сумма субсидий
ежегодно увеличивается.

Кроме того, в 2003 году областной администрацией был решен вопрос о
перераспределении экономии денежных средств — сэкономленные по другим
статьям средства дважды были направлены на льготное лекарственное
обеспечение инвалидов. В июне этого года также был решен вопрос о
перераспределении денег в пользу инвалидов. В территории области ушла
дополнительная сумма в размере более двадцати миллионов рублей. Общий
размер субсидии составил по области 105 миллионов 581 тысячу рублей при
численности инвалидов 164 000 человек.

— Семен Викторович, интересно было бы узнать сравнительную
характеристику с другими регионами?

— В Красноярском крае эта сумма
составила 40 миллионов рублей при численности инвалидов 158 000 человек, а
в бюджете Бурятии на исполнение льгот на лекарственное обеспечение
инвалидов денежные средства не предусмотрены.

Исполнение Федерального закона «О ветеранах» в части лекарственного
обеспечения также реализовывается во всех регионах по-разному. В Бурятии в
рамках этого закона выделяется в год на одного ветерана 370 рублей, в Иркутской
области — 586 рублей. Если рассматривать в комплексе исполнение обоих
законов, инвалиды и ветераны Иркутской области находятся в более
выигрышном положении по сравнению с соседними регионами.
Приведем еще цифры: в Омской области на исполнение льгот на лекарственное
обеспечение в соответствии с двумя Федеральными законами направлено в
этом году 60 миллионов рублей, в то время как в нашей области на реализацию
этих законов ушло 169 миллионов 357 тысяч рублей. Кстати, инвалидов
и ветеранов в Омской области проживает на 70 тысяч человек больше.

И напоследок отмечу, что администрация
области приоритеты своей политики менять не будет. Они по-прежнему будут
иметь четко ориентированную социальную направленность.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры