издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Льготы и субсидии -- наличными

  • Автор: Беседу вела Елена ЕРЕМЕНКО

Персонифицированный социальный счет - термин малознакомый для жителей Иркутской области. Но только пока. В конце нынешнего года малообеспеченные жители Приангарья впервые познакомятся с новой формой адресной социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. О том, что она из себя представляет и как будет действовать, сегодня рассказывает исполняющий обязанности заместителя главы администрации Иркутской области по социальной политике Семен КРУТЬ.

— Семен Викторович, объясните нашим читателям, что кроется за
словами «персонифицированный социальный счет»? И для чего он,
собственно, нужен?

— Персонифицированный социальный счет — это счет, открытый
гражданином в банке и предназначенный для зачисления на него льгот и
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Однако не стоит
думать, что каждый льготополучатель должен завтра же открывать
отдельный банковский счет. Если таковой счет или вклад до
востребования у заявителя уже есть, то он вполне может использоваться
как персонифицированный социальный счет. На него гражданину и его
семье будут ежемесячно производиться зачисления причитающейся
суммы льготы или субсидии.

В случае, если получатели льгот и субсидий по состоянию здоровья, в
силу возраста, пешей или транспортной недоступности не имеют
возможности открывать счета в банке и пользоваться ими, выплата льгот
и субсидий может производиться по заявлению граждан через
организации связи или другим способом.

По какой схеме мы работаем сейчас? Льготы и субсидии на оплату жилья
и коммунальных услуг в Иркутской области предоставляются в
безналичной форме в виде уменьшения их платежа. По данным на 1
августа, в регионе насчитывается 428968 получателей мер социальной
поддержки на эти цели. Минимальный размер льгот на одного человека
составляет 200 рублей в месяц. Максимальный — 1100 рублей, но это
преимущественно в северных районах области. Получателей субсидии в
первом полугодии нынешнего года — 133053 семьи. Сумма
предоставленных субсидий на одного человека в среднем составила 232
рубля в месяц. За семь месяцев 2005 года уже перечислено по льготам и
субсидиям организациям ЖКХ более 700 млн. рублей.

— В ряде российских регионов уже внедрено перечисление выплат на
персонифицированные социальные счета. Насколько оно успешно по
сравнению со старыми формами оказания адресной социальной
поддержки?

— Действительно, новая форма предоставления льгот и субсидий на
оплату жилья и коммунальных услуг с 2002 года внедряется в 19
субъектах Российской Федерации. Законодательно и практически эта
система отработана, к примеру, в Тюменской, Ростовской,
Нижегородской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан. При
подготовке к переходу на персонифицированные счета главным
управлением социальной защиты населения Иркутской области был
тщательно изучен их опыт работы.

Мы выяснили, что внедрение системы персонифицированных счетов
граждан позволяет объединить все виды финансовой помощи
государства, включая жилищные субсидии и льготы на оплату жилья и
комуслуг, полностью переориентировать бюджетные средства, которые
расходуются на финансирование предприятий ЖКХ, на предоставление
адресной целевой помощи непосредственно гражданам.

А главной практической задачей внедрения системы является
обеспечение своевременного и полного перечисления средств на
социальные счета и соблюдение контроля за оплатой гражданами
жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, создаются
благоприятные условия для самоорганизации жителей и развития рынка
профессиональных услуг по управлению жилыми домами.

— Неужели в стране не было прецедентов, когда новая система не
прижилась?

— Такие случаи были, но связаны они, скорее, с законодательными
тонкостями. Например, в Нижегородской области определением
Верховного суда РФ от 1 декабря 2004 года было признано
недействительным постановление регионального Законодательного
собрания «Об осуществлении адресной социальной поддержки населения
при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием
персонифицированных социальных счетов».

Сейчас объясню, с чем это связано. По статье 159 Жилищного кодекса
РФ порядок предоставления субсидий устанавливается Правительством
России, то есть перечисление субсидий на персональные счета граждан
возможно только с согласия муниципальных образований или по их
инициативе. В Нижегородской области новая система внедрялась без
согласия территорий. Тем самым была нарушена самостоятельность
местного самоуправления.

— А нет ли у вас опасений, что, получая средства субсидий
наличными деньгами, люди захотят и будут использовать эти деньги
на другие цели?

— Конечно, способы распоряжения деньгами будут выбирать сами
граждане. Главное — не иметь долгов по коммунальным платежам. По
опыту других регионов России можно сказать, что такие опасения
напрасны. К примеру, во всех муниципалитетах Чувашии, принявших
участие в эксперименте, отмечена высокая платежная дисциплина
субсидиантов. В этом году регион завершает переход на предоставление
субсидий на оплату ЖКУ через персонифицированные социальные счета.

— Иркутская область тоже постепенно будет переходить к
персонифицированным социальным счетам?

— Безусловно. Для отработки нового механизма предоставления льгот и
субсидий на жилье и коммунальные услуги определены три
муниципальных образования области. Это Ленинский район Иркутска,
Саянск и Слюдянский район. Начало эксперимента планируется на 1
октября 2005 года. Параллельно будет проводиться подготовительная
работа по полному переходу на персональные счета в других
территориях. Окончание эксперимента должно состояться во второй
половине следующего года.

Для перехода на персонифицированные социальные счета в
муниципальных образованиях и в департаментах соцзащиты на местах
необходимо предусмотреть централизованно, через главное управление
социальной защиты населения Иркутской области, программное
обеспечение, закупку оргтехники.

— Это основной вопрос, который следует разрешить в регионе при
подготовке к новой системе предоставления льгот и субсидий
населению?

— Не совсем так. При переходе на новую форму предоставления мер
социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг
необходимо разработать и утвердить нормативные правовые акты.
Предстоит разработать программное обеспечение для создания
информационного банка данных по структуре выплачиваемых денежных
сумм граждан. Также необходимо создать на каждого льготника
информационную карту по выплате адресной социальной помощи,
заключить договоры с кредитными организациями, Федеральной
почтовой связью.

— Сдается, работы еще немало. Хватит ли на все это времени?..

— Хватит. Над этим проектом мы работаем достаточно давно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры