издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Право собственности подлежит регистрации

С начала года приступило к работе главное управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть- Ордынскому Бурятскому автономному округу. О том, какие задачи стоят перед службой и как они решаются, в беседе с журналистом Владимиром Кинщаком рассказывает руководитель главного управления Альбина КОВАЛЕВА.

— Создавая нашу службу, президент Российской Федерации преследовал в
первую очередь цель формирования единого государственного реестра
недвижимости в целом по России. И естественно, что одним из основных
направлений нашей работы сегодня является регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним. Но и другие
задачи не менее важны. Это контроль за деятельностью адвокатуры,
нотариата, арбитражных управляющих.

Еще одна очень важная задача — регистрация общественных и религиозных
объединений, политических партий. Кстати, в текущем году нами
проведена большая работа по анализу реестра общественных объединений,
политических партий, имеющих право выдвигать кандидатов на
предстоящих выборах в органы местного самоуправления в октябре этого
года.

— Вы сказали о контроле за деятельностью адвокатуры и нотариата. Но,
насколько мне известно, адвокатской и нотариальной деятельностью
сегодня занимаются исключительно частнопрактикующие адвокаты и
нотариусы. На мой взгляд, это не очень хорошо.

— Вы правы. В Иркутской области сегодня 50 частных коллегий адвокатов,
66 филиалов, 251 адвокатский кабинет и 10 адвокатских бюро. В них
работает 1046 адвокатов. Сходная ситуация с нотариатом. Частной
нотариальной практикой занимаются 94 нотариуса.

Главная проблема состоит в том, что адвокатам и нотариусам невыгодно
работать в отдаленных районах области. Это Катанга, Ольхонский,
Жигаловский и другие районы. Да и в областном центре малоимущие
граждане далеко не всегда могут себе позволить обратиться за помощью к
частному адвокату.

Министерство юстиции, понимая эту проблему, подготовило пакет
документов и вышло с предложением к президенту РФ по созданию
государственной системы оказания бесплатной юридической помощи
малоимущим гражданам и жителям труднодоступных удаленных районов.
22.08.2005 г. по этому вопросу уже принято постановление правительства
РФ. В порядке эксперимента соответствующие службы с нового года появятся в ряде
регионов страны, в том числе и в Иркутской области. Так что с 1 января
2006 года у нашего управления будет еще одно направление работы.
Остается пока открытым вопрос о государственном нотариате. Надеюсь, что
он также будет решен.

— Судя по обилию задач и их сложности, у вас должен быть
штат квалифицированных юристов. Какова же структура службы?

— Сегодня в главном управлении работает 371 человек. Из них более 90%
имеют высшее юридическое образование. Что касается структуры, то в
управление входят 16 обособленных отделов в наиболее крупных
муниципальных образованиях — Ангарске, Шелехове, Усолье, Братске и др. В
ряде отделов имеются сектора, которые располагаются в отдельных мелких
населенных пунктах. Отделы и сектора в муниципальных образованиях, а
также семь отделов в аппарате главного управления занимаются регистрацией
прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения
имущества. Что касается остальных направлений работы, то это задача
остальных отделов аппарата главного управления. По каждому направлению
работает соответствующий отдел.

— Что именно подлежит регистрации, Альбина Семеновна?

— Регистрации подлежит все недвижимое имущество — это квартиры, дачи,
земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса
и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы. В
результате вы получаете на руки свидетельство о государственной регистрации
права собственности — документ на бумаге с водяными знаками и гербовой
печатью с индивидуальным регистрационным номером, подписанный
регистратором и заверенный гербовой печатью. Приватизировав, к примеру,
квартиру, люди должны еще получить на нее право собственности. Этот
документ позволяет квартиру продать, дарить, передать по наследству и т.д.

Государственная регистрация является единственным
доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое
имущество. И это право может быть оспорено только в судебном порядке.
Пока процесс регистрации идет очень трудно. В коридорах ежедневно
собираются толпы народа. Мы вынуждены работать с раннего утра до
вечера без перерыва на обед. Очереди огромные. Прием документов
осуществляется с 9 часов утра до 16 часов вечера. Выдача же свидетельств и
информации о зарегистрированных правах проводится с 8 часов утра до
19 часов вечера. Но в ближайшие 2-3 месяца мы думаем эту ситуацию
отрегулировать, так как проводим некоторую реконструкцию в помещении,
пересмотрели расстановку кадров в отделах, формы работ.

— Человек принес документы. Как вы с ними работаете?

— Сам процесс достаточно прост. Человек, имея при себе паспорт, сдает
документы в отдел приема и выдачи. Специалист проверяет эти документы
по специальному перечню и выдает расписку, где указано, когда следует
прийти за свидетельством. Затем документы проходят правовую экспертизу,
после поступают к государственному регистратору. Если все
требования соблюдены, регистратор выписывает свидетельство. У нас срок
обработки документов и выдачи свидетельства составляет около
трех недель.

— Сколько стоит регистрация?

— В зависимости от того, какие регистрационные действия будут
производиться и кто является правообладателем. В большинстве своем для
физических лиц 500 рублей, для юридических — 7,5 тысячи рублей, за
получение информации — 100 рублей.

— А кто готовит документы?

— Мы подготовкой документов не занимаемся. Либо человек собирает их
сам, либо обращается в одну из многочисленных фирм, которые на этом
специализируются. Однако для граждан (физических лиц) мы даем с 8
часов и до 17.00 бесплатные консультации по перечню необходимых
документов.

Кстати, их сбор — процесс чрезвычайно трудоемкий. Иногда, чтобы
пройти все необходимые инстанции и прийти к нам с готовыми
документами на регистрацию, требуется не один месяц.

Сегодня у меня был прием. Люди, которых мучили в инстанциях по
два-три месяца, приходят возмущенные. И я их понимаю. Но почему они в
предыдущих инстанциях не требовали ускорения процедуры? Сегодня мы
пытаемся со всеми причастными к подготовке документов на регистрацию
прав организациями найти более простой и оптимальный путь, но это дело
будущего.

— Разрешите слегка провокационный вопрос, Альбина Семеновна.
Процесс регистрации права на недвижимость в западных
странах столь же сложен, как и у нас?

— Насколько я знаю, там он гораздо проще и документов для этого надо
меньше. Слишком много формализма в наших учреждениях. Но я надеюсь,
что и в нашей стране число бюрократических препятствий со временем
сократится. Не сегодня, не завтра… В конце концов нам удастся сдвинуть
дело с мертвой точки.

— Как вы считаете, сколько понадобится времени, чтобы
зарегистрировать всю недвижимую собственность в стране?

— Судите сами. К примеру, в нашей области в настоящее время право
собственности на приватизированное жилье зарегистрировали не более 30%
граждан. Обо всем остальном можно и не говорить. Это
очень длительный процесс.

— А как обстоит дело с остальными направлениями вашей работы,
скажем, с политическими партиями? Сколько их сейчас в области?

— Сегодня в реестре числится 41 региональное
и 31 местное отделение политических партий. Кроме того, в области
зарегистрировано 1846 общественных объединений и 256 религиозных
организаций. И я хочу заметить, что на регистрации наша работа не
заканчивается. Мы контролируем работу всех этих объединений. И если где-
то не соблюдаются уставные требования, нарушители ликвидируются и
исключаются из государственного реестра. Делается это по решению суда,
куда мы, при необходимости, обращаемся с иском. К сегодняшнему дню из
50 исковых заявлений, которые мы подали с начала года, 26 удовлетворено.
Сегодня перед нами стоит серьезная задача провести
сверку всех общественных организаций, исключить из реестра «мертвые
души».

— Ваша служба работает в области уже 8 месяцев. Удовлетворены ли вы
своей работой?

— Все это время наши цели и помыслы были направлены на то, чтобы
поставить на ноги регистрационную службу. Сегодня говорить о том, что мы
чего-то серьезно добились, рано. Настоящее чувство удовлетворения
появится лишь тогда, когда не будет очередей и нервотрепки в коридорах,
когда люди будут довольны и мы будем работать в спокойном режиме.
Поставлена задача оптимизировать работу службы до конца года. Давайте
договоримся, что в январе 2006 года я приглашу вас к нам в гости
и вы сами увидите, чего мы смогли добиться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры