издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время объединить усилия

  • Автор: Сергей СУХОВ, начальник филиала ВНИИ МВД России по Восточной Сибири, кандидат юридических наук, доце

С каким настроением несет службу наша милиция? Сегодня иркутская милиция переживает не лучшие времена. Низкое материальное обеспечение, невысокая зарплата, сокращение льгот, причем самых востребованных, вызвали отток профессиональных кадров. И это в период сложной криминальной обстановки, когда от сотрудников милиции требуются компетентность и профессионализм. В такой ситуации как никогда ценен многолетний опыт работы в органах внутренних дел, образовательный уровень сотрудников.

Экономические преобразования в нашей стране
отодвинули второй на план понятие стабильности и социальной гарантии
для сотрудников милиции и их семей. Еще недавно в ведении ГУВД
Иркутской области были детские сады, лагеря летнего отдыха для детей,
гарантировалось обслуживание сотрудников в любом медицинском
учреждении. Сейчас понятие ведомственной социальной сферы
для милиции исчезло.

Обновление личного состава милиции происходит более
стремительными темпами, чем хотелось бы. Иными словами, люди
увольняются, не имея выслуги лет для выхода на пенсию. Молодежь,
придя работать в милицию, сталкивается с тем, что приходится выполнять
громадный перечень обязанностей при минимальном перечне прав.

К примеру, в связи с постоянным проведением операции «Вихрь —
антитеррор» сотрудники правоохранительных органов вынуждены
работать ежедневно по 12 часов в нарушение конституционных прав на
отдых. При таком режиме работы количество сверхурочных работ
составляет 32—44 часа в неделю. Оплата за сверхурочную работу, как
правило, не производится. Результат подобной ситуации печален. На фоне
физической усталости, нерешенности семейно-бытовых проблем
формируется равнодушное отношение к служебным обязанностям,
пропадает стимул к работе.

Естественно, многие таких условий службы не выдерживают.
Подавляющее число сотрудников имеют стаж работы до 5 лет.
Из числа всех работающих только 40% имеют юридическое образование.
Авторитет милиции снижен. А
общество ждет полной гарантии обеспечения своей личной и
общественной безопасности. Но насколько это возможно? Откровенно
говоря, решать проблемы, связанные с милицией, никто не берется, а
проблем действительно много, и без материальной поддержки местной власти
подавить рост преступности и усилить меры профилактики правонарушений
крайне сложно.

Ни для кого не секрет, в каких условиях работает наша милиция. Все,
кто был в этих учреждениях, обращали внимание на
устаревшую и поломанную мебель,
скудный инвентарь, морально устаревшую оргтехнику и «деревянные»
компьютеры образца 90-х годов прошлого века, да и то в ограниченном
количестве. Более новая техника (ее немного) приобретена в
основном на спонсорские деньги.

Недостаточное материально-техническое обеспечение милиционеров
не может не сказываться на раскрываемости преступлений. Если
бы в каждом отделе милиции стоял телефон доверия, а у служителей
порядка не было проблем с машинами и бензином, поиск преступников
был бы гораздо эффективнее. Что говорить о каждом районном отделе
милиции, если даже в УВД города Иркутска телефон доверия
систематически дает сбои, а заменить устаревшую технику нет
возможности. Если на сегодняшний день проблем с обеспечением по
федеральному бюджету нет, вернее сказать, тот минимум, который
запланирован по смете, перечисляется, то дело с местными поступлениями
обстоит сложнее. Заявленные УВД в администрацию сметы никогда не
финансируются полностью.

По закону «О милиции» помещения для стражей порядка
должны быть выделены органами местного самоуправления. К сожалению,
все здания находятся на балансе у милиции. Естественно, на ремонт
зданий, коммунальные услуги деньги никакими бюджетами не
предусматриваются. Мэры от этой проблемы вообще устранились,
особенно после того, как с 1998 года стало действовать постановление
губернатора о том, что содержание милиции общественной безопасности
переведено на консолидированный бюджет.

Сокращение финансирования прослеживается на примере областной
государственной программы «Правопорядок». Если в 2002 году
программой «Правопорядок» предусмотрено было потратить на силовые
структуры области 3250 тыс. руб., фактически профинансировано
3146,5 тыс. руб.; то в 2003 году — 2500 тыс. руб., фактически
профинансировано 1970 тыс. руб.; в 2004 и 2005 годах не выделено ни
копейки.

Финансирование милиции настолько ограничено, что бумагу,
канцелярские товары, расходные материалы на оргтехнику и многие
другие мелочи покупаются на личные деньги сотрудников.
Криминалистическая техника, специальная литература практически не
обновляется. Транспортными средствами ГУВД Иркутской области на
2004 год укомплектовано на 75%, но из этого числа подлежит списанию
70% автотранспорта. Это при том, что успешное раскрытие преступлений
зависит от своевременного выезда на место происшествия оперативной
группы. Кроме того, различные следственные действия, оперативно-
розыскные мероприятия требуют наличия служебного автотранспорта.

Большинство сотрудников милиции из-за нехватки служебного
транспорта использовали муниципальный,
выручала льгота на бесплатный проезд. Теперь ситуация
изменилась, льготы на проезд убрали. Оказать помощь хотя бы в
частичном финансировании проезда для милиции чиновники
даже не подумали. Тогда как в других областях к нуждам милиции
отнеслись более благосклонно. Так, в Свердловской области в
соответствии с постановлением регионального правительства от 14
сентября 2004 года производится доплата в размере 2 тыс. рублей
милиционерам ППС, а также доплата участковым инспекторам милиции за
непрерывную службу в должности. В Тюменской области
выделено дополнительно почти 29 млн. рублей для
компенсации транспортных расходов и приобретения проездных
документов на 2005 год.

С ростом пьянства и наркомании,
которые, как правило, порождают значительное число правонарушений,
растет число зарегистрированных обращений в милицию. Штатная же
численность сотрудников не может наращиваться такими же темпами, что
оборачивается для них дополнительной рабочей нагрузкой.

К примеру, установленная норма на одного участкового
уполномоченного по количеству населения на обслуживаемой территории
составляет 3,5 тысячи человек, а фактически приходится около 7 тысяч
человек. Только на
рассмотрение жалоб, заявлений, сообщений граждан участковый
уполномоченный затрачивает пятую часть рабочего времени. На
обход вверенной ему территории времени не хватает физически.
Отсюда и негативная реакция на деятельность участковых
уполномоченных милиции. Около 75% граждан, подвергнутых
анкетированию, не знают своего участкового.
И это неудивительно. Во-первых, сказывается дефицит рабочего времени
на исполнение всего объема работы. Во-вторых, недостаточное
финансирование для нормального функционирования этих подразделений.
Так, 80% помещений, где работают сотрудники, требуют ремонта и
реконструкции, катастрофически не хватает оргтехники и персональных
компьютеров, автотранспорта.

Подобная же ситуация — в подразделениях по делам
несовершеннолетних. Рост количества преступлений, совершаемых
подростками, требует усиления деятельности подразделений
по делам несовершеннолетних в профилактике малолетней
преступности.

В работе с несовершеннолетними правонарушителями существует
определенная специфика. Знание юриспруденции, педагогики, психологии
детей для этой работы просто необходимо. Но это в идеале. Штатная
численность практически укомплектована. В среднем ежегодно
увольняется из ОВД и вновь принимается на службу от 12% до 14%
сотрудников. Ощущается недостаток квалифицированных кадров.

Работа по раскрытию или профилактике преступлений в условиях
рынка просто не может оцениваться вне экономических категорий. И речь
не только о затратах на расследования, отнимающие огромное количество
времени и сил, а о создании условий нормального функционирования
подразделений милиции. Время не стоит на месте, в век всеобщего
прогресса милиция пользуется примитивной техникой, которая не отвечает
современной ситуации в период профессионализации преступности.

Дежурные части милиции, помимо передачи оперативной
информации, являются главными координаторами деятельности
следственно-оперативных групп, создают условия оперативности и
мобильности в пресечении и раскрытии преступных деяний. Кроме этого,
обеспечивают поиск и задержание скрывшихся с места происшествия
преступников, руководят деятельностью нарядов патрульно-постовой
службы и т.д. Но справляться эффективно с возложенными на дежурную
часть задачами не всегда представляется возможным. Причина этого —
устаревшее оборудование каналов связи, низкий уровень
компьютеризации подразделений области, помещения требуют
капитальных ремонтов или просто находятся в аварийном состоянии.
Уровень обеспеченности средствами связи составляет всего 75%,
криминалистической техникой — 40%.

Проблема предупреждения уличной преступности в Иркутской
области очень актуально. Наш регион входит в первую десятку регионов по
количеству преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках,
скверах. В среднем каждое четырнадцатое преступление в области
совершается на улицах. Здесь, прежде всего, сказывается недостаточная
численность патрульно-постовых нарядов, дефицит материально-
технического обеспечения подразделений. Не хватает патрульного
автотранспорта (из 175 необходимых единиц в наличии 125, причем
значительная часть, подлежит списанию — 67 единиц). Остро стоит вопрос и по
ремонту автотранспорта, его обеспечению горюче-смазочными
материалами.

Пятая часть сотрудников милиции, выходя на патрулирование,
недоукомплектована специальными средствами. Их обеспеченность
составляет от необходимого количества: наручниками — 79%;
индивидуальными средствами защиты — 74%. Оперативная передача
информации в каждом втором случае невозможна по причине отсутствия
радиостанций, их обеспеченность по области составляет 44%.
Единственное спецсредство, которое не требует технической
модернизации, практически не подвержено износу, — это резиновые палки.
Ими сотрудники обеспечены на 91%. К сожалению, при данной технической
оснащенности обеспечить охрану общественного порядка,
противостоять вооруженному преступнику, оказать оперативно-мобильное
задержание лиц, совершивших преступления, милиции крайне
затруднительно.

Решение проблемы роста преступности на улицах
видится, прежде всего, в увеличении штатной численности полка
патрульно-постовой службы; выделении автомашин для несения службы в
режиме автопатруля с постоянным нахождением на закрепленной
территории по патрульным участкам, создании различных фондов для
оказания финансовой помощи. За счет подобных фондов возможно
обновление спецтехники, проведение технического обслуживания
автомашин. В пример можно привести различные города и области
России: Пермь, Красноярский край, Калининград и др. где существует
такая поддержка со стороны местной власти
Местные органы власти
городов и районов Приангарья, ссылаясь на отсутствие финансовых средств,
эти вопросы даже не рассматривают. По указанной причине при несении
патрульно-постовой службы практически не используются служебные
собаки, а о внедрении в обеспечение общественного порядка технических
средств контроля в общественных местах и на улицах вообще говорить не
приходится.

Сложность ситуации еще и в том, что милиция общественной
безопасности, которая по статусу своему призвана поддерживать
общественный порядок, сокращается год от года из-за отсутствия
денежных средств на ее содержание. Патрульно-постовая служба МОБ
ГУВД Иркутской области сокращена за последние четыре года на 20%.

Численность милиции, содержащейся за счет местных средств, не
доведена даже до средних норм, установленных указом Президента
России. В системе патрульно-постовых нарядов постоянно не задействовано
до 30% сотрудников, откомандированных в Чеченскую республику. В
среднем каждый сотрудник отсутствует около года, включая
командировку, реабилитационный период и очередной отпуск.

В Иркутской области за период с 1991 по 2005 год количество
выявленных преступлений по фактам незаконных операций с наркотиками
увеличилось в 16,5 раз. Беспрецедентное
расширение масштабов потребления наркотиков
вызвало рост преступности. В поисках
очередной дозы наркотических веществ или средств к их приобретению
наркоманы способны совершать любые правонарушения, вплоть до
тяжких преступлений.

В связи с созданием Федеральной службы РФ по контролю за
оборотом наркотиков работы у милиции не убавилось. Только в 2004 году
милицией возбуждено 3753 уголовных дела по незаконному обороту
наркотиков. Милиция продолжает заниматься профилактикой и
пресечением этого вида преступлений. Проводит комплексно-
профилактические операции, в результате которых из незаконного
оборота изымаются десятки килограммов наркотических средств. На
протяжении последних пяти лет областная администрация оказывала
поддержку в рамках областной государственной программы
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими
средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту»,
которая позволяла объединить усилия правоохранительных органов и
иных социальных институтов, направленные на профилактику и борьбу с
наркоманией. Теперь ситуация изменилась. Из областной
программы выпал кусок «Противодействие незаконному обороту
наркотиков». Правоохранительные органы остались за бортом
профилактики.

В новой областной государственной программе
общая сумма, предусмотренная на профилактику,
составила 39774 тыс. руб. Сумма немалая, но финансирования
деятельности правоохранительных органов, которые способствуют изъятию
наркотиков из незаконного оборота, проводят мероприятия по пресечению
производства наркотических средств и их утечки из легального оборота, не
предусмотрено. Правда, на безвозмездной основе, в качестве
исполнителей основных мероприятий программы указаны два
органа: Региональное управление Федеральной
службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ по Иркутской области и Главное
управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской
Федерации по Иркутской области. О милиции в программе
вообще не упомянуто.

Отделить милицию от общества невозможно, она часть общества
со всеми присущими ей недостатками. Проводимый опрос ВНИИ МВД
России среди различных категорий населения Иркутской области о
деятельности милиции выявил, что больше половины опрошенных — 51,3% —
в случае угрозы их жизни, здоровью или благополучию обратятся за помощью
именно в органы внутренних дел. Остальные предпочтут альтернативные
формы защиты, в том числе: 20% лиц обратятся в иные государственные органы;
18% — в частные охранные агентства, 20% будут
сами пытаться обеспечить свою безопасность. Но, как показывает практика,
определенный процент решивших обратиться к другим формам защиты в
результате обращаются в милицию.

Конечно, степень доверия населения к милиции невелика. Но и другие
правоохранительные структуры имеют тот же уровень доверия, и это
неудивительно. Чтобы сформировать качественно новые по характеру и
содержанию отношения между населением и правоохранительными
органами, нужно очень много времени. Здесь речь идет о
воспитании не менее двух поколений в новом правовом формате, где
приоритетом будет являться защита законных прав и свобод граждан.
Процесс этот долог и труден.

Мнения граждан о деятельности милиции
формируется из различных источников. Из числа опрошенных только 40%
имели личный контакт с сотрудниками органов внутренних дел как
потерпевший, очевидец, свидетель. Более половины респондентов
получали информацию о деятельности органов внутренних дел из других
источников: 10% — на основе публикаций в прессе; 25% — на основе теле-,
радиопередач; 25% — из бесед с друзьями, знакомыми, в кругу семьи.

Таким образом, в значительной мере информация о деятельности
органов внутренних дел формируется у населения под воздействием
средств массовой информации, которые зачастую в погоне за сенсациями
искажают истинный смысл деятельности органов внутренних дел,
правонарушения сотрудников ОВД проецируют на всю систему МВД
России в целом.

Общественное мнение должно формироваться на основе
взаимодействия населения и милиции. Свыше 72% граждан в
социологическом опросе подтвердили желания оказать помощь работникам
органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка. Но желания
населения и милиции недостаточно, необходима поддержка
органов государственной власти, которая позволит разрешить ряд
вопросов, связанных с социальными гарантиями для добровольцев.
Общие усилия позволят укрепить авторитет
власти в регионе и повысить уровень доверия населения к милиции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры