издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Всё скреплено любовью

К 90-летию «Восточно-Сибирской правды»

Более четверти века назад, в 1981 году, иркутская Мельпомена, впервые услышав раскатисто-заразительный смех потенциального своего служителя, приняла и обласкала приезжего общительного молодого человека – Анатолия СТРЕЛЬЦОВА.

И тогда, и позже, и по сей день не столь часто рвались и рвутся к берегам Байкала питомцы Ленинградского государственного института театрального искусства и кинематографии – знаменитого ЛГИТМИКа имени А. В. Луначарского, ныне Санкт-Петербургской академии театрального искусства. А если и приезжают, надолго не задерживаются. Стрельцов же с драматическим театром имени Н. П. Охлопкова неразлучен. С тех самых пор по сегодня. Причём неразлучен до такой степени, что можно без натяжки переиначить хрестоматийное: театр и Стрельцов – близнецы-братья. Ну, и далее по тексту. Правда, к директору давно привыкли обращаться по имени-отчеству. Опять же кстати будет упомянуть: не только по службе – по душе.

– Анатолий Андреевич, после реконструкции здание театра поддерживается в таком безупречном состоянии, что его хочется величать храмом охлопковской Мельпомены. Чистота, комфорт, порядок вызывают у иркутян и гостей города неостывающее восхищение. А о том, каких титанических усилий стоила вся эта красота, подробно писала, ведя своего рода дневник строительно-отделочных работ…

(Нетерпеливо подхватил)… «Восточно-Сибирская правда»! Театр и газета, я бы даже не сказал, что коллеги и сотоварищи, а больше – одна семья. Мы всё время дружили с редакцией во времена Бутакова. И когда нам было очень трудно, а это случалось часто, мы обращались в газету. Исполнительная власть, если материал появлялся в «Восточке», сразу действенные меры принимала. К прессе очень прислушивались. И мне кажется, традиции, которые были когда-то заложены, сохраняются. Газета освещает все вопросы жизни области, но любовь к искусству, к театру в «Восточке» всегда прослеживается.

Вообще, всё начинается с любви! И сейчас часто всплывает нужда срочно дать какой-то материал, кого-то поздравить, к примеру. И никогда не было, чтобы «Восточка» нам отказала. Особенно в последние годы, я бы сказал. И к открытию сезона, и по нашим гастролям, и с заседания «круглых столов», и о литературных вечерах, и вот с Вампиловского фестиваля – регулярно идут репортажи, статьи, обзоры. Мы в «Восточно-Сибирской правде» находим какое-то серьёзное понимание.

– Впрямь похоже на близкие, родственные отношения! Не иначе, личное обаяние подключаете?

– Вы понимаете, «Восточка» действительно была и сейчас, на мой взгляд, остаётся газетой, которая сознательно миновала русло жёлтой прессы, а её одно время очень много было.

– Дефицита подобных изданий и сейчас не наблюдается…

– Сенсация любой ценой, вплоть до сочинения жареных фактов, ложь без всякого зазрения совести, эпатирующие заголовки типа «Расчленённый труп дяди Васи», «У Маши Распутиной девятый муж» или «Кто главная жена Колчака?» – бульварные таблоиды держатся на этом, а суть в них начисто отсутствует. «Восточка», видимо, подбирает журналистов более вдумчивых, более тонких, не гоняющихся за скандальной повседневностью, а нащупывающих её содержание. Как у Пастернака, во всём им хочется «дойти до самой сути». В этом и ценность «Восточно-Сибирской правды». Это не газета-однодневка.

– Многие придерживаются, думаю, такого же мнения.

– Когда-то, когда я был совсем юный и учился ещё в школе, наш учитель истории говорил: «50 лет советской власти – это ещё не тот срок, чтобы делать выводы об исторической сущности происходящего в нашей стране». А мы же считали, что навек свой мир построили! И действительно, время показало, что есть, мягко говоря, некоторые изъяны в том, что мы творили. Вот так же, если смотреть на «Восточку», то, наверно, с расстояния этих 90 лет, которые она готовится отмечать, есть много накопленного серьёзного опыта, требующего осмысления.

Лично я не понимаю, для чего иные газеты демонстрируют купальники, длинные ноги, пышные бюсты. Можно же на пляж пойти и наглядеться вдоволь! Я человек очень наивный и однажды увлечённо толковал молодой журналистке о назначении театра, о Достоевском, а потом увидел своё интервью, на полуслове оборванное, рядом с каким-то эротическим рассказом (смеётся). Такое вот соседство на газетной площади Достоевского и эротики в её сегодняшнем преломлении.

К чести «Восточно-Сибирской правды», в ней такое непозволительно и просто быть не может. Слава богу! Если бы меня спросили, какая газета может являться визитной карточкой города и всей Иркутской области, я не задумываясь скажу сегодня, что это «Восточно-Сибирская правда». 26 лет я её читаю. В том числе, понятно, с повышенным вниманием публикации о театре. Рецензии на наши спектакли писали в «Восточке» и Филиппова, и Жартун, и Казимировский, и Преловская, и Верещагина, и Дубовцева, и Каминская… Вот плеяда людей, собранных вокруг газеты, которые душой болеют за театр, за искусство. Когда было очень сложное время и не хватало денег даже на зарплату, а предстояла реконструкция, я обратился в «Восточку» за помощью. И выход из этой бедственной ситуации газета подсказала, опубликовав снимок: на ладонях – разламывающийся театр.

– Фотоколлаж? Образно.

– В газету позвонишь, тому же Геннадию Михайловичу Бутакову, скажешь о своей нужде, ответ всегда один: «Что ж, будем делать!» Слава Филиппов, писатель, был из числа самых неравнодушных – и поддерживал, и критиковал. Ведь смысл дружбы с газетой не в том, что вы меня должны хвалить. Любовь-то не в этом проявляется. Наоборот, я делаю хуже вам, хваля то, что того не заслуживает. И в том, что академический театр охлопковский в художественном плане сейчас именно такой, есть большая заслуга и Ростислава Филиппова, и всех, кто требовательно оценивал его работу на страницах «Восточки»! Очень легко скатиться на уровень показа того, чем беззастенчиво потчует телезрителей голубой экран.

– Да многие и не удержались от этого соблазна. Иные столичные театры во все тяжкие пустились!

– А мы всё-таки старались не скатиться. И, может быть, интеллигенция города не позволила нам этого, и сами мы, воспитанные этой интеллигенцией, себе не позволили. Театр был, есть и остаётся как-никак властителем дум. Он этим интересен людям, он этим должен быть интересен и государству. Театр существует вовсе не для того, чтобы зарабатывать деньги, показывая голых девчонок. Будем говорить без обидняков: сегодня есть большой перекос у государства в подходе к театру.

– Вы имеете в виду, Анатолий Андреевич, приоритет «мани, мани, мани»?

– Конечно. Как можно призывать к такой цели? Я всё время говорил и говорю: мы же не требуем от Минобороны заработать средства и купить танки, чтобы нас защищать. Почему же мы не понимаем, что должны воспитывать человека и что надо вкладывать в его воспитание деньги – через театр, через учреждения культуры, через музыку, литературу… Именно вкладывать, а не считать, сколько театр собрал за билеты! Иначе всё становится с ног на голову.

Давно известно: сложное – оно требует духовных, нравственных, умственных затрат и усилий для восприятия, а бесовское, назовём так, оно же не требует ничего подобного. Легко заработать на показе оголённых тел, но очень сложно – внедряя в душу человека Достоевского, Чехова, Пушкина, того же Вампилова, Распутина. Это другая задача, на этом нельзя и невозможно зарабатывать деньги! И когда театр, искусство вообще переводятся в сферу услуг, то ведь не всякая услуга востребована, а как же государство будет воспитывать своего будущего налогоплательщика?!

– Музы услуг не оказывают, это им служат…

– Мне кажется, вместе с такой газетой, как «Восточно-Сибирская правда», мы можем переломить общую тенденцию. Государству в лице его министерств, в частности экономики, финансов, хочется как можно меньше средств тратить на бюджетную сферу. Но бюджетная сфера тоже разная! Зарплаты чиновников существенно отличаются от зарплаты профессоров, педагогов…

– И тех же артистов!

– Пенсионное обеспечение учёных гораздо ниже, чем госслужащих. Известный в Иркутске профессор-хирург мне говорил, что получает пенсию 6 тысяч, а девочка, которая в горздраве бумажки перекладывает, будет получать 15 тысяч рублей. А с зарплатой и пенсиями депутатов Госдумы даже сравнивать не хочу.

– Про театральную реформу сейчас и речь не завожу, поскольку там пока сплошные вопросы без ответов.

– Зря! Я бы вас повеселил разными нюансами. Правда, это был бы скорее тот самый смех, который сквозь слёзы. А я последний раз плакал знаете когда? Двадцать лет назад, когда увидел в Германии, как там направляют свет на сцену с помощью дистанционных пультов. Вы же помните, до реконструкции в театре Охлопкова стоял под сценой РТМ-120 – регулятор театральный механический, и надо было крутить его 120 рычагов вручную. И вдруг появилась американская, германская, финская, чешская, английская аппаратура, которая управляется электронными пультами через компьютеры, через фонари. А мы «карандашом» снизу направляли фонари. И когда я увидел, как человек набирает программу поворота на 30°, нажимает кнопку и фонарь сам поворачивается на эти заданные 30°, я заплакал!

– Но сейчас-то аппаратура у театра современная?

– Да, то, что мы сделали восемь лет назад в сфере технологии, ещё и сегодня отвечает требованиям. Но уже появляются новые технологии, новые приборы – звукоосветительные механизмы, которые позволяют более эффективно работать. Однако для перехода со старого на новое нужно ещё найти людей, которые смогут этим новым управлять. А некому учить этому! Мы хотим здесь создать центр подготовки технических служб театров Сибири. Но всё упирается в пресловутое помещение и деньги.

– На базе драмтеатра, где такие специалисты, способные вести мастер-классы, есть?

– Да, мы и в Москву их на учёбу посылали, и сюда приглашаем лучших художников по свету. Проблема с технически грамотными рабочими стоит даже острее, чем с актёрами. Завершая наш разговор, очень хочется пожелать «Восточке», чтобы она была такой же умной, вдумчивой, мудрой даже и, я бы сказал, в нравственном отношении чистой и такой же интеллигентной газетой, какая она есть сейчас.

Беседовала Вера ФИЛИППОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры