издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Город его судьбы

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ

Имя Бориса Алексеевича Демьяновича хорошо известно иркутским старожилам, особенно тем из них, кто неравнодушен к изобретательству и людям, наделённым талантом созидания. И действительно, разве это не чудо: в конце пятидесятых годов на улицах Иркутска появилась «Ласточка» – самодельная ярко-красная малолитражка, автор которой, инженер-конструктор завода им. Куйбышева Борис Демьянович, уже был «замечен» в создании оригинальных машин и конструкций.

На счету умельца автомобиль-амфибия, яхта «Берендей», на которой корабел Демьянович в течение многих лет бороздил просторы Байкала. Купив садоводческий участок с развалюхой в Мельничной пади, он своими руками соорудил настоящий дом-дворец – с камином, башенками. И вот новое «чудачество» – в свои 92 года Борис Алексеевич выпустил книгу, в которой в увлекательной форме рассказывает о годах своей юности, молодости, вхождении в большую жизнь. Он назвал её незамысловато – «Записки иркутянина», поддержав тем самым проект, начатый Лидией Ивановной Тамм, которая в возрасте даже более солидном, чем её «крестник» Демьянович, выпустила две замечательные книги. У меня на книжной полке её трёхтомник «Записок…» занимает почётное место. Свою третью книгу «Записок иркутянки» Лидия Ивановна не успела увидеть при жизни. Борис Алексеевич и Лидия Ивановна были хорошо знакомы. Его отец был организатором скаутского движения в нашем городе, и именно о нём Л.И. Тамм писала в своих записках.

На днях в выставочном центре им. Рогаля, филиале музея города Иркутска, состоялась презентация «Записок иркутянина», охватывающих период с 1916 по 1942 год. Со страниц книги до нас доносится дыхание и пульс тех, уже далёких, лет, вместивших в себя великое множество событий – и исполненных романтики, и зажигательно-весёлых, и тревожных (увы, были и такие времена). Вот один из эпизодов, когда пятиклассник Борис Демьянович с помощью двух школьных товарищей смастерил водяной велосипед, который был испытан на Ангаре – к великому изумлению рыбаков. «Мне удалось переправиться на ближайший остров, – пишет автор. – Конный остров – нынешний остров Юности – состоял раньше из нескольких островков, и я развлекал себя тем, что огибал каждый из них. В дальнейшем мои «путешествия» расширили географию, мне удалось даже дважды переправиться через Ангару».

Школьные годы, студенческая пора – это уже в Томске, где будущий конструктор учился в знаменитом индустриальном институте и где успел окончить школу бальных танцев. Полное приключений путешествие в Горячинск летом 1939 года во время студенческих каникул. Наконец, первый год войны, когда по распределению Борис был направлен в родной ему Иркутск на завод тяжёлого машиностроения им. Куйбышева, где наряду с дражным оборудованием для золотодобывающей промышленности стали выпускать продукцию для фронта – миномёты и мины, детали для артиллерийских снарядов.

Презентация книги прошла на славу, от души постарались сотрудники Музея истории города Иркутска, его директор, заслуженный работник культуры, она же главный вдохновитель и редактор книги, Ирина Терновая, Лидия Эверстова, Жанна Яковлева. Звучали отрывки из повествования Бориса Алексеевича, музыкальные номера в исполнении юных артистов, поздравления друзей и представителей общественности города. Аплодисментами встретили собравшиеся видеоматериалы о творениях изобретателя с весёлыми комментариями виновника торжества.

В своём ответном слове взволнованный Борис Алексеевич от всего сердца поблагодарил всех, кто пришёл разделить его радость по поводу выхода «Записок». «Сегодня, – сказал он, – вглядываясь в прошлое с «высоты» своего 92-летнего возраста, я счастлив, что жил и продолжаю жить в Иркутске, что в этом городе состоялась моя судьба, произошли удивительные встречи и открытия, что именно здесь живут мои дорогие друзья».

«Я радуюсь тому, – читаем продолжение его мысли в конце книги, – что могу поделиться с земляками своими воспоминаниями, и надеюсь, что они позволят кому-то глубже узнать историю своего города, тронут чьё-то сердце, заставят остановиться в повседневной круговерти и задуматься: всё ли мы сделали, чтобы сохранить и передать следующим поколениям то лучшее, что было завещано нам поколениями предшественников? Вместе ощутить и разделить светлое чувство, которое мы называем любовью к своему отчему дому, к своей малой Родине, к своему Отечеству».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры