Рост взаймы
Что происходит с продуктовыми сетями?
Макроэкономический кризис не обошёл стороной продуктовый ритейл, который особенно активно развивался последние несколько лет. Эксперты отрасли уверены: без потерь из него смогут выйти далеко не все игроки. В наилучшем положении окажутся те, кто вёл консервативную политику, тщательно взвешивал решения об открытии новых магазинов и постоянно повышал лояльность покупателей. Насколько кризис может быть опасен для продуктового ритейла и какие меры сейчас принимают игроки этой отрасли, мы спросили у генерального директора, соучредителя группы компаний «Слата» Вячеслава Зайца.
– Какая ситуация сложилась в период кризиса в российском продуктовом ритейле?
– Ещё некоторое время назад продуктовый ритейл был довольно интересной, бурно развивающейся отраслью. Её игрокам важно было занять наиболее привлекательные с точки зрения логистики и потенциальной выручки места для размещения своих объектов. Однако прибыли, которую даёт этот сегмент, было недостаточно для того, чтобы быстро развивать сеть, инвестируя в крупные объекты. Поэтому многие наращивали объёмы на заёмные деньги. В итоге те, кто вёл агрессивную политику по открытию новых торговых площадей, к началу финансового кризиса были настолько зависимы от заёмных средств, что отказы в продлении или выдаче нового кредита стали для них критичными и в отдельных случаях привели к банкротству.
– Какова ваша политика при открытии новых объектов?
– Группа компаний «Слата» всегда придерживалась консервативного подхода к бизнесу. В первые годы мы развивались медленно, потому что не видели достаточного эффекта от затраченных средств и усилий. И лишь когда сеть доказала свою эффективность, мы приняли решение о более интенсивном развитии. Если точка работала себе в убыток, мы не закрывали глаза на происходящее, а ликвидировали её. Подтверждением моих слов может служить случай с супермаркетом нашей сети в Усолье-Сибирском.
– Насколько серьёзными могут быть последствия кризиса? Какие антикризисные меры предпринимают участники рынка?
– Финансовый кризис может быть опасен для ритейла, как и для любой другой отрасли, тем, что он рождает недоверие со стороны финансовых структур, банков и остальных игроков. Если говорить о мерах, то большинство ритейлеров пересматривают стратегические планы, меняют приоритеты развития. Например, «Мосмарт» объявил о закрытии 54 магазинов у дома, поскольку считает инвестиции в этот проект нецелесообразными. Некоторые идут на довольно жёсткие меры – «замораживают» проекты и сокращают персонал: калининградский ритейлер «Вестер» отказывается от планов по строительству торговых площадей в Нижнем Новгороде; X5 Retail Group, объединяющий такие известные сети, как «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», до конца года планирует сократить до 30 процентов офисных сотрудников…
– Планируются ли сокращения в вашей сети?
– Нет. Более того, сейчас в сети супермаркетов «Слата» открыто около 80 вакансий. Даже если мы и будем сокращать штат, отказываться от некоторых позиций, наши работники не будут уволены – им просто будет предложена новая работа, возможно, в другом магазине сети. В отдельных проектах компания постарается обойтись без привлечения новых сотрудников, чтобы сохранить места для тех, кто уже работает у нас.
– Насколько уверенно в условиях финансовой нестабильности чувствует себя группа компаний «Слата»?
– Довольно уверенно. К запуску готовится семь новых объектов. Мы работаем над тем, чтобы объекты, в строительстве которых мы участвуем в качестве дольщиков, были закончены, пусть даже со сдвигом в графике. Хотя есть и сложности. У сети супермаркетов возникли трудности в отношениях с некоторыми поставщиками, которые ужесточили условия сотрудничества: сократили отсрочку, повысили цену. Возможно, результатом таких действий станет подорожание продуктов. В сложившейся ситуации сеть «Слата» намерена внимательно отслеживать предпочтения покупателей. Если в связи с кризисом они будут меняться, мы постараемся скорректировать свою ассортиментную политику в соответствии с изменяющимся спросом.
– Какие уроки продуктовый ритейл может извлечь из сложившейся ситуации?
– Она заставит игроков думать не о расширении, а о совершенствовании технологий внутри компании. Если раньше, как я уже говорил, мы рассматривали конкуренцию между игроками ритейла как борьбу за точки, места и объекты, то сейчас речь идёт о повышении эффективности внутри компании. Те, кто сосредоточился на такой борьбе и приносил в жертву эффективность, сейчас находятся под ударом. У тех же, кто развивался медленнее, но не забывал об основных финансовых показателях, гораздо больше шансов.
Беседовала Елена ЛИСОВСКАЯ, «Восточно-Сибирская правда»На снимке: генеральный директор, соучредитель группы компаний «Слата» Вячеслав Заяц