издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дан приказ ему «В глубинку!»

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Горячее сырым не бывает. Руководствуясь этой нехитрой максимой, в течение трёх рабочих дней депутаты Законодательного собрания едва не решили судьбу внесённого группой депутатов законопроекта «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области». В пятницу, 14 ноября, проект был направлен в Законодательное собрание, в понедельник, 17 ноября, рассмотрен на заседании профильного комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении, а уже во вторник, 18 ноября, предложен на рассмотрение сессии. Депутат Антон Романов напомнил коллегам, что подобная спешка является нарушением регламента Законодательного собрания: любой законопроект должен пройти обсуждение в комитетах и комиссиях в течение месяца.

Суть новшества заключается в том, что при проведении муниципальных выборов депутатов в городских округах с численностью населения свыше 300 000 человек может быть установлена смешанная система: половина депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями; вторая половина будет избираться по старинке в одномандатных округах. В списке «подписантов» председатель ЗС Людмила Берлина, заместитель председателя Геннадий Нестерович, председатели комитета по бюджету Сергей Курилов и комитета по сельскому хозяйству и экологии Юрий Фалейчик, Наталья Дикусарова, Виктория Дворниченко и так далее – по списку фракции партии «Единая Россия». В общем, тренд (как теперь модно говорить) понятен – по всей стране идёт процесс постепенной унификации законодательства и расширения списка выборов, проводимых только по партийным спискам или хотя бы по смешанной системе. Иркутская область в очередной раз выделилась: да, мы движемся в общем русле, но вводим новую систему крайне медленно – под норматив 300 000 человек попадает максимум два города во всей области – Иркутск и Братск.

Ожидаемая дискуссия не состоялась, поскольку сам председатель комитета по госстроительству Борис Алексеев предложил снять вопрос с повестки дня. Выступая с пояснениями, он отметил, что накануне состоялась «оживлённая рабочая дискуссия», которая закончилась предложением расширить применение закона на все муниципальные районы и городские округа области. Но депутаты Государственной Думы и в эти планы внесли собственные поправки, приняв федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – как раз о том же самом. Отныне выборы по смешанной системе стали обязательной нормой, и депутатам ещё предстоит разобраться, как сочетаются их инициативы с федеральными и как им работать в новых условиях.

Любопытно, впрочем, не то, что областные депутаты чуть-чуть опоздали с проявлением инициативы, а то, что с инициативой выступила партия, которой нововведение не очень выгодно. Сегодня в городской Думе Иркутска формально должно быть 35 депутатов. После смерти Николая Абаринова и перехода в Законодательное собрание Татьяны Семейкиной осталось 33, большинство из которых – 26 депутатов – входят в единственную фракцию «Единой России». Предположим, что выборы состоялись бы сегодня и закончились с тем результатом, которые партии показали на выборах в Законодательное собрание. Партия «Единая Россия» набрала бы 43 процента голосов по списку и 6 мест, КПРФ – 14 процентов и 2 места, ЛДПР – около 16 процентов и 2 места, «Справедливая Россия» – 8-9 процентов и 1 место. При этом 7-процентный барьер преодолел бы список партии «Зелёные» и с результатом 8-9 процентов партия получила бы одного представителя в Думе. Не стоит сбрасывать со счетов и другие общественные и политические силы, которые – если позволят федеральный и областной законы – рискнут выдвинуть свои списки. «Аграрная партия», набрав менее 6 процентов голосов, осталась бы за бортом и в этом случае, но имела бы очень неплохие шансы получить двух-трёх депутатов по одномандатному округу.

Трудно сказать заранее, как сложились бы итоги выборов по другим одномандатным округам, но, экстраполируя результаты выборов в ЗС, можно предположить, что и здесь не обошлось бы без сюрпризов. В итоге вместо монолитной Думы город Иркутск получил бы очень пёстрое собрание, отражающее вкусы и пристрастия избирателей, но совершенно не соответствующее сложившимся в городе политическим традициям. «Единая Россия» получила бы своё большинство, но не такое бесспорное, как в Законодательном собрании; все остальные партии, делегировав своих представителей в муниципальный орган законодательной власти, открыли бы для себя новый чудный мир – ремонт больниц и школ, ремонт и содержание ЖКХ, выбивание трансфертов из областного бюджета…

Вопрос в другом: зачем кому-то может понадобиться идти в городскую Думу? Иркутск до 2008 года принимал бюджет с небольшим дефицитом, который в течение года покрывался из дополнительных доходов. Мировой кризис впервые за последние несколько лет внёс в эту практику коррективы, и, судя по всему, в 2009 году городу придётся отказаться от реализации некоторых программ и сократить те, от которых нельзя отказаться. Партиям, за исключением той же «Единой России», и такое представительство будет полезно и приятно – какой-никакой, а опыт городской Думы лучше, чем ничего, с муниципального уровня можно двинуться выше, тем более – из Иркутска.

Спасибо Государственной Думе – теперь партиям, если они хотят участвовать в полноценной политической жизни, придётся обратить самое пристальное внимание на свои первичные организации в городах и районах. Если, конечно, такие организации вообще есть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры