издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Собирательный портрет губернатора

Работать сегодня в правительстве Иркутской области – дело неблагодарное

  • Автор: Владимир ДЁМИН

С момента назначения губернатором Александра Тишанина третий этаж «Серого дома» по уровню сейсмичности вплотную приблизился к ближайшему подножию самых неспокойных вулканов. Сейчас это вулкан в период повышенной активности: мало было объявленных Игорем Есиповским реформы управления, деклараций о создании правительства и анонса массового сокращения чиновников, так теперь неясно, останется ли на своём месте сам временно исполняющий обязанности губернатора. Местные и пришлые, профессиональные эксперты и досужие болтуны, аналитики и «пикейные жилеты» – все перебирают варианты и лихорадочно тасуют уже порядком поистрепавшуюся колоду с портретами претендентов. Мы пойдём другим путём. Не так важно имя будущего губернатора, как то, каким он должен быть. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича…».

Харизма Юрия Абрамовича

Всякое пророчество по сути своей – попытка обратить в будущее уже известное, пережитое. Поэтому не будем ломать традицию и попытаемся сделать то же самое на хорошо известных примерах.

Первый губернатор Иркутской области пришёл в политику с достаточно высокого поста руководителя треста «Братскгэсстрой». За его плечами был уникальный советский опыт, сочетавший самый широкий спектр методов работы с подчинёнными – от морального и материального стимулирования до прямого принуждения. Сегодня многим кажется, что в СССР все получали 120 рублей, много ругали начальство и гонялись за дефицитом. Ножиков был представителем той структуры, которая требовала от своих людей высочайшей отдачи и совершенно конкретных результатов в точно установленные сроки, хотя, нужно признать, зачастую эти сроки были подогнаны под «красные» даты советского календаря. Ножиков справлялся – всегда. За что и был в конце концов «награждён» по классическому военному принципу: наградой за успешно выполненное задание является новое, ещё более сложное.

Несмотря на то что Ножиков пользовался большим уважением и имел опыт работы с чиновниками и учёными всесоюзного уровня, искусству управления областью ему пришлось учиться на ходу, выстраивая отношения с областным комитетом КПСС, областным Советом народных депутатов и преодолевая общие для всей страны позднеперестроечные проблемы с дефицитом товаров народного потребления. Спустя несколько лет, уже в эпоху Ельцина, главной головной болью для губернатора стали отношения с федеральным центром – пришибленное периодическими кризисами и постоянными неплатежами население проблем почти не доставляло. Хотя надо отдать должное: Ножиков не боялся выйти к митингующим студентам, выступал перед огромными толпами и при случае, как вспоминают ветераны журналистского цеха, мог посоветоваться с прессой.

Было это хорошо или плохо, правильно расставлял акценты первый губернатор или в чём-то просчитался – сейчас, за давностью лет и быстрой сменой обстоятельств, уже не принципиально. Важно лишь, что каждый губернатор Иркутской области, избран он или назначен, в идеале должен обладать некоторыми из присущих Юрию Ножикову качеств: досконально знать область, быть готовым к диалогу с местными жителями любого ранга и звания, быть готовым отстаивать интересы региона, не бояться – если надо для дела – потерять своё губернаторское кресло.

Руки Бориса Александровича

Второй губернатор области Борис Говорин пришёл к власти с муниципального уровня – бывший мэр Иркутска победил на выборах после неожиданной для многих отставки Юрия Ножикова. Отношение к его личности у многих до сих пор неоднозначное: человек волевой и даже жёсткий, Борис Александрович несколько раз радикально менял команду «Серого дома». Тем не менее часть сотрудников администрации области, достигших высоких постов именно при нём, продержалась в своих кабинетах при двух его преемниках. Это, что ни говори, свидетельство того, что второй губернатор умел находить и выдвигать хороших управленцев.

Борису Говорину досталась постдефолтная эпоха постепенного подъёма в экономике. Хотя Иркутская область и не стала полигоном для отработки новых идей, команда второго губернатора действовала осторожно и передала Александру Тишанину небольшой, но почти бездефицитный и не обременённый долгами бюджет. За все семь лет эпохи Говорина область не построила ни одного крупного предприятия, но лишилась акций «Иркутскэнерго» и нескольких обанкроченных предприятий. Именно при Говорине стали притчей во языцех попытки поднять личный рейтинг того или иного руководителя на недостроенных объектах – будь то областная онкологическая больница или новый мост через Ангару в Иркутске, а область (далеко не худшая по многим показателям) стала привычным поставщиком негативных новостей: от падающих самолётов до замерзающего Усть-Кута.

Очередной губернатор, если ему захочется не только пересидеть в нагретом кресле несколько лет, но и оставить о себе достойную память, должен внимательно изучить опыт именно этого предшественника. Обладая практически неограниченной властью, не встречая достойного себе соперника на выборах, Борис Говорин упустил начало новой эпохи «больших проектов». Затормозилось освоение газовых, нефтяных и золоторудных месторождений, была надломлена система отоношений с федеральным центром. Чем тут же воспользовался амбициозный сосед – губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Идеи Александра Георгиевича

«Полуваряг» Александр Тишанин был почти полной противоположностью своему предшественнику: насколько Борис Говорин был последователен в движении небольшими шагами, настолько же Тишанин стремителен и порывист. Радикально перетряхнув областную администрацию, третий губернатор всерьёз попытался реализовать задачи, поставленные президентом Путиным: удвоение ВВП, массовое жилищное строительство, разработка стратегических планов и крупных инвестиционных проектов. Хотя вышедший из полувоенной структуры РАО «РЖД» Тишанин обладал не очень подходящим для таких новаторских методов жизненным и профессиональным опытом, он не стеснялся привлекать специалистов из самых разных отраслей. Лексикон жителей области на два года пополнился десятком новых слов, два из которых – «агломерация» и «форсайт» – стали визитной карточкой этой короткой эпохи.

Тишанин стал первым (и пока единственным) иркутским губернатором, который сделал обсуждение почти всех ключевых вопросов жизни региона публичным. При нём была организована широкая общественная дискуссия о перспективах объединения области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (а затем и сам референдум по объединению), при нём заработали многочисленные совещательные органы при губернаторе (советы по молодёжной политике, по борьбе с наркоманией, по связям с религиозными объединениями), были созданы Региональный совет (в который вошли мэры муниципальных районов) и Общественная палата. Все эти органы и сама администрация работали под постоянным пристальным вниманием СМИ – благодаря этому жители области могли постоянно следить за ситуацией в экономической и политической жизни.

Экономические результаты двух лет полноценной работы администрации Тишанина были подведены лишь недавно. Они доказывают, что при правильной расстановке приоритетов в самые короткие сроки можно достигать весьма обнадёживающих результатов: трёхкратный рост бюджета, многократное увеличение инвестиций в основной капитал, почти двухкратный рост ввода жилья. И даже, как это ни удивительно в современной России, резкое увеличение рождаемости и сокращение смертности вплоть до превышения первого показателя над вторым – впервые за 17 лет. У области появилась перспектива и, как ни громко это звучит, вера в будущее.

Разумеется, у каждой глянцевой картинки есть тёмная изнанка. Губернатора довольно часто не было в регионе. Одного из его заместителей до сих пор держат в СИЗО под следствием. Бюджет области стал не только огромным, но и дефицитным, а долг области перед кредиторами вырос в несколько раз. Имея мандат доверия, выданный не населением на выборах, а президентом во время скрытого от любого достоверного анализа кастинга, Тишанин стал жертвой конфликта с, казалось бы, абсолютно лояльным той же высшей федеральной власти Законодательным собранием. Конфликт из-за миллионов компании «ВЧНГ», ставший формальным поводом для начала прямого противостояния депутатов и главного чиновника региона, завершился очень некрасиво. Те же самые депутаты, которые требовали вернуть средства в областной бюджет, благословили использование их на те же самые цели, которые планировал Тишанин, и через тот же самый благотворительный фонд, который выбрал Тишанин.

Во время конфликта вокруг областного бюджета 2008 года Тишанин вёл себя именно так, как от него ожидали, – гнул свою линию, невзирая на издержки, и в результате не-ожиданно для многих проиграл схватку. Будущий губернатор должен извлечь из этой истории очевидный урок: даже если ты состоишь в партии, которая выглядит и ведёт себя как партия власти, даже если ты возглавляешь её список на выборах и входишь в её руководящие органы, даже если ты сумел наладить прекрасные отношения с федеральными властями – ты не застрахован. Это Цезарей не хватает, а Брутов – целые коллегиальные органы.

Звезда Игоря Эдуардовича

Легко рассуждать об отправленных в отставку: на момент написания этого рассуждения Игорь Есиповский – хозяин «Серого дома». И тем не менее…

Обновление кадрового состава администрации в исполнении бывшего директора АвтоВАЗа и бывшего депутата Государственной Думы больше всего напоминает рассказы о месяцах «великого террора», когда – был такой казус – Сибирским военным округом в течение нескольких дней командовал военачальник в звании капитана. Выше просто никого не было поблизости от штаба округа. Если бы Игорь Есиповский ограничился возвращением в политику испытанных сотрудников Бориса Говорина (Сергея Брилки и Юрия Гуртового), это было бы ещё как-то понятно и оправданно. Но назначение вместо многоопытного Петра Воронина 27-летнего энергетика из другого региона, пусть и близкого и очень похожего по климатическим условиям, не укладывается ни в какие представления о «необходимо» и «очень хочется». Промежуточный итог можно наблюдать каждый день в новостных программах регионального телевидения – один за другим муниципалитеты сообщают об отсутствии топлива и денег на его покупку. И это до наступления типичных для области холодов. Что будет после?

Вторая после кадровой проблема Игоря Есиповского – отсутствие сколько-нибудь внятных положительных результатов, которые можно было твёрдо связать только с его именем. Даже беспрецедентный по созданным для иркутян неудобствам Байкальский экономический форум в наиболее сложной и важной части (подписание соглашений о сотрудничестве с корпорациями) начинали готовить ещё при Александре Тишанине. Врио губернатора отметился лишь одним ярким моментом: громогласным объявлением об окончании затянувшейся процедуры выбора площадки для строительства аэропорта «Иркутск-Новый». Площадка, правда, оказалась в таком месте, что до неё даже не смогли довезти журналистов, но это уже тактические частности, губернатор же поставлен в регион для решения стратегических вопросов.

Решение о создании правительства, кстати, нельзя отнести к числу стратегических – слишком оно напоминает известную басню о квартете (лица-то всё те же, просто над креслами другие таблички) и анекдот о перекраске курятника в жёлтый цвет (куры-то всё равно сдохли). Игорь Есиповский мог бы исправить если не положение, то хотя бы впечатление, но целую неделю он не был на публике, а его первый заместитель появился лишь однажды и не для того, чтобы прокомментировать ситуацию с отзывом бюджета-2009 из Законодательного собрания, а для награждения лучших сельхозпроизводителей. На фоне нарастающей волны слухов о массовых сокращениях на предприятиях области это примерно так же своевременно, как подведение итогов детского рисунка на асфальте.

По методу Франкенштейна

Итак, перед нами слепленный из фрагментов и кусочков портрет оптимального иркутского губернатора: быстр, но осторожен; решителен, но расчётлив; открыт и откровенен; способен не просить, но требовать от федеральной власти и финансово-промышленных групп; может быть пришлым, но опирается на местные кадры; может быть местным, но старается привлечь специалистов из других регионов; не замалчивает проблемы, но больше говорит о решениях. Можно нарисовать другой портрет – черты лица, цвет кожи, возраст, рост и вес не имеют принципиального значения. Важно, чтобы новый губернатор привнёс в жизнь области – этот погрязший в хаосе «первичный бульон» интересов, проблем и мнений – энергию сильной личности. Или хотя бы дотации из федерального бюджета.

С этого, как пишут в учебниках биологии, начинается эволюция. Та самая, которая должна привести к возникновению венца творения – богатой, многолюдной и процветающей Иркутской области.

Это возможно.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры