издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Романтика «Предместья»

  • Автор: Ольга ПРОСЕКИНА

Полумрак в зале, все сиденья заняты, ещё и перед сценой кое-кто из зрителей пристроился на приставных стульях. Тишина, все взгляды обращены на сцену. А там, на сцене Иркутского технического университета, идёт спектакль по мотивам одноимённой комедии Анны Родионовой «Кошка на радиаторе». Это комедия о молодых супругах, которые поссорились и сгоряча развелись, но вынуждены жить в одной квартире... Режиссёр – Лариса Серикова-Киркица, заслуженный деятель культуры РФ. Кстати, высокое звание Лариса Степановна получила совсем недавно.

Уже более тридцати лет она работает режиссёром в студенческом театре «Предместье» (ИрГТУ), хотя в самом начале пути о режиссуре не было и мысли. Конечно, когда-то давно Лариса обещала своему отцу, что его фамилия будет на афишах, но со словом «актриса». Обещание она сдержала: на афишах напечатана фамилия Киркица через чёрточку со второй фамилией, по мужу, – Серикова, правда, в качестве режиссёра. Так получилось, что окончила она Восточно-Сибирский государственный институт культуры в г. Улан-Удэ и получила диплом режиссёра любительского театра. А сразу после окончания учёбы вышла замуж и уехала за второй половиной в Нижнеудинск – туда, где и театра-то никогда не было. Что делать? Создавать свой театр. Она так и сделала – собрала коллектив, основала любительский театр, теперь им руководит её выпускница. В первые годы существования о театре и его руководителе узнала вся область. Лариса посещала областные, зональные лаборатории режиссёров народных театров. Когда они с мужем спустя пять лет переехали в Иркутск и директор студклуба политехнического института предложила ей стать режиссёром студенческого театра, Лариса согласилась.

В Иркутске она окончательно смирилась с тем, что она режиссёр, хотя ей хотелось выходить на сцену в качестве актрисы. Но приходилось писать сценарии, ставить пьесы. Правда, можно было и самой играть, в Нижнеудинске так и было, она даже стала лауреатом первого Всесоюзного фестиваля любительских театров. Но когда в одном из первых спектаклей, поставленных ею в институте, она, заменяя заболевшую героиню спектакля, вышла на сцену, то окончательно поняла, что актрисой ей не быть, и вовсе не из-за отсутствия способностей.

– Идёт спектакль, а у меня глаза постоянно за актёрами следят – смотрю, как они себя на сцене ведут, – в душе она уже стала режиссёром. Потом были пять лет обучения в Москве и шесть в Санкт-Петербурге. На учёбу ездила дважды в год на две недели:  здесь, в Иркутске, была семья, работа. По её словам, то время очень много значило – она научилась профессии, возрос интерес именно к режиссуре.

Что это значит – быть режиссёром в студенческом театре, актёры которого, получив диплом, обзаводятся семьями, устраиваются на работу, уезжают из города? Быть режиссёром театра без постоянной труппы? Сказать сложно. Но Лариса умеет работать. Она способна полностью отдаваться делу, умеет добиваться поставленных целей. Её честность и искренность по отношению к своим подопечным позволили собрать большую актёрскую семью. В любой момент Лариса Степановна может позвонить своим «выросшим» актёрам и попросить сыграть роль в пьесе, и они не откажут.

– Самое главное – я их никогда не предавала, никогда не халтурила, всегда работаю на совесть. В театре же – люди, и между ними складываются отношения: дружеские, любовные, семейные. Приходят в театр по разным причинам: кто-то гением себя считает, кто-то мужа найти. Но одно дело, за чем приходят, а другое – почему остаются. Им становится интересно. Интересно работать в коллективе, работать с режиссёром, в театре. Приходят ребята, которым надо только помочь раскрыться, суметь увидеть в них то, что они могут сделать, – говорит Лариса Степановна.

И приходят многие, но многие и уходят в самом начале, понимают, что театр – это не их. Театр – это постоянная работа, напряжённый, изматывающий труд. Проходят месяцы репетиций, прежде чем спектакль будет сыгран на сцене. Но что примечательно, актёры её театра больше всего любят именно репетиции, и это хорошо, значит, им нравится сам процесс, а это главное, считает Лариса Степановна. Один из самых задаваемых ей вопросов – что она такого делает, что студенты к ней так и льнут?

– Откуда ж я знаю? – пожимает плечами Лариса Степановна. – Я всю жизнь работаю со студентами и школьниками: восемнадцать лет преподаю художественное слово, заведую театральным отделением в детской музыкальной школе (№ 3), тридцать один год обучаю студентов театральному делу, поведению театральному, воспитанию. Стараюсь не вмешиваться в их природу, поддерживать.

К драматургии у Ларисы Степановны своё, особенное, отношение. Ей нравятся фильмы Андрея Тарковского, где ничего на блюдечке не преподносится, где нужно поломать голову, чтобы понять. Ведь настоящая драматургия на поверхности не лежит, её нельзя передать только словами. Настоящий режиссёр должен уметь читать тексты пьес между строк. А это самое сложное: непросто подобрать такую пьесу, чтоб она была актуальной, подходила актёрам, чтобы в ней была проблема, изюминка.

В разговоре Лариса Степановна часто повторяет слово «интересно». Ей интересно жить, интересно работать, ей интересно что-то придумывать. И вообще, она не терпит посредственности, серости, её привлекают люди незаурядные, творческие, рядом с которыми становишься добрее и духовно богаче. Возможно, этому поспособствовала жизнь – всегда её окружали неординарные личности. И в семейной жизни в том числе: первый её муж был художником, второй – актёром. Сегодня она мать двоих уже взрослых детей, признанный режиссёр.

Признание… Театральная деятельность – вообще благодарное поприще в этом отношении: аплодисменты, цветы, поклонники. Добиться такого может только сильный и талантливый человек. Увы, сильной себя Лариса Степановна никогда не считала. Её легче согласиться с человеком, чем доказывать ему, что он не прав. Часто приходится переступать через себя, ну а как иначе?

– У меня одна жизнь, и меня волнует всё: что бы я ни делала, с кем бы я ни встречалась. Я знаю, что могу, а что нет – и выше себя не прыгну. И если бы от моей работы не было отдачи, я бы ушла, – признаётся Лариса Степановна.

Но отдача налицо. Не каждый студенческий театр может похвастаться поклонниками. А у «Предместья» они есть. И с нетерпением ожидают новых постановок любимого театра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры