издательская группа
Восточно-Сибирская правда

К истокам народной души

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ, для «Восточно-Сибирской правды»

С творчеством иркутской художницы Татьяны Громыко я знаком давно. Впервые на её персональную выставку попал лет этак 15 тому назад и был буквально поражён каким-то колдовским звучанием её творений. Да-да, это словно музыка, навеянная преданиями старины. Глаз было не оторвать от причудливого сочетания фантазии, мастерства – просто не верилось, что эти композиции из ткани, разноцветных лоскутков сотворены руками одного человека. Роскошные ковры, панно, покрывала – до сих пор помню поэтические названия некоторых из них: «Бабушка», «Деревенька», «Зоренька». На зональной выставке в 2003 году, конечно же, никого из посетителей не оставила равнодушным её композиция «Россия» – платье, расшитое русскими мотивами, на фоне роскошного ковра; здесь всё работает на замысел автора: цветовая гамма, насыщенный колорит, тонкая ритмика, исключающая явную симметрию.

И вот очередная, юбилейная выставка художницы. Конечно, понятен интерес – чем на сей раз порадует Татьяна Громыко? И я, как и многие иркутяне, не ошибся в своих ожиданиях. Экспозиция, развёрнутая в трёх залах музейной студии Областного краеведческого музея, ещё раз подтвердила: богата наша сибирская земля талантами! Здесь Татьяна Матвеевна предстала перед нами как художник разноплановый,  которому подвластны разные виды ис-кусства – живопись, графика, роспись по дереву, фарфору; разодетые куклы, украшения из меха, кожи, замши, фарфора. И конечно же, изделия, созданные из текстиля. Это костюмы, панно, покрывала… По словам искусствоведа Ирины Бордовской, большинство зрителей воспринимают Татьяну Громыко как мастера, выразившего себя наиболее ярко и полно в искусстве лоскутного шитья. Искусство, которым занимались наши бабушки и прабабушки, художница совершенствовала, видоизменяла, обогащала его взглядом остро мыслящего современного дизайнера. Экспозиция впечатляет. Живописные работы – портреты, пейзажи, натюрморты; роспись по фарфору – наборы «Ситцевый», «Байкал», «Родные просторы»; сумки, различного рода художественные поделки и, конечно же, ковры. Среди них уже упомянутая нами композиция «Россия», «Бабушка».

С Татьяной Матвеевной мы беседуем в одном из  залов, она охотно отвечает на вопросы, здесь, в окружении своих творений, она выглядит как волшебница, которой подвластно многое.

Сама она сибирячка, родилась в Тулуне, училась в Иркутске, её учителями были талантливые, самобытные художники Галина Новикова, Георгий Леви, Николай Домашенко. И – подумать только! – после окончания художественного училища преподавала в нём ни много ни мало 25 лет. Четверть века. Вела рисунок, живопись, композицию. Среди учеников были талантливые ребятишки из Якутии, Читы, Красноярского края, с Сахалина…

В Союз художников вступила как график-живописец, а прикладное искусство, то, чем сегодня она покоряет сердца – лоскутное шитьё, – было чем-то вроде хобби, увлечения. Как говорит сама художница, – дала о себе знать генетическая память: и мать, и бабушка слыли мастерами «лоскутного» искусства. «Этот фонтанчик пробился и у меня, и остановить его я не смогла, да и не захотела».

– И когда этот «фонтанчик» заявил о себе?

– Лет 25 назад, пожалуй, без малого половина жизни. Сначала мастерила для себя – небольшие коврики, потом настала пора покрывал, начала шить костюмы. Когда преподавала в училище, училась сама. Будучи на курсах по повышению квалификации в Москве, увлеклась гжелью, буквально влюбилась в неё. Так в творческом арсенале появилось ещё одно увлечение – роспись по фарфору.

[/dme:i]

Татьяна Матвеевна хорошо помнит свою первую выставку – сразу же после окончания училища. Это была графика, в основном иллюстрации к книгам. Некоторое время сотрудничала с книжным издательством.

– Как рождаются замыслы всего того, что здесь представлено?

– Есть такое предубеждение среди некоторых моих коллег-художников, дескать, сотворить что-то стоящее можно лишь будучи узкопрофильным мастером – либо ты живописец, либо прикладник и т.д. Не согласна. Бывает, год-два-три пишу картины, рисую – и вдруг возникает потребность что-то поделать своими руками из лоскутков, кусочков ткани. Геометрия рисунка возникает спонтанно – сначала на полу, затем в ход идёт швейная машинка. На создание одной композиции уходит от одного до нескольких месяцев. Работать приходится очень плотно – представляете все эти ворохи ниток, лоскутков на полу? Это подгоняет. Свой первый ковёр «Бабушка», посвящённый светлой памяти моей незабвенной бабушки Матрёны Терентьевны, я делала ровно месяц.

– А что подтолкнуло вас к созданию ещё одного вашего детища – арт-театра «Славянка»?

– Опять же одно из моих увлечений – создание моделей, изготовление костюмов. На себе ведь всего не покажешь, вот и пришла мысль организовать театрализованный показ моделей. В качестве манекенщиц приглашала девушек – в основном студенток, работала с ними совершенно безвозмездно, без всякого рекламного агентства. В 2003 году на  фестивале «Дружба» на острове Юность среди зрителей, перед которыми под музыку шёл наш театрализованный показ моделей, оказалась группа китайцев. Они были в восторге и от костюмов, и от румяных, весёлых манекенщиц. И что вы думаете – нас пригласили на двухнедельную поездку по городам Китая. Всё за счёт принимающей стороны! До этого два месяца, с июня по август, как режиссёр вела полуторачасовые концерты, пантомиму, вокал. В число 18 человек, побывавших в Поднебесной, входила и фольклорная группа, и модели – семь симпатичных девчушек. Это были незабываемые дни!

Он и сегодня живёт – арт-театр «Славянка». По словам одного из критиков, это «театр современного русского костюма, который бережно сохраняет и развивает глубинные истоки народных традиций, восстанавливает связь времён, передаёт светлый жизнеутверждающий настрой, радость и оптимизм».

К слову, очередное представление арт-театра Татьяны Громыко состоялось в минувшую субботу в той самой музейной студии, где развёрнута юбилейная выставка. Её название вполне соответствует содержанию: «Любовь моя, Россия!»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры