издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Встреча с мятежным Аввакумом

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ, для «Восточно-Сибирской правды»

Как художник, Татьяна Ларёва не перестаёт удивлять почитателей своего таланта. Убедительным свидетельством этому явилась юбилейная персональная выставка, развёрнутая в выставочном центре им. Рогаля. И года не минуло с прошедшего в ДК им. Гагарина вернисажа, на котором Татьяна Григорьевна показала работы последних лет – портреты, многофигурные композиции из истории иркутского православия, натюрморты.

А здесь мы увидели новые произведения, в которых художница остаётся верной своим принципам – не топтаться на месте, не довольствоваться достигнутым, смелее вторгаться в глубинные пласты нашего бытия, истории сибирского края. Речь идёт о проекте, задуманно Т. Ларёвой в преддверии юбилея города на Ангаре, – «Иркутяне, повлиявшие на ход российской истории».

Нынешняя экспозиция открывается живописными работами заявленной серии. Они впечатляют – и содержательной стороной, эмоциональностью, и экспрессией цвета, композиционными находками. Мы видим протопопа Аввакума в труднейшей для него ситуации. По байкальскому льду, изрезанному зловещими трещинами, на санях-розвальнях мятежный протопоп направляется из Усть-Илимского острога в Иркутск. В руках у измождённого, худого, но не сломленного бунтаря курочка-несушка. По преданию, протопопу её подарили сердобольные жители северного края – чтобы курочка несла яички, которые станут подспорьем в голодном и мучительно-трудном пути. Здесь же, в санях, протопопадья с малыми ребятишками, закутанными в тряпьё. Глядя на картину, невольно вспоминаешь суриковскую «Боярыню Морозову» – почти тот же ракурс и тот же настрой – твёрдости духа, непреклонности. Сама художница подтверждает это и добавляет, что сознательно сблизила образы. В своё время мятежный  протопоп оказал решающее влияние на боярыню, буквально вселил в неё дух бунтарства, фанатичной убеждённости и подвижничества.

Ещё одна картина из новой серии: Яков Похабов, основатель Иркутска, в момент сооружения Иркутского острога с группой казаков. Автор стремится донести до зрителей характер первопроходца, его личное обаяние, решительность, умение наладить добрые отношения с местным населением.

Из этой же серии работа «Разбойнички сибирские». Великолепно переданы бесшабашность и отчаянная смелость «рыцарей большой дороги». Этому подчинены изобразительные средства – колорит,  острый ракурс, динамизм – качества, которые не так уж часто можно увидеть на холстах современных мастеров кисти. Тот же приём использован в картине «Дорога из Иркутска в Петербург»: драматический момент для путников – на экипаж нападает стая волков. Мы как бы слышим храп вздыбленных коней, звуки ружейных выстрелов, крики перепуганных людей…

[/dme:i]

Запоминаются работы, посвящённые Русской Америке. Сибирский промышленник и мореход Григорий Шелихов в доме Державина. В Петербург Григорий Иванович приехал с благословения губернатора Сибирякова в поисках компаньонов для экспедиции к  берегам Русской Америки. Продолжение темы – сцена сбора пушнины у алеутов…

По словам Т. Ларёвой, в экспозицию вошли далеко не все работы, созданные за последнее время. Кое-какие из произведений автор намерена подать более масштабно – это в первую очередь относится к многофигурным композициям. А ещё Татьяна Григорьевна поделилась мечтой – издать полноцветный альбом-монографию с авторскими комментариями. Впрочем, эта мечта не такая уж несбыточная. Книга в основном готова, дело, как говорится, за спонсорами.

Что ж, нам ничего не остаётся, как поздравить автора экспозиции с несомненным успехом и повторить вслед за гостями, выступившими на открытии выставки: удивляйте, радуйте нас и в дальнейшем, несравненная Татьяна Григорьевна!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры