издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наследники «Гэсэра»

  • Автор: Егор СОБОЛЕВ, для «Восточно-Сибирской правды»

Большой интерес иркутян вызвала выставка работ мастеров и художников Усть-Ордынского национального центра художественных промыслов, развёрнутая в Доме-музее им. Рогаля. Задачей центра, который действует с 1996 года, является возрождение и пропаганда бурятского декоративно-прикладного творчества, народных промыслов на основе исторических и культурных традиций.

На выставке представлены гобелены из конского волоса, предметы шаманского культа, национальные костюмы и украшения, живопись, сувенирная продукция.

– Искусство плетения из конского волоса, – рассказала сотрудник дома-музея Асет Амагаева, – известно бурятам издавна. Умельцы плели верёвки, сети, обувь, половики-таары. На основе традиционных тааров возникло новое направление в декоративно-прикладном искусстве бурят – гобелены из конского волоса. В экспозиции они представлены двумя авторами – Екатериной и Ефимом Осиповыми.

Сложность работы с волосом состоит в том, что это грубый, жёсткий материал с ограниченными цветовыми возможностями, но эти недостатки при умелой обработке становятся  достоинствами. И серия работ, выставленная в экспозиции, а посвящена она сказителям-улигершенам, убедительно это доказывает. Улигершены – Пеохон Петров, Папа Тушемилов и Маншут Имегеев – непревзойдённые знатоки древних языческих обрядов и обычаев, шаманской поэзии, истории бурят-монгольских родов и племён. Но природный дар, любовь к старине и феноменальная память с особой силой сказались в знании родного  фольклора, и прежде всего героического эпоса «Гэсэр». Одна из ранних работ Ефима Осипова, представленная на выставке, носит название «На земле Гэсэра». На гобелене Ефим изобразил Гэсэра над Унгинской долиной в доме из облаков и туманов.

Современные мастера очень часто используют культовую тему в своём творчестве. Шаманизм является традиционной религией бурят. Гобелен «Проводник» также связан с темой шаманизма. Его создатель Ефим Осипов – обладатель золотого диплома международного фестиваля «Алтаргана-2008», он завоевал Гран-при межрегионального фестиваля «Русь мастеровая», а в 2009 году вошёл в Книгу рекордов Иркутской области.

Интерес посетителей вызывает и триптих «Всадники» Виктории Банаевой, обладательницы золотого диплома международного фестиваля «Алтаргана-2008». Декоративное панно «Всадники», выполненное из войлока и кожи, создано по мотивам Шишкинских писаниц – уникального памятника древнего изобразительного искусства, находящегося на территории Иркутской области.

Ценители бурятского искусства хорошо знают творчество Анжелики Алсаткиной. Её персональные выставки уже неоднократно проходили в областном центре. Анжелика работает с материалами, которые издавна применялись в традиционной культуре бурят, – войлоком, кожей, костью, металлом, конским волосом. Своё творчество художница во многом связывает с мифологическими представлениями и архетипическими образами, которые существуют в традиционной культуре бурят на протяжении тысячелетий. На выставке представлена композиция Алсаткиной, посвящённая духам предков. К этому можно добавить, что немалая часть культурной жизни округа ассоциируется с Анжеликой, заслуженным деятелем культуры автономного округа, членом Союза художников России, обладателем золотого диплома международного фестиваля в номинации «Переосмысление традиций». Имя художницы занесено в Книгу рекордов Иркутской области.

Сильное впечатление оставляет коллекция бурятских национальных костюмов и украшений. Маргарита Алексеева, мастер по шитью, сумела воссоздать коллекцию зимней и летней традиционной одежды прибайкальских бурят по этнографическим материалам и фотографиям. Мастер по художественной обработке металла Константин Хамаганов представил изготовленные им национальные украшения «Саажа», «Нархинсак». Мастерство умелец перенял от своего отца Анатолия Хамаганова, принадлежащего к роду белых кузнецов.

В экспозиции есть также живописные работы Екатерины Асалхановой. В 1995 году она окончила Иркутское художественное училище, в 2002 году – Санкт-Петербургскую государственную академию по специальности «монументально-декоративная живопись», а ещё через несколько лет – аспирантуру. Сегодня работы члена Международной ассоциации искусствоведов Екатерины Асалхановой находятся в Музее нонконформистского искусства (г. Санкт-Петербург), в частных коллекциях Японии, США. Основу её творчества составляет буддийская иконография, а также монументально-декоративная живопись, роспись по дереву, живопись в стиле буряад-зураг.

«Великолепная, впечатляющая выставка», – таково мнение тех, кому посчастливилось ознакомиться с работами мастеров и художников из Усть-Орды – об этом говорят и восторженные записи в книге отзывов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры