издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Северный поворот

Госдума и Минрегион намерены изменить подход к переселению «северян»

Государственная Дума ФС РФ и Министерство регионального развития РФ решили сократить очередь тех, кто выезжает из северных территорий России, на получение жилья. Они подготовили соответствующие изменения в федеральное законодательство. Во-первых, для переселения жителей закрывающихся посёлков будет создана отдельная очередь. Во-вторых, поправки к действующему Федеральному закону «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» расширят полномочия региональных властей в этом вопросе. Как сообщила председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, изменения учитывают большую часть предложений субъектов РФ. А для того, чтобы их замечания учли в уже готовых законах, депутаты решили провести несколько выездных заседаний на местах. Первое из них состоялось в Иркутске 31 мая 2010 года.

Первый федеральный закон о субсидиях для северян был принят ещё в 1998 году. По прошествии 10 лет с этого момента из северных территорий России переехали 71,1 тыс. семей. За это время – в 2002 году – был принят новый закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», изменивший очерёдность тех, кто имел право на получение субсидий. По нему, в частности, первыми сертификаты на приобретение жилья получают жители закрывающихся городов, посёлков и полярных станций, затем инвалиды, пенсионеры, безработные и работающие. Из-за этого список претендентов на новое жильё резко изменился. «Когда я встала на учёт в 1997 году, я была 86-й в очереди, – рассказала на заседании комитета Госдумы представительница инициативной группы северян Валентина Кошевая, проработавшая в Мамско-Чуйском районе более 30 лет. – В 2005 году я была 36-й, а в 2008 году оказалась уже 2791-й». 

В ответ на это Валентина Пивненко могла только констатировать, что эффективность предусмотренных в действующем законе мероприятий невысока из-за несовершенства его норм и недостатка финансирования. К такому выводу пришла межведомственная рабочая группа, образованная из депутатов Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока и Минрегиона после 9 июня 2009 года. На это неоднократно указывали и власти субъектов РФ, с 2004 года отправившие в комитет 20 законопроектов, предусматривающих внесение изменений в действующий закон. По словам Валентины Пивненко, большинство из содержащихся в них предложений учтено в проектах двух законов, разработанных депутатами Госдумы и направленных в правительство РФ 7 мая. 

Несложная арифметика переселения

Данные, которые привёл заместитель начальника ФГУ «Объединённая дирекция по реализации федеральных программ» Валентин Николаев, также говорят о том, что действующий закон неэффективен. Так, на 1 января 2010 года в очереди на получение жилищных сертификатов стоят 217195 семей, в том числе 139539 семей пенсионеров и  22088 семей инвалидов. За 2007–2010 годы было реализовано менее 12 тыс. сертификатов, на обеспечение которых из федерального бюджета было затрачено 24,9 млрд. рублей. Иркутская область получила из федеральной казны около 1,454 млрд. рублей, было выдано 797 сертификатов.

Как сообщил министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Семён Круть, сейчас в очереди стоят более 13 тыс. северян – инвалиды, пенсионеры, работающие и безработные граждане. В 2010 году им будет вручено 220 сертификатов, 74 из которых уже выданы на руки. А в Бодайбинском районе, например, в 2009 году их получили 14 человек, тогда как на очереди стоят 960. «Несложно посчитать, что при такой динамике нам потребуется порядка 70 лет, чтобы всех обеспечить жильём», – заметил мэр района Евгений Юмашев. 

По разным очередям 

Для того чтобы сократить этот срок, депутаты Госдумы предложили изменить законодательство. В первую очередь они предлагают принять отдельный закон о переселении жителей закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это позволит выдавать жилищные сертификаты и тем, кто стоит дальше по очереди. По словам Валентины Пивненко, федеральному бюджету этот шаг обойдётся в 770,5 млн. рублей. 

Семён Круть: в очереди на жильё стоят более 13 тысяч жителей северных районов Иркутской области

Чтобы жильё могли получить не только инвалиды, стоящие во второй очереди, в действующий закон о субсидиях предложено внести норму, по которой власти субъектов РФ могут перераспределять до 30% средств федерального бюджета, предназначенных на переселение северян. Список получателей субсидий решено расширить за счёт инвалидов 1 и 2 групп со стажем работы менее 15 лет, получивших трудовое увечье, а также инвалидов с детства, родившихся за пределами северных территорий, если на дату их рождения местом постоянного проживания их матерей были районы Крайнего Севера. Кроме того, в случае смерти претендента на субсидию, право на её получение предполагается распространить на членов его семьи. 

В законопроекте также предполагается отказаться от средней региональной стоимости квадратного метра, исходя из которой рассчитывается субсидия. Вместо неё авторы документа предлагают ввести единый норматив стоимости квадрата по России. Это позволит выдать большее количество жилищных сертификатов при том же объёме финансирования. Как объяснил Валентин Николаев, если в 2011 – 2015 годах по существующему закону планируется выдать 19,6 тыс. сертификатов, то при введении нового норматива их число возрастёт на 3-4 тысячи. А средств по целевой программе будет выделено столько же – 39,5 млрд. рублей. 

Инициатива с мест

Впрочем, представители некоторых регионов России выступили против такого нововведения. Заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного Собрания Красноярского края Людмила Магомедова выступила за сохранение прежней системы расчёта. Вдобавок она предложила в первую очередь перераспределять средства из федерального бюджета между инвалидами и пенсионерами пропорционально количеству состоящих на учёте, затем направлять их безработным и работающим жителям северных территорий. А председатель постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев заметил, что стоимость жилищного сертификата нужно рассчитывать, исходя из максимальной стоимости квадратного метра в центральных районах Сибири. Семён Круть и заместитель председателя Законодательного Собрания Иркутской области Геннадий Истомин предложили приравнять к жителям закрывающихся посёлков тех, кто выехал из районов Крайнего Севера, но до сих пор не получил жильё. В нашем регионе их насчитывается более тысячи человек, большинство из которых переехали из закрытых посёлков ещё в 1993–94 годах. Виктор Губарев добавил, что необходимо добиваться увеличения бюджетных ассигнований на переселение северян. «Конечно, Владимир Путин озвучил цифру в 6,9 млрд. рублей (на 2010 год. – «СЭ»), но этого очень мало», –  сказал он. Валерий Лукин, между тем, заметил, что параллельно необходимо менять государственную политику по освоению северных территорий. «Если мы не предотвратим тенденцию к выезду населения оттуда, нам никогда не хватит средств на субсидии», – заключил он. 

В то же время Валентина Пивненко пообещала учесть все пожелания регионов. Предполагается, что в Госдуме их обсудят, когда законопроекты будут рассматриваться во втором чтении. Для начала нужно получить положительное заключение правительства РФ, что, как ожидается, произойдёт в течение июня. А сами законопроекты депутаты надеются принять до конца 2010 года. И заодно добиться увеличения финансирования. «Возможности для этого, конечно, есть, хотя нам и говорят, что был экономический кризис и произошло сокращение многих федеральных программ, – сказала Валентина Пивненко. – И возможности обосновать увеличение финансирования тоже есть. Здесь можно и нужно работать». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры