издательская группа
Восточно-Сибирская правда

И обольщаться сызнова не лень!..

  • Автор: Вера ФИЛИППОВА, для «Восточно-Сибирской правды»

Спектаклю без занавеса можно уподобить встречу с Виталием Венгером в музее города Иркутска. Здесь прошло очередное обсуждение фильма о народном артисте России с участием авторов документальной ленты «Виля». Не на всяком театральном представлении случается столько рукоплесканий и дружного смеха публики, сколько их звучало по ходу продолжительного раскованного диалога зрителей с героем ленты. По завершении – цветы, автографы, снимки с виновником торжества в центре композиции, плотное кольцо поклонников, жаждущих персонально пообщаться с живой легендой иркутской Мельпомены. Всё это только усиливало ощущение спектакля-импровизации.

А Венгер и здесь до конца оставался верен себе, с серьёзным видом остроумно реагируя на каждую ситуацию. Когда две юные особы встали возле него под объектив фотографа, Виталий Константинович незамедлительно выдал комментарий: «Прошлое и будущее Иркутска».

Самоирония – свойство сильной личности. Даже на сцене ему чужды были котурны и пафос. Иное дело – творческое сомнение, изнурительное для нервов, но плодотворное для ролей. Цену себе он, безусловно, знает. Однако не бравирует ни ею, ни своими высокими регалиями, званиями и наградами. Хотя титулованнее его не сыскать, пожалуй, во всём сибирском регионе: лауреат Государственной премии, обладатель «Золотой маски», дважды Почётный гражданин – Иркутска и Иркутской области. Держится скромно и дружелюбно, как бы присматриваясь к окружающему. Но уж если что-то принципиально не по нему, то едкое словцо за ним не заржавеет, будьте уверены. Вплоть до упоминания «чужих матерей чаще, чем это сделают сами чужие». Цитата взята из рассказа А. Вампилова «На пьедестале».

Вот уж куда, кстати, при всём актёрском честолюбии Венгер не рвался и по сей день не рвётся – на пьедестал. Он и без того вправе ощущать себя на высоте, создав пантеон художественных образов, увенчанный вершинной ролью мировой драматургии – короля Лира.

При врождённом чувстве юмора Виталий Константинович отнюдь не длит разряд записных весельчаков. Даром что так и сыплет шутками. Он не на публику работает – просто таково его мировосприятие. Но актёру нужен зритель! Если человек всю жизнь дышал воздухом театра, то чем прикажете ему дышать, когда болезнь лишает возможности выхода на сцену? Навсегда или временно – с учётом 82-х лет артиста можно только гадать. Потому-то любой повод для возвращения к зрителю – во благо. Для Венгера встречи с публикой буквально целительны.

Самое же удивительное, что и он при этом не просто «держит фасон», а подпитывает аудиторию своей неистощимой энергетикой. Отсюда, видимо, и замечание к фильму, которое высказал Валентин Распутин, назвав его «не просто хорошим, а очень хорошим»:

– Но это фильм о человеке, который уже ушёл со сцены. И вот тут немножко грустно. Нет сцены, нет зала… Вы не похожи на инвалида, Виталий Константинович. Совсем не похожи! (Венгер, вскинув на писателя глаза в пол-лица, засмеялся: «Когда сижу, Валечка!»). Так хочется, – настаивал тот, – чтобы вскочил, прыгнул!  Мы уже привыкли, что вы не просто смотрите в камеру, а играете. Так играете – дух захватывает!

Венгер тотчас согласился с тем, что фильм невольно обернулся «скорее киномонологом… больного человека, которому не удалось сказать из-за формата диска даже по нескольку добрых слов о милых сердцу людях – Фатьянове, Сухиненко, Марке Сергееве, Сергее Иоффе и многих-многих других».

– Вот, например, никто не знает, – сетовал он, – что Валентин Григорьевич был первым из многих друзей и в Иркутске, и в столице, кто поздравил меня с присуждением звания заслуженного артиста. Работая ночью, он услышал об этом в новостях из Москвы и в пять утра пришёл очень интеллигентно ко мне – я жил на Литвинова – с бутылкой красного вина.

О реакции зала несложно догадаться, и писатель тоже смущённо смеялся. Между тем с его критикой солидарны были и авторы фильма – сценарист Сергей Захарян и редактор Арнольд Харитонов, создавшие этот диск «не благодаря, а вопреки», исключительно по своей инициативе и без какой-либо финансовой поддержки, собирая крохи средств с протянутой рукой. Подключили к этой «авантюре» и режиссёра из Новосибирска Изяслава Борисова и «сделали фильм на коленке».

Единственным кинопрофессионалом в команде стал известный оператор Евгений Корзун. Ещё 10 лет назад подавал он заявку, но ни в Москве, ни в Иркутске судьба и творчество артиста отклика не вызвали.

– И вот я хочу сказать: рядом с нами столько потрясающих людей – на три области хватит! Мы не любопытны сами себе. А напрасно. В драмтеатре не делали специальных съёмок во время проката репертуара, а записи плохого качества технически не годятся. Наш фильм много потерял из-за этого. Надо снимать! Даже когда человек отмахивается, что ему это ни к чему. Ему не надо, а нам всем надо! Такие люди – наша гордость, наша планка высокая, понимаете?

По-домашнему тёплая атмосфера обсуждения вызвала массу объяснений в любви к народному артисту. Вплоть до воспоминаний, как его «пасли» у выхода из театра. На что Венгер обронил: «Вы-то меня с одной стороны подкарауливали, а с другой – моя тёща!». И каждая его реплика подтверждала, что он и на экране, и в жизни, как утверждали все выступавшие, по-прежнему «никакой не больной, а совершенно живой, энергичный и красивый человек». «Прямо родственницей вашей себя чувствую» – столь искреннее признание, поддержанное аплодисментами зала, способно, хочется верить, обеспечить артисту приток новых жизненных сил. Венгер нужен зрителям!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры