издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Монитор для чиновника

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Выступая на днях перед бывшими жителями сгоревшей деревни Моховое Луховицкого района Московской области, председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин заявил: «Один из самых действенных способов контроля – это круглосуточное наблюдение. Поэтому сегодня дам указание соответствующим ведомствам на каждой значимой площадке установить камеры наблюдения и три монитора: один – в Белом доме, второй – ко мне домой и ещё один – через Интернет на сайт правительства». Из сообщений СМИ, цитировавших высказывание премьер-министра, трудно понять, чем была вызвана эта фраза – сомнением в рациональном освоении бюджетных средств, направленных на восстановление пострадавших от огня деревень и пригородов, или же тревогой за соблюдение сроков, отведённых на эти работы. В любом случае Владимир Путин в очередной раз дал повод задуматься всем региональным руководителям: нет ли в высказывании премьера скрытого пожелания последовать его примеру?

Благо, объектов, которые строятся к определённой дате и стоят больших денег, в стране более чем достаточно. Во Владивостоке возводят мост на остров Русский и комплекс зданий к предстоящему в 2012 году форуму стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в Сочи – объекты Зимней Олимпиады 2014 года, в Подмосковье (помимо сгоревших посёлков) – город инноваций Сколково, в Иркутске – 130-й квартал. Список можно продолжать, и он будет весьма внушительным. Не везде, правда, используются средства бюджетов, но за любой проект, имеющий экономическое, социальное или научное значение, с местного губернатора могут спросить и непременно спросят, дайте только срок. Губернатор, в свою очередь, должен иметь возможность не только владеть ситуацией, но и вовремя отследить, если возникают простои, задержки и угроза срыва обязательств.

Во времена тотальной пропаганды и непрерывного конвейера воспитания от детского сада до пенсии можно было поставить дело так, что совесть не только считалась, но и реально была лучшим контролёром. Времена, увы, меняются. Сейчас самый надёжный контролёр – видео-, а ещё лучше – веб-камера, направленная на строительную площадку или в цех. Одно из самых простых и дешёвых устройств, созданных в последнее время, камера позволяет руководителю любого уровня следить за подчинёнными в любой момент рабочего процесса и при случае принять меры – хоть немедленно, а хоть и по мере накопления информации.

Директор одного из предприятий рассказывал недавно, как он лично провёл собрание трудового коллектива и лично объявил об увольнении трёх работников, которые решили, что им, как наиболее опытным и заслуженным, позволено делать перерыв каждый час, а не два раза за смену. Заодно директор устроил разнос начальнику цеха, сменному мастеру и главному инженеру, допустившим нарушение производственной дисциплины. Производительность труда после этого случая, удовлетворённо констатировал рассказчик, резко пошла вверх.

Одна проблема: если верно утверждение «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку», то верно и обратное – что может позволить себе директор небольшого предприятия, то слишком обременительно даже для губернатора. Минута рабочего времени чиновников такого ранга стоит как несколько часов работы их подчинённых, и любому должно быть понятно, что для руководителя региона тратить время на просмотр реалити-шоу из жизни строителей – чистое расточительство. Мысль о том, что каждый твой шаг под контролем государства, должна, разумеется, стимулировать работника, но нужно всё-таки найти разумный баланс между рангом руководителя и масштабом стройки.

В случае с погорельцами 2010 года решение Владимира Путина имеет не столько экономический или политический, сколько психотерапевтический эффект: пострадавшим важно знать, что они ни в коем случае не останутся со своей бедой один на один. То, как при этом из отношений «государство – народ» оказались вычеркнуты региональные и муниципальные руководители, должно заставить задуматься не только глав 20 наиболее пострадавших регионов, но и всех госслужащих вообще.

Фактически председатель правительства этим жестом послал своеобразную «чёрную метку» всем, кто не сумел предотвратить наиболее разрушительные бедствия и в чьей способности ликвидировать их последствия собственными силами и в установленный срок Владимир Путин явно сомневается. А если речь идёт о строительстве, то сроки у нас в стране практически всегда тесно связаны с деньгами. Беспрецедентное решение отказаться от узаконенной процедуры конкурса при определении компаний, которые будут возводить жильё для погорельцев, принято неспроста: процедура, призванная выявить подрядчика, готового выполнить работу за наименьшую сумму, иногда слишком длительна даже для отработанной из года в год подготовки к зиме. Вторая – и крайне неприятная – особенность этой процедуры заключается в том, что её слишком легко пройти компании, имеющей в собственности только стол, компьютер и пачку бумаги: достаточно иметь блат в администрации, проводящей конкурс, и небрезгливого юриста, способного грамотно оформить заявку. От коррупционной схемы до разворованных денег и сорванных сроков – рукой подать. И хотя нашим бюджетным ворам далеко, скажем, до американских военных (которые сейчас не могут отчитаться за 95% средств, выделенных на восстановление Ирака), но дело своё они тоже знают: на днях исполнилось 450 лет первому российскому законодательному акту, в котором упоминалось о наказании для мздоимцев, а борьбе с коррупцией конца и края не видать.

Решение Владимира Путина ставит под вопрос и способность контролирующих органов эффективно и своевременно выявлять и пресекать возможные нарушения. Надо полагать, печально известную базу авиации ВМФ в подмосковной Щербинке проверяли как положено – два раза в год плюс два-три раза вне плана, и всё считалось нормально. Извечная проблема «кто будет контролировать контролёров?» в данном случае отодвинута в сторону, но в действительности никуда не исчезла. Председатель городской Думы Иркутска Андрей Лабыгин, посетивший в начале августа школу № 72, пришёл к неутешительному выводу: объект, в который город вложил почти 290 миллионов рублей, в своём нынешнем состоянии для обучения школьников непригоден. Почему это выяснилось за три недели до 1 сентября? Кто в городской администрации должен был ходить в эту школу, как на работу, и указывать строителям на недоделки – не к дате сдачи, а регулярно? Боюсь, мы этого так и не узнаем, потому что тогда нужно будет принимать тяжелейшее решение о продолжении его деятельности в занимаемой должности.

Одно радует: государственные и муниципальные служащие наконец-то признали, что их регулярно вводят в заблуждение те, кто зарабатывает на бюджетных деньгах, и ищут способы с этим злом бороться. Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев нашёл свой способ контроля за качеством и скоростью работ: он предложил сделать план реконструкции дорог Иркутска с наименованием всех объектов общедоступным и всем жителям города в меру сил следить за происходящим. Если граждане, увлечённые предложением главы региона, станут заниматься этим общественно полезным делом на постоянной основе, губернатору, пожалуй, не придётся испытывать такое же разочарование, какое постигло спикера городской Думы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры