издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В одном шаге от роста

Планы области по переходу на инвестиционный бюджет уже не кажутся фантастикой

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Не будет преувеличением сказать, что в последние годы Иркутская область была больна, причём болезни, поразившие её, имели разные проявления – и социальные, и экономические, и политические. Сменявшие друг друга губернаторы – своего рода главврачи – делали, что могли, но ещё древние знали: болезнь действует быстрее, чем лечение. Именно поэтому не стоит удивляться, если часть процессов идёт медленней, чем хочется, а некоторые, на взгляд досужего наблюдателя, не двигаются вовсе.

Время строить планы…

Неизвестно, как воспринимает свою работу сам губернатор Дмитрий Мезенцев, однако если глядеть со стороны, первое, что приходит в голову, – он не только управленец, но и посредник. Губернатор, который институционально воспринимается как абсолютно самовластный и автономный политический деятель, в действительности должен постоянно соотносить свои решения со множеством внешних факторов и корректировать работу правительства в зависимости от такого множества обстоятельств, что даже просто подсчитать было бы крайне непросто. 

Глава региона должен постоянно следить за исполнением решений федерального центра – причём решений, исходящих и из администрации президента, и из правительства Российской Федерации; учитывать мнение полномочного представителя президента в Си-

бирском федеральном округе и соседей по округу; планировать собственную работу с учётом не только актуальных, но и прогнозируемых на ближайшее время задач и проблем; распределять работу между членами правительства, которые далеко не всегда могут подняться над собственным уровнем компетентности; представлять государство в общении с населением области – и, наоборот, представлять интересы населения области в общении с федеральными органами власти. И ошибаться нельзя: в политике сразу за промахом следует если не прямое наказание, то как минимум разного рода пересуды. Впрочем, как учили философы древности, взвешивать нужно не аргументы, а факты. О них и поговорим. 

Планы области по переходу на инвестиционный бюджет уже не кажутся фантастикой

Последняя неделя октября увенчалась мало кем замеченной, но важной победой правительства над самим собой: 29 октября проект программы социально-экономического развития Иркутской области до 2015 года был рассмотрен на совместном заседании правления Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири и президиума Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» и рекомендован для рассмотрения на заседании правительства области. До этого в течение двух месяцев проект был рассмотрен на заседаниях ТПП и ПТиП, Совете ректоров и общественных слушаниях социально-консервативного клуба «Байкал» и подобно ежу, облепленному листьями, собрал на себя огромное количество поправок и замечаний. Незадолго до того, как представители науки и бизнеса согласились с очередной редакцией проекта программы, а точнее – 25 октября, губернатор провёл совещание, посвящённое ходу подготовки. И, видимо, высказал авторам проекта из фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы областного правительства свои замечания, касавшиеся важности программы, необходимости соблюдать поставленные сроки и учитывать мнение общественности. Эффект сказался немедленно, однако программу социально-экономического развития ещё предстоит провести через обсуждение в Законодательном Собрании, а это может оказаться непростой задачей: депутаты и без того перегружены работой по обсуждению и – по мере сил – корректировке бюджета области на 2011 год. 

Хорошо уже то, что с каждым очередным документом, с каждой очередной программой разработчики приобретают всё больше опыта. А их только в октябре было принято множество. На одном лишь заседании правительства 18 октября были приняты сразу шесть: «Социальное развитие села на 2011–2014 годы», «Профилактика преступлений и иных правонарушений на 2010–2011 годы», «Пожарная безопасность на 2011–2013 годы», «Защита окружающей среды на 2011–2015 годы», «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности, на 2011–2015 годы», «Газификация Иркутской области на 2011–2015 годы». За несколько дней до этого губернатор подписал распоряжения об утверждении программ «Доступная среда для инвалидов на 2011–2015 годы» и «Молодёжь Иркутской области на 2011–2013 годы» – причём обе они, каждая по-своему, направлены на одно и то же: социальную адаптацию, интеграцию в общество и реабилитацию субъектов программы.

До конца года министерство здравоохранения должно завершить работу по подготовке программы развития кардиохирургической помощи, а министерству жилищной политики, энергетики, транспорта и связи придётся подумать над региональной программой энергосбережения. Чтобы впредь работа шла проще, а результат имел более строгий научный фундамент, 29 октября губернатор утвердил список членов 

координационного научного совета, в котором многие имена более известны по работе Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, президиума Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, НИИ и вузов области. 

…И время их исполнять

Тема энергетики звучала в октябре на заседаниях правительства и совещаниях в «Сером доме» довольно часто: хотя отопительный сезон начался раньше обычного и проходит лучше, чем это бывало на протяжении многих лет, нельзя сказать, что всё идёт идеально. В начале месяца губернатору даже пришлось обсуждать с первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Морозовым проблему нехватки вагонов для угля. Проблема эта возникает по всей Сибири, причём каждый год, однако в нынешнем году переговоры прошли на редкость удачно: по сравнению с сентябрём поставки угля для жилищно-коммунального хозяйства области увеличились разом на 20–25%. Интересно наблюдать, как меняется ситуация. В начале десятилетия коммунальное хозяйство области внушало тихий ужас и было поводом для жалоб президенту; спустя всего несколько лет заместитель председателя правительства заявляет, что эксперимент, проведённый министерством ЖКХ, увенчался полным успехом, а количество опорных территорий по модернизации объектов коммунальной теплоэнергетики будет увеличено вдвое. И даже аварийная ситуация, возникшая в отдалённом районе, не стала проблемой, потому что была устранена всего за два часа. К хорошему, впрочем, привыкают быстро и вскоре перестают обращать на него внимание. 

Взять, к примеру, бюджет Иркутской области, состояние которого ещё пару лет назад большинство депутатов оценивали как крайне сложное. Бюджет на очередной год будет внесён на рассмотрение депутатов с параметрами более высокими, чем те, которые обсуждали в течение всего месяца на заседаниях комитетов и комиссий: доходы прогнозируются в сумме 60,1 млрд. рублей, расходы – 60,3 млрд., дефицит – 252,6 млн. За три недели до того, как губернатор подписал указ о внесении бюджета на рассмотрение Законодательного Собрания, его параметры выглядели иначе: дефицит, например, составлял 1,4 млрд., то есть более 2%, а не 0,5%, как в нынешней редакции. Если учитывать, что на вложенный бюджетный рубль удаётся привлечь несколько рублей частных инвестиций, столько же из средств федерального бюджета и хотя бы полрубля из муниципальных бюджетов, то планы министерства финансов по переходу уже в следующем году на инвестиционный бюджет не кажутся фантастикой. 

25 октября губернатор принял участие в проведённом председателем правительства РФ Владимиром Путиным совещании по реализации инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, включённых в «Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года». Всего в списке проектов, который рассмотрели губернаторы и федеральные министры, 27 проектов с общим объёмом финансирования 1,8 трлн. рублей: 1,5 трлн. частных инвестиций, 220 млрд. из федерального и региональных бюджетов. Для Иркутской области, однако, важно не только то, что три из 27 проектов федерального масштаба реализуются на территории области, но и то, что два наиболее проблемных моногорода – Байкальск и Усть-Илимск – по-прежнему не исключены из списка городов, находящихся под особым контролем. В середине месяца губернатор подписал распоряжение об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации Байкальска до 2014 года, а через несколько дней стало известно, что по итогам конкурса, проводившегося в Министерстве экономического развития РФ, Усть-Илимск получит из федерального бюджета 21 млн. рублей на развитие малого и среднего предпринимательства. Сумеют ли муниципалитеты рационально распорядиться предоставленными им возможностями – вот в чём теперь вопрос.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры