издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пошли по шпалам

Депутаты борются за пригородный транспорт

С 15 января 2011 года ВСЖД может ограничить на 50% пригородные перевозки. Об этом вчера на сессии Заксобрания заявил начальник дороги Анатолий Краснощёк. Причина столь резких мер – бездействие правительства региона в создании транспортной компании пригородных перевозок. Некоторых парламентариев возмутило то, что при расчётных 835 млн. рублей на субсидии по компенсации затрат компании на пассажирские пригородные перевозки в бюджете области заложили только 100 млн. рублей. Губернатор Дмитрий Мезенцев в ответ заявил, что транспортная компания будет, а вот требуемую сумму в почти миллиард рублей ещё нужно обосновать. По мнению ВСЖД, регион может потерять 1,2 млрд. рублей налога на имущество, если подвижной состав уйдёт в красноярскую компанию.

Скандал разгорелся при обсуждении второго чтения бюджета 2011 года. Несмотря на поправку депутата Игоря Милостных, бюджетный комитет утвердил сумму только в 100 млн. рублей на пригородные перевозки. Между тем подсчёты депутатов, правомерными которые признала и региональная служба по тарифам, дают другую сумму – 835 млн. рублей. «Если бы мы поддержали полностью железную дорогу, мы бы заложили один миллиард рублей, – заявил в ходе обсуждения вице-спикер ЗС Геннадий Истомин. – Мы заложили 100 миллионов рублей. Это помимо того, что на протяжении двух лет не поднимаются тарифы и что нам необходимо определить количество пригородных поездов и решить многие другие вопросы. Но, к сожалению, мы не можем услышать от правительства ответ на этот вопрос». Парламентарий напомнил, что ещё с мая идут попытки создать пригородную транспортную компанию, которая, согласно федеральному законодательству, должна будет принять активы от РЖД. В сентябре на БЭФе между губернатором и главой РЖД было подписано рамочное соглашение о создании такой компании. Однако четвёртый квартал подходит к концу, а компании как не было, так и нет. «В 2010 году дорога понесла около полутора миллиардов затрат, в бюджете было заложено 220 миллионов рублей, 180 миллионов рублей из них освоено, – сказал Геннадий Истомин. – В этом году правительство до сих пор не подписало протокол о тарифах на пригородные перевозки». Начальник дороги, депутат ЗС Анатолий Краснощёк заявил, что с 15 января он «вынужден» ввести 50% ограничение на пригородные перевозки. А Геннадий Истомин напомнил, что Заксобранию придётся вместе с правительством «стоять и мычать», когда люди начнут возмущаться отсутствием электричек. 

Депутаты так активно возмущались, что после обеда на сессию пришёл губернатор Дмитрий Мезенцев. «Конечно, меня коллеги проинформировали, что буйство политических красок по поводу транспортной компании сегодня прозвучало здесь», – объяснил своё появление губернатор. «Моя принципиальная договорённость с главой РЖД Владимиром Якуниным, при которой присутствовал начальник дороги Анатолий Краснощёк, касалась того, что мы, безусловно, пойдём на создание пригородной государственной компании, – заявил губернатор. –  Но мы прекрасно понимаем, что вынуть только по запросу железнодорожников миллиард из бюджета следующего года, не имея очень жёстких прогнозных обоснований, мы не можем. Примерная сумма расходов прошлых лет в этот бюджет закладывалась в размере около 200 миллионов рублей». Губернатор напомнил, что по всем субъектам успех решения вопросов разный и всё зависит от объёмов перевозок и возможностей бюджета. «У нас у всех единая задача: мы должны обеспечить услугу людям. А то, как мы это делаем, людей совершенно не волнует, есть ли, нет ли у нас пригородная компания, заложили мы большую сумму в бюджет или меньшую, – заявил Дмитрий Мезенцев. – Но выйти на миллиард, а это сумма, равная северному завозу, мы не можем». Он сообщил, что по базовому рамочному соглашению на БЭФе «отзывать подпись никто не собирается». 

Глава области «с благодарностью» принял приглашение депутатов прийти на сессию 15 декабря и пообещал «с коллегой Краснощёком» представить полный доклад по проблеме. Мезенцев приказал подчинённым просчитать риски банкротства транспортной компании, «чтобы мы не навесили на себя ещё и имущественный балласт», узнать достоверную информацию по соседним регионам и проверить обоснованность денежных расчётов. Однако Анатолий Краснощёк продолжил пугать: затяжка с созданием пригородной компании грозит не только пассажирам, но и областному бюджету, который в 2012 году может потерять 1,2 млрд. рублей налога на имущество, напомнил Анатолий Краснощёк. Если в 2011 году региональные пригородные перевозчики выступят как агент ОАО «КрасПригород», то в 2012 году всё её имущество будет перерегистрировано в Красноярске и налоговая прибыль уйдёт за пределы региона.

Губернатор в ходе обсуждения немного пожурил вице-спикера Геннадия Истомина, который, по его мнению, придал излишнюю эмоциональную окраску происходящему.  «Геннадий Васильевич как оратор не преминул включить рычаги бульдозера, – улыбнулся губернатор. – Мы ему подарим не бульдозер – мы ему подарим локомотив». «Паровоз просьба не дарить, нет рельс у меня, а от бульдозера я не откажусь, это бы пригодилось», – сказал Геннадий Истомин. «Спасибо за элегантность обсуждения», – закруглила дискуссию спикер ЗС Людмила Берлина. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры