издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деньги на статус

Столичные функции Иркутска оценили в 150 млн. рублей

Иркутску отдали 0,2% объёмов налоговых доходов регионального бюджета на столичные функции. Но получить эти деньги областной центр сможет только в 2012 году и только если будет разработана долгосрочная целевая программа. Так завершилась более чем полугодовая дискуссия мэра Иркутска Виктора Кондрашова и «Серого дома». В итоге мэр, просивший 592 млн. рублей, получил в три раза меньше. Однако иркутские депутаты в ожидании средств на юбилей предпочитают правительство не критиковать.

Законопроект о статусе центра Иркутской области снимался с рассмотрения парламентского комитета по госстроительству не менее пяти раз после того, как в августе мэр Иркутска Виктор Кондрашов внёс ко второму чтению поправку о выделении Иркутску межбюджетных трансфертов, сумма которых была бы чётко оговорена специальным приложением. Мэр даже назвал сумму – 592,322 млн. рублей. В мэрии посчитали, что на каждого жителя областного центра тратится 1020 рублей «столичных» денег (это траты на содержание транзитных дорог на территории города, частично – на общественный транспорт, ремонт магистральных улиц). Тогда правительство региона взяло паузу, чтобы обсчитать предложения мэра Иркутска. Пауза затянулась почти на пять месяцев. И наконец в декабре решение объявили.  

Губернатор Иркутской области предложил внести поправку в статью 6 регионального закона о статусе областного центра, регламентирующую полномочия органов власти. Органы государственной власти, согласно поправке, утверждают и обеспечивают реализацию областной государственной долгосрочной программы по развитию областного центра. Это позволит, как пояснили представители «Серого дома», определять объёмы межбюджетных трансфертов для Иркутска, не учитывая ограничения 139.1 статьи Бюджетного кодекса (региональные центры по этой статье должны получать10% от объёма всех межбюджетных трансфертов за исключением субвенций). Финансовая поддержка Иркутску со стороны правительства, понятно, теперь пойдёт «посредством целевой программы» в виде субсидий на софинансирование затрат мэрии на поддержание статуса столицы Приангарья.    

Объём субсидий в рамках программы на соответствующий финансовый год не может быть менее 0,2% от объёмов налоговых доходов областного бюджета за отчётный финансовый год. В ответ на это, как пояснил глава комитета по госстроительству Борис Алексеев, мэр Иркутска отозвал свою поправку. 

Надо сказать, что сначала губернатор придерживался совсем иного мнения. В ответ на запросы мэрии Иркутска он внёс поправку, которая предусматривала, что областной центр не будет иметь никаких преференций. В итоге после совещания стороны договорились отозвать обе поправки. И выбрать компромисс – 0,2% от налоговых доходов областной казны. Однако в 2011 году Иркутск никаких денег не получит. Сам закон вступает в силу со дня опубликования, а часть вторая статьи 7, которая и регламентирует предоставление финансовой помощи муниципалитету, – только с 2012 года. Как пояснил «Конкуренту» вице-спикер ЗС Геннадий Истомин, в 2011 году Иркутск и так получит серьёзные преференции в связи с 350-летним юбилеем – не менее 350-450 млн. рублей по разным объектам. При этом группа парламентариев – Людмила Берлина, Татьяна Семейкина, Антон Романов, Нина Чекотова, Виктория Дворниченко и Евгений Рульков – настояла на том, чтобы долгосрочная целевая программа была разработана не позднее 25 сентября 2011 года.   

Между тем вокруг закона сложился «круг молчания». После августовского бурного обсуждения на комитете по госстроительству вопрос открыто в присутствии журналистов уже не поднимали. Обсуждение на декабрьском комитете заняло ровно четыре минуты, поскольку, как сообщил Борис Алексеев, «добрая, плодотворная дискуссия» уже состоялась там, куда журналистов не позвали, – на рабочих группах. На сессии ЗС закон был принят в третьем чтении без обсуждения. Депутат Татьяна Семейкина, фигурировавшая во всех текстах к закону как один из авторов поправок, не была расположена к общению: «Я далека от всего этого и ничего не знаю». Спикер Думы Иркутска Андрей Лабыгин на вопрос «Конкурента» «Насколько адекватен принятый закон запросам областного центра?» ответил: «Проблема слишком сложная, с бородой, и сейчас я её комментировать не буду». «Хорошо, что Иркутск впервые получил чётко прописанную цифру преференций», – сказал Геннадий Истомин. И лишь депутат-коммунист Евгений Рульков заявил: «Конечно же, 0,2% от налоговых доходов – это весьма скромная сумма. И все расходы областного центра она не покроет, я предлагал в своё время остановиться на сумме не менее 1%. Однако мэр и губернатор выбрали именно такое решение». К слову, 0,2% – это примерно 120–150 млн. рублей. То есть меньше, чем изначально просил мэр Иркутска, более чем в три раза.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры