издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Боливар не вынесет все списки»

В прошлую пятницу парламентские партии были приглашены «Единой Россией» на дискуссию о новом законе о выборах депутатов Заксобрания Иркутской области. КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» высказались однозначно: им не нравится смешанная система выборов с регсписками, они согласны на списки, но только в условиях чистой пропорциональной системы. «Оппозиционные партии в колоссальном выигрыше от применения такого закона. Мы им – нате. Они – не надо», – заметил один из единороссов. И предположил, что оппозиция отчаянно боится за слабость своей партсистемы, которая ярко проявится в новых условиях выборов. Сама «ЕР» заявила, что регсписки позволят «быть ближе к народу». Но если взглянуть на выборы других регионов, сразу видно, что нововведение не только не приблизило партии к народу, а ещё и создало ситуацию «двухуровневых паровозов» – в областной и региональной части списка. Человек голосовал за известного земляка, а в парламент попадал кто угодно, но только не земляк.

К совместному заседанию «Центра социально-консервативной политики – Байкал» и клуба политического действия «4 ноября», похоже, всерьёз готовилась только «Единая Россия». Представители «Справедливой России» пришли совсем ненадолго, а КПРФ и ЛДПР и вовсе событие проигнорировали. В результате партии власти пришлось открыто, свободно подискутировать с самой собой и с теми, кого принято приглашать в качестве политологов. Теперь «Единая Россия» может поставить себе галочку, что мероприятие состоялось. А нужно оно было для рассмотрения закона во втором чтении на сессии ЗС. Первое чтение проект закона благополучно прошёл ещё 15 декабря 2010 года.  

«Гиря дошла до пола»

Сейчас областной парламент избирается по смешанной системе: 22 депутата – по одномандатным округам и 23 – по единому областному избирательному округу в составе списков, выдвинутых политическими партиями. Эту схему «Единая Россия» предлагает изменить. Как сообщила основной докладчик по вопросу, депутат ЗС Наталья Дикусарова, списки предложено разделить на 22 региональные группы, что соответствует количеству одномандатных избирательных округов. Общеобластная часть может состоять минимум из одного кандидата, максимум – из пяти. Дальнейший список делится на региональные группы кандидатов, в каждой должно быть не менее трёх. Территории региональных групп соответствуют одномандатным округам. Таким образом, партиям надо набрать в облчасть и региональные группы не менее 67 кандидатов. 

Коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия» ещё в декабре 2010 года высказались резко против новшеств. По мнению второго секретаря обкома КПРФ Евгения Рулькова, такая система значительно усложняет процедуру проведения выборов, путает избирателей. «Сами подумайте, это же два бюллетеня вместо одного, – сказал он «Конкуренту». – В одном – одномандатники, в другом – по восемь человек от каждой партии мелким шрифтом. Да ещё если партия одну фамилию ведёт и по округу, и по списку. В одном бюллетене – Иван Пупкин, в другом – тоже Иван Пупкин. Да избиратель плюнет на всё это и уйдёт. И будет прав». 

«Проект закона в первом чтении был подготовлен втихушку несколькими депутатами от фракции «Единая Россия» во главе с уважаемой Натальей Игоревной (Дикусаровой.– Авт.), – заявил зампред реготделения «Справедливой России» Владимир Матиенко. – Я хочу детализировать: впервые за время работы нынешнего состава ЗС закон был продавлен большинством «Единой России», и впервые все три фракции проголосовали солидарно против». Матиенко уверен, что смешанная система прежде всего нужна «Единой России», поскольку при ином раскладе ей «без мощнейшего административного и финансового ресурса очень трудно будет повторить результат, который она показала по одномандатным округам в прошлом году». 

Новый закон о выборах в парламент не отменил «паровозы», а, наоборот, удвоил их

Аргументы «Единой России» сводились к нескольким основным пунктам. Во-первых, региональные списки приблизят кандидатов к избирателю. Во-вторых, усложнят жизнь «денежным мешкам», покупающим места. В-третьих, позволят убрать практику «паровозов». В-четвёртых, «медведи» фактически выпороли себя, так как новая система вредит в первую очередь самой «Единой России», которая наверняка «потеряет двух-трёх кандидатов». В-пятых, оппозиция так активно сопротивляется закону по двум причинам: он существенно снижает её шансы на продажу мест в списках, а малые партии настолько слабы в территориях, что просто не «вывезут» списки из 67 фамилий. 

У каждого аргумента был свой оратор. Политолог Алексей Петров заявил, что ему лично региональные группы симпатичны. «Всё-таки я считаю, что на уровне субъектов должны быть и одномандатные округа, и пропорциональная система», – сказал Петров и предположил, что «второе и третье места в региональной группе не гарантируют прохождения», поэтому «денежные мешки», идущие во власть, теперь вынуждены будут общаться с гражданами. 

Закон – это первый ловкий, непоследовательный шаг «Единой России» в направлении избирателя, считает горячий сторонник изменений Антон Романов. До этого партия власти бежала от электората путём отмены выборов сенаторов, прямых выборов губернаторов и прочего. «Я уверен, избиратели путаются не из-за наличия многих списков, а из-за наличия в списке «паровоза», – заявил депутат. – Когда существует общий список, технологи, надо не надо, пытаются «зацепить» всех кандидатов в этот список на самый главный рейтинг. Это порочная практика на самом деле. Сегодня ситуация развивается таким образом, что гиря дошла до пола, Боливар не может вынести все списки. Не будет никаких манипуляций, голосуем за одного – получаем другого». 

«Единая Россия» заведомо подыгрывает оппозиции, вовсе заявил депутат Юрий Фалейчик. «Оппозиционные партии в колоссальном выигрыше от применения такого закона», – считает депутат. Но выгоды своей они использовать не смогут, поскольку последние победы КПРФ и «СР» в крупных городах были случайными. «Ни у одного из наших региональных отделений малых партий нет кадрового состава, который они могли бы пропорционально, равновесно распределить по территории области и воспользоваться тем самым эффектом, который предоставляет им собственными руками «Единая Россия», – заявил Фалейчик. – Они такого рода выборов реально боятся». Антон Романов выразился ещё более жёстко: «Некоторые партии боятся потерять возможность продавать места в партсписке. Если не будет партийного списка, не будет партийного бизнеса». По мнению Романова, на последних выборах КПРФ «выполнила роль троянского коня». «Она в своей утробе проносила личинки жучков в органы власти. Потом эти личинки раскрывались, оперялись и садились на чужие партийные грядки, чтобы там рубить капусту», – поэтично выразился Антон Романов.

Порочная практика «паровозов»

Самое интересное, что большинство аргументов «ЕР» уже опровергла практика. Ведь, как правильно заметил советник губернатора по политическим вопросам Олег Смолкин, новые условия выборов – федеральный тренд. Парламенты нескольких регионов уже «сыграли» в региональные списки. И получили совсем не «выход в народ».

Если заглянуть в закон, который Наталья Дикусарова подробно расписывать не стала, то можно увидеть, что в первую очередь мандаты получают люди из общеобластной части списка. Если что-то остаётся ещё, отдают региональным группам. Прежде всего тем, у кого процент голосования за партию был наиболее высоким. Но, вопреки убеждению Антона Романова, порочную практику «паровозов» никто не собирался отменять. 

По-прежнему каждый человек в списке имеет право отказаться от мандата. Тогда пропуск в ЗС уходит нижестоящему в областной части списка. А вот если «областники» исчерпаны, начинается самое занимательное. Думаете, мандат уйдёт 

региональной группе, показавшей лучшие результаты? Как бы не так. Коллегиальный руководящий орган реготделения партии вправе самостоятельно решить, какие фамилии из региональных групп войдут в парламент. В таком свете как-то по-новому звучит фраза Натальи Дикусаровой: «Наши избиратели хотят понимать, за кого конкретно в списке они голосуют». 

На самом деле теоретические рассуждения хороши, но уже есть факты. 14 марта прошлого года выборы в парламент Свердловской области  прошли по новому закону: 14 из 28 депутатов избирались как раз по региональным группам. «ЕР» в результате взяла 6 мандатов, по три  – коммунисты и «эсэры», два – ЛДПР. Все выставили в общеобластной части списка по три человека. В итоге мандаты сдали два первых «паровоза» «Единой  России» – губернатор Свердловской области Александр Мишарин и гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын. В парламент пошла только спикер ЗС Елена Чечунова. Три оставшихся мандата вроде бы должны были уйти лидерам региональных групп. Но и те оказались «паровозами», к примеру, один из регсписков возглавил депутат Госдумы Игорь Баринов. Естественно, он не захотел покинуть своё кресло в федеральном парламенте. Как Юрий Козлов не стал расставаться с креслом гендиректора «Ураласбеста». Мандаты в итоге распределили по лицам, стоявшим в региональных списках на вторых и третьих местах. Стоит учесть и тот факт, что в списке может идти и одномандатник, в случае его избрания тоже выходит кот в мешке. 

Осенью состоялись выборы в парламент Новосибирской области – на 38 региональных групп. «Медведи» в каждом из региональных списков выставили по четыре кандидата. «Три из них выполняли роль «паровозов», – рассказывает политолог Алексей Мазур. – В некоторых округах они заняли первые три места. То есть реального кандидата избиратель не увидел даже в бюллетене. И первая тройка общеобластного списка «ЕР» –  губернатор, мэр и спикер облсовета, ставший сенатором, – в парламент не пошла». 

Спикер ЗС Людмила Берлина  не исключает опасности того, что мэры станут «паровозами» региональных групп. «Но мы же понимаем, в какой мы сейчас непростой ситуации находимся и какими непопулярными порой становятся мэры при  оптимизации бюджетной системы», – заметила она. И добавила: в праймериз партия намерена ставить на «популярных» людей. 

А теперь об усмирении «денежных мешков». «С введением региональных групп появилась дополнительная возможность «вымогательства», – подводит итоги новосибирской кампании выборов в ЗС Алексей Мазур. – Сначала «Единая Россия» взимала «сборы» за получение места в списке, теперь ещё сверху – на дополнительную кампанию в округе. А иначе не пройдёшь по списку». С такой аргументацией, кстати, согласен и сторонник новшеств Антон Романов. «Пролететь они не могут, они просто деньги не дадут, – считает депутат. – А если дадут деньги, то под совершенно другие условия». 

Единственные аргументы «ЕР», которые, похоже, правдивы, – это претензии к оппонентам. Опыт выборов в парламент Новосибирской области показал, что оппозиционные партии в ряде случаев просто не угадали, какой именно округ – региональная группа – окажется «проходным» для списочника. «В результате некоторые ключевые люди «выпали», а некоторые случайные – прошли», – отметил Алексей Мазур. 

КПРФ, ЛДПР и «эсэры» в Свердловской да и в других областях не стесняются вслед за «ЕР» использовать практику «шоуменов», за которыми прячутся никому не известные люди. У КПРФ, к примеру, как заметил Юрий Фалейчик, всего несколько активных отделений на всю Иркутскую область. 

Впрочем, как отмечает Евгений Рульков, опыт Новосибирской области показал, что запутанная система как раз и сыграла против партии власти. Во-первых, тамошняя «ЕР» не сумела набрать даже 50% голосов, оппозиция совокупно собрала процент больший, чем партия власти. Во-вторых, смешанная система ударила по самим «медведям». К примеру, в Новосибирске «ЕР» проиграла пять из шести одномандатных округов. Просто потому, что «медведей»-одномандатников «давили» свои же списочники. Алексей Мазур напомнил, что эффект был неожиданным: некоторые кандидаты-списочники от «ЕР» занимались не только агитацией и «приводом» своего избирателя, но и перевозили избирателей из других округов с помощью открепительных удостоверений, что шло во вред своим же одномандатникам.  

«Они думают, что это их спасёт»

Сама «Единая Россия» признаёт: партия власти страшно боится потерять эту самую власть. Именно поэтому, как заметила депутат Наталья Деньгина, никто не пойдёт на озвученное предложение оппозиции ввести в регионе полностью пропорциональную систему. Или наоборот – вернуться к чистым одномандатникам. Что и подтвердили вчера комитет ЗС по госстроительству: коммунистам отказали в поправке о пропорциональной системе, сославшись на сложности с изменением устава. Социолог Сергей Шмидт изложил мысль, волнующую всех, кто имеет партбилеты, весьма куртуазно: «Синтезная (смешанная. – Авт.) система, я надеюсь, позволяет поддерживать жизнь и в том и в другом – и в партии, и в демократии». Наталья Деньгина была более честна: «Если мы вернёмся к одномандатникам, партии исчезнут на следующий день». Закон о выборах в этом случае выступает как аппарат искусственной вентиляции партийных лёгких. И позволяет сталкивать лбами своих же партийцев, чтобы те посоревновались в цене и симпатиях избирателей. 

Как верно отметил Юрий Фалейчик, «ни разу выборы в Заксобрание Иркутской области не проходили по одному и тому же закону». Каждый раз «ЕР» меняет его под текущие политические нужды. Сейчас – ещё и для усмирения оппонентов, которые пусть и «случайно», но слишком часто стали выигрывать. 

«Такая реплика злого человека: конечно же, ряд партий, я не стану называть какие, скорее всего, не пройдут. Может быть, с большим трудом наберут 5%. Вне всякого сомнения, этот подход выгоден «Единой России», – заметил член ИРО «ЕР» политтехнолог Константин Жуков. «Они думают, что это их спасёт, но тренд-то виден, их уже ничто не спасёт», – сказал Евгений Рульков.

Тем не менее остались реальные механизмы, которые позволят «Единой России» доказать, что она действительно «идёт к избирателю». Антон Романов предложил варианты на выбор: отказаться от областной части списка, исключить «паровозы» или же запретить введение в региональные группы мэров, сократить число представителей региональных групп. Вот в Пермском крае выборы в ЗС должны состояться в конце 2011 года, и там вовсе отменили общеобластную часть списка. Но, похоже, иркутская «ЕР» слишком боится, чтобы что-то менять. Наталья Дикусарова ещё до начала дискуссии заметила, что поменять-то уже ничего практически нельзя: концепция закона принята ЗС в первом чтении. «Единая Россия» продавит то решение, которое ей выгодно», – заметил Владимир Матиенко и покинул зал заседаний. Вчера проект закона был рекомендован к принятию на сесии во втором чтении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры