издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вошли в обойму

«Единая Россия» приняла в свои ряды мэров Иркутска и Усть-Илимска

В конце прошлой недели региональная «Единая Россия» наконец укомплектовала в свои ряды мэров крупных городов Иркутской области. В партию вступили глава Усть-Илимска Владимир Ташкинов и мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Оба объяснили это исключительным благом для своих муниципалитетов. Но коммунисты тут же связали это с арестом мэра Братска Александра Серова, который так и не успел попасть в ряды партии власти. Единороссы, увидев, что мэр несговорчив, тут же запустили механизм политических преследований, чем напугали остальных глав городов, считают коммунисты. В «Единой России» эту версию отрицают и предлагают КПРФ «не мешать всё в кучу».

«Пока в партии не будет каких-то реальных подвижек, я не вижу смысла в неё вступать. Посмотрим, как будет дальше», – заявил «Конкуренту» в декабре тогда ещё беспартийный мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Дальше было так: на прошлой неделе мэр принял билет «Единой России» в Москве. «Единой России» палец в рот положи – она всю руку оттяпает, недолго ему дали в сторонниках походить», – тут же отреагировали коммунисты. Вместе с Кодрашовым партбилет получил мэр Усть-Илимска бывший справедливоросс Владимир Ташкинов. Оба заявили, что сделали это ради своих городов.   

– Я выступал со многими инициативами, и основная из них была примерно такой: я считаю, что политические движения, существующие в России, концептуально, если бы вы посмотрели уставные документы, значительно не отличаются, – прокомментировал своё решение Виктор Кондрашов. – Но действия этих политических сил совершенно различны. Можно, с одной стороны, митинговать, ходить на баррикады, критиковать, но при этом мало чего делать. А можно делать реальную работу, но при этом критиковать-то некого, кроме себя – партии, находящейся руля». Кондрашов посчитал, что партия оказалась тем местом, куда можно «принести новые идеи» для Иркутска и страны в целом. «Я считаю, что меня услышали», – сказал Кондрашов. Мэр пояснил, что у него было два варианта: менять что-то извне или менять «Единую Россию» изнутри. «Я выбрал второе, – сказал он. – Как следствие,  получил определённый карт-бланш. Думаю, в ближайшее время вы почувствуете, какие изменения произойдут в Иркутске». Однако о проектах, которые помогут изменить город с помощью «Единой России», мэр говорить не стал. В «ЕР» пояснили, что это прежде всего проект «Новые дороги – Иркутску» и федеральные деньги на модернизацию здравоохранения, которые тоже в большей части отойдут столице Приангарья. 

Мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов заявил «Конкуренту», что принял решение о вступлении в партию «Единая Россия» после того, как Усть-Илимск был включён в федеральную программу развития моногородов. Ранее он говорил в СМИ, что готов вступить в любую партию, которая даст развиваться городу. «Сейчас уже стало понятно, что Усть-Илимск точно получит средства, все необходимые согласования прошли, – заявил мэр. – 218 млн. рублей мы получаем на ремонт аэропорта, 40 млн. рублей – на переселение граждан из ветхого жилья, 150 млн. рублей – на строительство стадиона в правобережной части города. По моей информации, премьер-министр Владимир Путин ходатайствовал перед Внешэкономбанком о выделении крупного кредита под строительство завода OSB-плит в Усть-Илимске. Все эти решения лоббировала «Единая Россия», и после этого я не мог отказаться от партбилета». 

Заместитель руководителя исполкома ИРО «ЕР» Алексей Козюра призывает «отходить от стереотипов». «Не надо думать, что партия – давящая машина, пожирающая всех и вся, – сказал он. – Это очень далеко от правды. Просто некоторые вещи главам городов осуществлять вне системы, выстроенной «ЕР», трудно. И Владимир Ташкинов, и Виктор Кондрашов это хорошо понимают». Коммунисты считают, что Александр Серов, в отличие от коллег, этого не понял. «По моим сведениям, механизм политического преследования Серова заработал после того, как стало ясно, что он отказывается вступать в «Единую Россию». Вспомните, что предложение вступить в партию ему, как и Ташкинову с Кондрашовым, поступило летом, однако эти двое уже в партии, а Серов до сих пор даже не в сторонниках, – рассуждает второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков. – «ЕР» действует по одной разработанной схеме по всей стране. Там, где победила не власть, или «нагибают» человека к вступлению в ряды партии, или, если он не вписывается в систему, начинают его преследовать». «Александр Серов сам просился в партию, и никто его не «загибал», – заявил «Конкуренту» Алексей Козюра. – Нас даже Москва спрашивала, почему мы его не принимаем. А не принимали мы его потому, что он ещё не показал себя в сторонниках». Источник «Конкурента» в политсовете «Единой России» рассказал, что Серов примерно за две недели до ареста приехал к секретарю ИРО «ЕР» Александру Битарову и обратился с просьбой принять в сторонники партии. «Взамен он попросил голову Климова (спикера Думы Братска Константина Климова. – Авт.), – заявил источник. – Однако региональное отделение на такие радикальные меры, как отставка спикера-единоросса, к которому нет претензий, не было готово. Битаров взял паузу, а затем события стали развиваться уже без нас». 

Так или иначе, но сейчас в списке мэров Иркутской области практически не осталось белых ворон, не вступивших в «Единую Россию». На выборах 10 октября 2010 года ИРО «ЕР» провела в кресла мэров 14 партийцев. До этой триумфальной победы партия отлично «подчистила» себе проигрыши. С мэрами некрупных районов это не так заметно, как с Виктором Кондрашовым. Мало кто помнит, к примеру, что мэр Осинского района Виктор Богданов был обласкан «ЕР» уже по факту своей победы, когда официальный кандидат «медведей» проиграл выборы. А главу Эхирит-Булагатского района Игоря Усова и вовсе в 2009 году выгнали из «Единой России», поскольку тот мешал официальному кандидату от «ЕР» Петру Нохоеву. Когда Усов выиграл выборы, его снова приняли в ряды «Единой России». Да и белые вороны уже не совсем белые. К примеру, мэр Заларинского района Владимир Самойлович в «ЕР» не вступил, но шёл при её поддержке. В Усолье-Сибирском мэр Владимир Жилкин – от «Справедливой России». Но его на этот пост усадил парламент-ский блок «Усольчане», подчинённый Евгению Кустосу. А сам Кустос после событий с Александром Серовым  спешно подал в отставку. И на его место уже прочат секретаря местной «ЕР» Игоря Востренкова. «Такое происходит по всей стране, – говорит новосибирский политолог Алексей Мазур. – У нас есть два человека, которых некому «загнать» в «Единую Россию», – президент и премьер-министр. Остальные участники российской политической системы – «заложники сложившихся обстоятельств» и в силу этого – члены «ЕР».

«Кондрашов активно участвовал в кампании против «ЕР» на выборах мэра Иркутска, – напомнил Евгений Рульков. – В партии власти это ему не забудут точно. Вряд ли там, как надеется мэр, его идеи воспримут. Он был и будет чужим, его в итоге съедят». Жив пример экс-мэра Волгограда Романа Гребенникова. В 2007 году Гребенников прошёл в мэры при поддержке КПРФ, не имея рядом плеча местного губернатора, вопреки усилиям «Единой России». А потом, как и Кондрашов, быстро перешёл в «Единую Россию». Сказал, кстати, что так будет «лучше для города». Но у Гребенникова не сложились отношения с губернатором-назначенцем Анатолием Бровко. После серии скандалов в феврале 2011 года Анатолий Бровко своим решением отправил мэра в отставку, следом его попросили и из «ЕР». Сейчас партия власти пытается продавить в городе институт сити-менеджера, поскольку митинги, как и в Братске, направлены в защиту свергнутого мэра.

Однако Алексей Мазур считает, что если Кондрашову удастся значительно улучшить благосостояние города, то население легко простит ему альянс с партией власти. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры