издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Объединять усилия и ресурсы»

Глава правительства РФ призвал участников совещания в Кемерове

  • Автор: По материалам пресс-службы правительства РФ

Долгосрочная программа развития угольной промышленности России до 2030 года была подписана премьером российского правительства Владимиром Путиным по итогам совещания «Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности», состоявшегося 24 января в Кемерове. Первый этап её реализации рассчитан на период до 2015-го, второй – до 2020-го и третий – до 2030 года. Общий объём финансирования программы – 3,7 трлн. рублей, 251,8 млрд. – это бюджетные средства. Реализация долгосрочной программы развития отрасли позволит к 2030 году на 100 млн. тонн – до 430 млн. – увеличить добычу угля.

В общей сложности в 2011 году в России было добыто 336 млн. тонн угля. Прибыль компаний возросла более чем в 1,5 раза и составила порядка 122 млрд. рублей. За последние пять лет производительность труда – и это тоже очень хороший показатель, просто нельзя не порадоваться – в угольной промышленности увеличилась почти на 30%.

По мнению главы правительства, программа реструктуризации угольной промышленности сыграла важнейшую роль в решении социальных, жилищных и экологических проблем. «Эту работу нужно продолжать, и мы обязательно будем продолжать: в текущем году выделим ещё более 5 миллиардов рублей. Средства пойдут в том числе на переселение шахтёрских семей, а также на обеспечение бесплатным, так называемым пайковым, углем для бытовых нужд всех, кто имеет право на его получение, – цитируют Владимира Путина в пресс-службе правительства. – Прошу и собственников угольных предприятий, профсоюзы не снижать внимания к социальным проблемам».

В полной мере это относится и к вопросам безопасности труда. Трагедия на «Распадской» стала серьёзным уроком для всех. После этого был принят ряд системных решений, направленных на укрепление безопасности. По мнению Путина, кардинально изменены и принципы оплаты труда горняков, и здесь также акцент сделан именно на безопасность труда, чтобы жизнь и здоровье горняка не приносились в жертву объёмам добычи во что бы то ни стало. Теперь, по приведённым премьером данным, доход шахтёра не менее чем на 70% состоит из гарантированной зарплаты, а остальные 30% формируются за счёт выработки. По итогам 2011 года средняя заработная плата по угольной отрасли возросла почти на 20% и составила порядка 32 тыс. рублей в месяц, это самый большой прирост зарплат в производственном секторе.

По мнению Владимира Путина, тема безопасности – важнейшая, поэтому принято решение уже в 2012 году напрямую направить из федерального бюджета около 500 млн. рублей на финансирование НИОКР в этой сфере. Средства пойдут на разработку и внедрение современных средств индивидуальной защиты и спасения горняков, а также на создание комплексных систем управления безопасностью шахт.

По оценкам экспертов, в ближайшие десятилетия спрос на уголь будет увеличиваться, причём как внутри России, так и на глобальных рынках, что особенно важно. «Наша угольная промышленность, смежные отрасли, транспортная инфраструктура должны быть готовы этот спрос удовлетворить, – заявил Путин участникам совещания. – Мы должны не только сохранить, но и существенно расширить свои позиции, в том числе и на перспективных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона». По его мнению, в связи с этим нужно рачительно подойти к освоению сырьевой базы как уже существующих, так и новых месторождений. Речь идёт и о традиционных центрах добычи – Кузбассе, Восточном Донбассе, Воркуте, и о перспективных площадках в Тыве и Якутии. Кроме того, надо серьёзно ускорить внедрение новых, более современных технологий добычи, переработки и обогащения угля. Угольная индустрия должна отвечать самым лучшим мировым стандартам, потребуются квалифицированные кадры и научные разработки, сказал Путин.

Как заявил премьер, необходимо снять все существующие инфраструктурные ограничения для развития отрасли. «Прежде всего это касается узких мест на железнодорожном транспорте, в портовом хозяйстве, чтобы не возникало уже набивших оскомину проблем с предоставлением вагонов, пробками на железнодорожных линиях и в портах, – сказал он. – Из-за сложностей с вывозом продукции на ряде разрезов запасы на складах уже сегодня почти в 3 раза превышают все нормативы. Понятно, что, если так будет дальше продолжаться, зачем и добывать? Надо будет заниматься вывозом просто добытого угля».

Глава правительства поставил задачу сделать приоритетным обеспечение роста объёмов перевозок за счёт коренной модернизации существующих железнодорожных линий. Он обратил внимание на необходимость увеличения массы и количества вагонов в подвижном составе; создание и внедрение технологий, позволяющих увеличивать частоту движения поездов, в том числе с использованием новейших технологий, отечественных прежде всего, имеется в виду ГЛОНАСС; увеличение скорости и сокращение сроков доставки грузов; сокращение простоя вагонов под погрузо-разгрузочными операциями; рациональное распределение грузо– и пассажиропотоков между различными видами транспорта. В целях координации работы и обеспечения баланса интересов участников рынка железнодорожных перевозок премьер предложил создать саморегулируемую организацию, аналогичную «Совету рынка», который действует в сфере электроэнергетики.

Как заявил Путин, нужно в полной мере использовать такие механизмы привлечения инвестиций в инфраструктуру, как государственно-частное партнёрство. «Надо объединять усилия и ресурсы добывающих компаний, переработчиков, железнодорожных перевозчиков, тем более что угольные предприятия готовы вкладывать средства в транспортные проекты, – сказал премьер. – Проекты развития железнодорожной инфраструктуры являются высокозатратными и часто не имеют внутренней окупаемости, но они создают условия для роста других отраслей народного хозяйства, создания новых производственных мощностей и рабочих мест, а также существенных дополнительных доходов для бюджетов всех уровней. Считаю, что эти доходы могут быть направлены на софинансирование тех инфраструктурных проектов, о которых мы сейчас говорим».

Глава правительства полагает, что значительным резервом для финансирования развития железнодорожной инфраструктуры может также стать размещение средств накопительной части пенсионных сбережений, находящихся под управлением Внешэкономбанка, в долгосрочные инфраструктурные облигации. Он дал поручение Министерству экономического развития, Минфину, Минтрансу, Минздравсоцразвития проработать этот вопрос и вынести его на рассмотрение. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры