издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время избавляться от долгов

Март 2012 года ознаменовался серией событий, закладывающих фундамент для существенного улучшения финансовых дел муниципальных образований

  • Автор: Владимир ДЁМИН, «Восточно-Сибирская правда»

Едва ли не единственной мартовской новостью регионального масштаба, затрагивающей практически всех жителей области непосредственно, стало утверждение на 42-й сессии Законодательного Собрания первого пакета поправок в областной бюджет. Обсуждение поправок шло долго и напряжённо. В дискуссиях принимали участие начальник Главного управления МВД России по Иркутской области Александр Обухов, заместитель председателя Законодательного Собрания Геннадий Истомин, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству областного парламента Сергей Курилов, и в целом называть поправки только правительственными было бы не совсем верно. К концу сессии, когда депутаты утвердили поправки большинством голосов (при одном голосе «против» и нескольких воздержавшихся), ответственность за текст второй версии бюджета нужно делить практически поровну. Многие пожелания народных избранников, уже начавших подготовку к избирательной кампании 2013 года, нашли отражение в бюджете – в частности, совсем немаленькая сумма в 500 млн. рублей на реализацию проекта «Народные инициативы».

В итоге бюджет области по состоянию на 21 марта выглядит так: доходы выросли на 3,23 млрд. рублей и составят 78,94 млрд.; расходы увеличены на 7,79 млрд. и составят 84,78 млрд. Технический дефицит, полностью обеспеченный остатками средств прошлого года, составляет пока 5,84 млрд., или 8,8% годового объёма доходов. (Для сравнения: в соседнем Красноярском крае доходы бюджета после корректировок в марте составят 120,9 млрд. рублей, расходы – 146,4 млрд., дефицит – 25,5 млрд. рублей, или 21,25% доходной части). Независимо от отношения к политике правительства нельзя не признать положительными решения о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы на 662,8 млн. рублей, увеличение расходов на реализацию целевых программ на 2,3 млрд. рублей, рост межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на 765 млн. рублей.

Выступления депутатов, прозвучавшие уже после утверждения бюджета, напоминают афоризм известного психолога Абрахама Маслоу «Если из инструментов у вас имеется только молоток, то всякая проблема начинает напоминать гвоздь». Зацепившись за любую проблему, любой недостаток в работе правительства, депутаты долго спорят, иронически комментируют действия чиновников, но в конце концов всё равно соглашаются с доводами губернатора и правительства. Со стороны – особенно для людей, способных через призму СМИ увидеть только начальную и конечную точки и не осознающих значение мелких нюансов бюджетного процесса, – всё это выглядит не слишком лестно для депутатов партии власти: зачем тратить время на споры, если в конце вы всё равно проголосуете так, как решит фракция? А фракция, с которой губернатор часто работает лично, заинтересована в выживании всего партийного организма и, как правило, оказывается мудрее, чем отдельная клетка-депутат.

Правительство, единственный орган, несущий абсолютную ответственность за положение дел в регионе (как минимум, любой из министров может расстаться со своим постом, чего никак нельзя сказать о депутатах), действует более изобретательно. Оно перераспределяет средства бюджета в соответствии с актуальностью стоящих перед регионом проблем, договаривается с инвесторами, обосновывает софинансирование перед федеральными органами и даже ведёт прямой диалог с обществом, хотя могло бы обойтись и прямыми приказами подчинённым ему государственным учреждениям. Во времена предшественников нынешнего губернатора арсенал средств был попроще: нужны деньги – возьмём кредит, нужен послушный законодательный орган – влезем по локти в процесс формирования партийных списков. Нынешнее правительство войдёт в историю области как орган, который дважды добился списания муниципальным образованиям огромных сумм долгов при минимальных усилиях со стороны самих муниципалитетов и довольно скромном участии областного бюджета: область выделяет муниципальным образованиям около 400 млн., а списаны будут несколько миллиардов, после чего муниципальные образования получат шанс начать работу почти с чистого листа, без груза долгов и штрафов за спиной. 

30 марта Дмитрий Мезенцев сделал ещё один шаг к расширению доступного правительству арсенала и поручил сформировать сводную бюджетную заявку от региона на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Главной целью подготовки документа станет привлечение средств федерального бюджета для финансирования мероприятий, строитель-ства и реконструкции объектов, расположенных на территории Иркутской области, а готовить заявку будет в основном министерство экономического развития и промышленности – правда, совместно с муниципальными образованиями. После того как губернатор утвердит сводную заявку, она будет представлена в федеральные министерства, аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, депутатам Государственной Думы от Иркутской области, и произойдёт это уже в мае 2012 года. Пока известно лишь, что приоритет будет отдан переходящим объектам капитального строительства и объектам с высокой степенью готовности.

В области не должно быть окраин

Поездка губернатора в Бодайбинский район, завершившаяся за неделю до сессии, должна была укрепить губернатора в мысли, что чиновники и муниципальные власти недорабатывают положенное, а правительству нужно ещё активнее гасить накопленные за много лет долги перед муниципалитетами. Всего два решения – строительство станции по очистке воды на городском водозаборе Бодайбо и реконструкция системы теплоснабжения районного центра – обойдутся бюджету области в 176 млн. рублей. Дмитрию Мезенцеву довелось лично убедиться в правоте тех, кто говорит о необходимости срочно вкладывать средства в ремонт местных дорог: на второй день поездки губернатор заявил об увеличении расходов на ремонт дорог в три раза, до 150 млн. рублей. В этот же день губернатор даёт поручение министру культуры Вере Кутищевой разработать региональную программу поддержки муниципальных школ искусств. В завершение поездки в Бодайбинский район – надо сказать, одной из самых насыщенных за время работы Дмитрия Мезенцева на нынешнем посту – губернатор подписал дополнительное соглашение о сотрудничестве между правительством и ОАО «Полюс Золото». И это был ещё один повод поговорить об эффективности работы чиновников: понятно, что соглашения готовит какой-то клерк в правительстве, максимум – кто-то из заместителей губернатора. В результате в 2011 году «Полюс Золото» направило на благотворительные мероприятия 40 млн., а дополнительное соглашение 2012 года говорит уже о 50 млн. «на завершение реконструкции плавательного бассейна в Бодайбо, оказание материальной помощи предприятиям бюджетной сферы, благотворительную помощь учреждениям социальной защиты населения, оказание материальной помощи неимущим». 

Чиновникам – от мелкого муниципального до министров областного правительства – самое время проявлять инициативу на рабочем месте: если предприниматели не сообразят сами, как нужно себя вести в год 75-летия региона, стоит им подсказать или хотя бы провести соответствующую кампанию в СМИ. Как раз наметилась возможность: 30 марта было подписано распоряжение о проведении фестиваля «Байкальская пресса» с традиционной для мероприятия повесткой: творческий конкурс, «круглый стол» с членами комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты Российской Федерации, мастер-классы и семинары. Вот тут было бы полезно поставить перед журналистским сообществом единую задачу: провести юбилейный год так, чтобы областное правительство узнало как можно больше о проблемах муниципалитетов, а население – об истории региона. Многие ведь уже не помнят, в каком году пустили Братскую ГЭС и как выглядел город Братск до её постройки. 

Свежими идеями пока порадовал только министр информационных технологий, инновационного развития и связи Виктор Нечаев, рассказавший о планах создания в области дата-центра. Дело это интересное и новое, так что в случае неудачи всегда можно будет сослаться на отсутствие опыта, а в случае успеха область вырвется далеко вперёд по сравнению с соседями. И некоторое время будет гордо носить титул инновационного региона. Другое дело, что область, в которой при чудовищных расстояниях дороги можно охарактеризовать только непечатными словами, нуждается не столько в инвесторах, желающих хранить здесь свою информацию, сколько в технологах, знающих секрет укладки долговечного дорожного покрытия. Первая же оттепель показала причины увольнения экс-министра строительства Александра Орешкова. Эта история должна стать уроком для Владимира Парьева, который ранее являлся директором по строительству ОАО «Группа «Илим», работал последний год в Братске, а в конце месяца стал новым министром в правительстве Дмитрия Мезенцева. 

Пусть говорят, лишь бы не мешали

Как часто бывает во дни сомнений и тяжких раздумий о судьбах родины (в России это почти непрерывный процесс), многие с интересом изучают пророчества политологов и опросы общественного мнения, столь же смутные, как астрологические прогнозы Нострадамуса. Самым смелым прогнозом месяца следует признать заявление о том, что Дмитрий Мезенцев не сможет избраться губернатором Иркутской области, если (или когда) такой порядок будет введён в Российской Федерации. Это вовсе не то, о чём сегодня стоит думать, – Государственная Дума пока не приняла закон и до сих пор неизвестно, по каким правилам будут избирать глав регионов. Более того, при нынешнем состоянии умов и положении дел в муниципалитетах без применения административного ресурса и массовых финансовых вливаний победить не сможет вообще никто. Это означает, что при прочих равных условиях победа может достаться либо человеку с опытом управления регионом (таких сейчас всего двое – Дмитрий Мезенцев и Борис Говорин), либо вообще случайному человеку, который сумеет проявить себя самым ярким популистом – а это вовсе не тот исход, который пошёл бы на пользу области. Учитывая, что Борис Говорин вряд ли намерен вернуться к давно пройденному этапу, шансы Дмитрия Мезенцева на избрание выше, чем у других претендентов: сейчас даже имён их назвать нельзя.  

Слухи о переходе Дмитрия Мезенцева на очередную должность появляются так же непреклонно, как происходят солнечные затмения, разве что намного чаще. От месяца к месяцу в содержательной части этих слухов меняются только должности, на которые мог бы уйти дей-ствующий иркутский губернатор: в марте прозвучали посты руководителя не созданной пока Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока и министра печати в несформированном по поручению нового президента федеральном правительстве. Оба поста были бы повышением для любого губернатора, однако тот факт, что время идёт, а прогнозы и предсказания так и остаются слухами, должен укрепить жителей области в простой и очевидной мысли: Дмитрий Мезенцев с высокой долей вероятности как минимум доработает весь отведённый ему срок на нынешнем посту. 

Общественное полезное

Последней значимой новостью февраля было предложение губернатора разработать молодёжную программу развития региона. Логично было предположить, что активное участие в работе примут молодёжное правительство региона и молодёжный Байкальский клуб, созданные, кстати, тоже по инициативе губернатора. Март завершился, молодёжное правительство занимается рейдами и контрольными закупками спиртного и сигарет, очередной попыткой создать безбарьерную среду для инвалидов и «проектной деятельностью». На страничке Байкальского клуба в социальной сети «В Контакте» появилось несколько не слишком содержательных записей и всего три предложения. Тем временем объединение «Гражданский Иркутск» завершило март заявлением о начале двух смелых проектов: мониторинг состояния дорожного полотна и надзор за работой управляющих компаний. Нужно отдать им должное – обе темы угадали точно, а про проблемы УК заговорили даже раньше, чем губернатор заявил о создании соответствующего совета. 19 марта губернатор принял решение выделить на программу оказания помощи при дорожно-транспортных происшествиях 775,5 млн. рублей, а 21 марта сессия Законодательного Собрания утвердила поправки в бюджет –  в том числе и увеличение средств Дорожного фонда на 812,5 млн. рублей. Более 7 млрд. рублей в сумме – это почти 10% расходной части бюджета, и если граждане по собственной воле, в личное время и используя только собственные ресурсы займутся контролем за расходованием такой существенной суммы, то почему бы и нет?

В первой половине марта губернатор и правительство ещё дважды сталкивались с гражданским обществом таким образом, что приходилось срочно корректировать политику властей – областных и муниципальных. Встреча с инициативной группой, взявшей на себя защиту Кайской рощи, состоялась 11 марта. О том, насколько серьёзно обстояли дела, говорит состав «делегации власти»: два заместителя председателя правительства, мэр областного центра, заместитель председателя городской Думы, министры, главный архитектор области. Таким составом впору принимать крупного федерального чиновника, но с другой стороны были просто горожане, уверенные в том, что решения органов власти нужно подкорректировать, а интересы тысяч жителей города намного важнее, чем интересы одной строительной фирмы. Когда решения губернатора будут выполнены, Кайская роща из «традиционного места отдыха» с выжженной травой, кучами мусора и алкогольными эксцессами станет цивилизованной парковой зоной. 

В самом начале месяца, уже 2 марта, губернатор заявил о создании совета по контролю за работой управляющих компаний. Решение было принято вскоре после совещания с генеральным директором – председателем правления государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Константином Цициным и главами ряда территорий региона. Спустя несколько дней, 15 марта, при министерстве экономического развития и промышленности создан экспертный совет – «постоянный коллегиальный орган», деятельность которого должна быть направлена на «выработку решений стратегического характера».  Председателем экспертного совета губернатор назначил председателя правления некоммерческого партнёрства «СРО строителей Байкальского региона» Сергея Брилку, сопредседателем совета стал министр Игорь Корнеев. В состав совета вошли представители президиума Иркутского научного центра СО РАН, депутаты областного парламента, управлений Федеральной антимонопольной службы и Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Ассоциации муниципальных образований региона, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, Общественной палаты Приангарья. 

20 марта при правительстве сформирован инвестиционный совет. Его задача состоит в том, чтобы «обсудить и выработать механизмы реализации проектов в муниципалитетах региона, комплексно оценить обращения компаний, заинтересованных в размещении производственных объектов на территории области». По составу инвестиционный совет отличается от экспертного не слишком сильно: добавились представители Иркутского регионального объединения работодателей «Партнёрство товаро-производителей и предпринимателей», Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, банков, профильных министерств и ведомств. По итогам поездки губернатора в Китай стало известно, что в работе инвестиционного совета планирует принимать участие Банк развития Китая, и зная, что китайская экономика развивается рекордными для всего мира темпами, это решение стоит только приветствовать: глядишь, чему-то у соседей научимся. Стоит, однако, помнить высказывание Фомы Аквинского: «Правители нуждаются в мудрецах намного больше, чем мудрецы в правителях», а также то, что наиболее трепетно мудрецы относятся именно к плодам своей интеллектуальной деятельности, – рекомендации советов придётся либо дословно выполнять, либо не менее подробно объяснять, почему выполнение невозможно. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры