издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По «принципу общественного согласия»

Депутаты ЗС внесли поправки в закон, регламентирующий переселение людей из зоны БоГЭС

  • Автор: Евгений Михайлов

Список переселенцев с территории, где формируется водохранилище Богучанской ГЭС, расширяется. В него были включены несколько новых категорий людей, которые приобрели в собственность жильё в зоне подтопления после 25 июля 2011 года, когда вступил в силу закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской», и рождённые или усыновлённые после этой даты дети. Кроме того, была решена проблема с переселением 20 человек, долгое время арендовавших жильё в посёлке Кеуль Усть-Илимского района и официально зарегистрированных там. Для этого губернатору Иркутской области дали право выделить им субсидии на приобретение жилья из областного бюджета.

«Сессия у нас завершающая, процесс переезда вовсю идёт, по-хорошему, надо ставить точку в любых модернизациях закона и дальше стараться его не шевелить», – эту фразу произнёс председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Фалейчик, когда 20 июня на заседании комитета рассматривались изменения в закон, регламентирующий переселение людей из посёлков, которые попадают в зону подтопления при заполнении водохранилища Богучанской ГЭС. Поправки, нужно сказать, существенные, ведь они расширяют перечень граждан, имеющих право на получение нового жилья. По действующему закону к ним относятся собственники жилья (или доли в нём) в посёлках Кеуль и Невон Усть-Илимского района, приобретшие право собственности на него до 25 июля 2011 года, те, кто получил его после этой даты в порядке наследования или приватизации, а также владельцы земельных участков или вспомогательных по отношению к жилому дому строений. В общей сложности получается более 1,7 тыс. человек. 

С принятием изменений в этот перечень предполагалось включить тех, кто приобрёл бесхозяйное жилое помещение после вступления закона в силу, и собственников жилья в зоне подтопления, добившихся этого статуса по решению суда (при том условии, что они были зарегистрированы по месту проживания не позднее чем за три года до 25 июля 2011 года). Кроме того, в список должны были войти дети, родившиеся или усыновлённые после этой даты, если они или зарегистрированы по месту жительства, или их родители (опекуны) могут вместе со свидетельством о рождении либо усыновлении ребёнка предоставить документы, подтверждающие их право жильё. Дело в том, что на каждого члена семьи из трёх и более человек полагается 18 кв. м жилья, и в том случае, если дети не учитываются, переселенцы получают квартиру существенно меньшей площади. Кроме того, уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин указал на то, что в такой редакции поправок не были учтены 20 человек, которые долгое время арендовали жильё в Кеуле и были прописаны в посёлке, однако по закону не имели права на получение новых квартир. Чтобы переселить их, необходимо построить ещё семь квартир. Для того чтобы учесть этих людей, Лукин собирался внести поправку в законопроект «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению», однако сделать это до прошлого заседания комитета по законодательству о природопользовании не успевал физически. Поэтому депутаты решили сначала принять законопроект в первом чтении, а затем, когда в сессии ЗС будет объявлен перерыв, рассмотреть его во втором. 

К 26 июня, когда проходила последняя для нынешнего состава областного парламента сессия, набралось 13 поправок. Одна была внесена от имени губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, остальные 12 внёс уполномоченный по правам человека. Первая даёт право главе региона издать указ о выделении субсидий тем переселенцам, которые фактически живут в зоне подтопления, но по действующему закону не имеют права на предоставление новых квартир. Это же положение было прописано и в поправках, поступивших со стороны Лукина. Кроме того, уполномоченный по правам человека предложил компенсировать разницу между площадью утраченного дома и приобретаемой квартиры исходя из норматива стоимости квадратного метра, который утверждён Министерством регионального развития (33,8 тыс. рублей, тогда как по действующим нормам переселенцам платят по 30 тыс. за квадрат). Ещё одна его поправка предполагала увеличение нормы площади жилья для переезжающих инвалидов с 18 до 36 кв. м. Однако против её принятия выступило правительство Иркутской области. 

«У нас инвалиды, насколько я знаю, имеют равные права, и государство в равной степени должно эти права реализовывать, – обнародовал его позицию первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков. – И я убеждён, что инвалиды, которые живут в Кеуле, ничем не отличаются от инвалидов, которые не живут в Кеуле, поэтому подходы должны быть одни и те же. Категорически, к сожалению, категорически считаю, что данную поправку принимать нельзя». 

Кроме того, уполномоченный по правам человека предложил отменить норму о том, что новое жильё предоставляется только для тех, кто прописан в Кеуле. Однако в областном правительстве считают, что другого критерия в рамках законодательства быть не может. «Давайте не будем путать божий дар с яичницей, – вмешался в дискуссию Пашков. – Нужно понять, какую государственную задачу мы сегодня решаем. Напомню, она называется: «запуск важного инфраструктурного объекта – Богучанской ГЭС». Мне кажется, сейчас происходит подмена понятий, и мы под сурдинку пытаемся других нуждающихся [в жилье] людей включить в круг участников процесса. Ещё раз говорю: адресная поддержка должна оказываться людям исходя исключительно из признака территориальной принадлежности». Фалейчик, в свою очередь, напомнил, что закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области» не был призван решить «социальные проблемы, накопленные годами». «Мы в нём заложили принцип общественного согласия: мы предлагаем людям определённые условия, и если они их добровольно принимают и считают, что их запросы и потребности удовлетворены, то дают согласие и добровольно переселяются, – подчеркнул парламентарий. – Выставляя условия этого договора, мы определили критерии, категории людей, с которыми мы готовы этот договор заключать. Сейчас менять критерии оценки означает, по сути дела, возвращаться в исходную позицию». Очевидно, по этой причине члены комитета по законодательству о природопользовании единогласно проголосовали против поправок Лукина. Однако поправка, внесённая губернатором, была принята. Равно как и изменения в областной закон. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры