издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Упырь, Гаер и Страх

Пожелали стать депутатами Заксобрания

183 одномандатника претендуют на кресла в Заксобрании Иркутской области. Регистрация завершилась на прошлой неделе. При этом преодолеть «бумажные» препоны смогли только 18 из 54 самовыдвиженцев. Остальные 165 претендентов заблаговременно ушли под крылья партий. В списках были экзотические фамилии – на выборы шли Роман Упырь, Максим Гаер и Роман Страх. Жалко, что Роману Страху отказали в регистрации. Зато зарегистрированы артист драмтеатра Виталий Сидорченко и директор клуба «Байкал-Энергия» Василий Донских. Между тем некоторые партии, такие как «Гражданская позиция» или КПСС, не выдвинули на выборы ни одного одномандатника. Одни из партий-спойлеров пытаются «отработать» левый фронт, другие бьют по конкретным кандидатам. Последним стал Виталий Шуба.

Где та молодая шпана?

Уже сейчас можно констатировать – выборы и всё, что с ними связано, является «специальной олимпиадой» для профессиональных политиков и обслуживающего персонала. В списках одномандатников много юристов, специалистов строительного бизнеса, чиновников. А вот в списках тех, кто не сумел преодолеть барьер регистрации, большинство – обычные люди. Те, кто поверил в возможность обновления крови в ЗС. Только несколько фамилий. В парламент готов был идти Николай Игнатьев, председатель правления Фонда духовного возрождения Прибайкалья, управляющая ТСЖ Любовь Аликина, сисадмин Дмитрий Сонников, учёный, сотрудник ИСЭМ СО РАН Михаил Васильев, Сергей Макеев из региональной ассоциации некоммерческих организаций инвалидов «Прибайкалье». Но они все что-то не так сделали с бумагами. Политическое сознание растёт, но более быстрыми темпами растут объёмы юридической казуистики, через которые простому человеку можно пробиться, только имея надёжное партийное «крыло».   

Тем не менее «молодая шпана, что сотрёт нас с лица земли» таки верит в партии. 22-летний Алексей Селин, в конце июля вышедший к «Серому дому» с плакатом «Свободу Навальному», примкнул к партии «Демократический выбор» и идёт в ЗС по иркутскому округу №5. У него есть и свой лозунг: «Если дело не идёт, Лёха Селин нас спасёт!» На молодёжь сделала ставку и партия «Умная Россия», но тут действительно большинство «умных» мальчиков, которые стоять с плакатами за Навального не пойдут. Начиная с лидера партии, ведущего юрисконсульта ректората ИрГТУ Антона Егерева, до начальника отдела по молодёжной политике комитета по социальной политике и культуре администрации Александра Шапочкина и «советника отдела государственной политики в области лесных отношений управления лес-ного комплекса» правительства Приангарья Алексея Наумова. Антон Егерев уже получил крещение в структурах «Единой России», а, к примеру, участник партсписка «Умной России» Егор Турский – член молодёжного парламента при ЗС. «Эти люди хорошо встроены в чиновничий аппарат», – заметил один из собеседников «Конкурента». 

Впрочем, карьеру теперь можно делать и в других партиях. От партии «За справедливость!» в первом округе Иркутска идёт молодой житель Саянска, «домохозяин», как сказано в официальных документах, Никита Подгорнов. Финансовое обеспечение кампании Никиты, очевидно, солидное, поскольку в одной из иркутских газет аккуратно на следующий день после регистрации этого кандидата вышел большой рассказ о стройотрядовской деятельности Подгорного. Партию «За справедливость!» принято считать спойлером, который может размыть электорат «эсэров», но, как показывает реальная ситуация с Виталием Шубой, партия, похоже, выполняет заказы. К примеру, на удаление «единоросса»-самовыдвиженца  с предвыборной гонки в Братске. 

Когорту молодых карьеристов в списках одномандатников дополняют «старые боевые кони», которые зачем-то и теперь идут на выборы. От «Патриотов России», к примеру, выдвинулся заместитель председателя областной избирательной комиссии, руководитель НО «Коллегия адвокатов «Тимофеев и парт-нёры» Анатолий Тимофеев. А в иркутском округе №4 зарегистрирован директор ООО «Издательство «День Сибири» Михаил Кулехов. Отдельные кандидаты, имея короткий политический стаж, уже стали «почётными многопартийцами». Вот, к примеру, индивидуальный предприниматель Михаил Топоров, который в 2005-2006 гг. ходил в помощниках депутата Госдумы Сергея Левченко, а позже – служил координатором молодёжного движения ИРО ЛДПР. Сейчас он уже поддержан РО «Гражданской платформы», а в Сети значится как руководитель региональной правозащитной общественной организации «Гражданская позиция». 

Надо сказать, что предвыборных «фишек» очень мало. Двойники Нины Чекотовой и Юрия Коренева очень быстро «сдулись». Впрочем, конкуренцию в Усолье коммунисту Павлу Сумарокову составит ангарчанин Денис Сумароков, самовыдвиженец, член «ЕР». А вот ставку на известных людей сделали «Патриоты России» и «Гражданская платформа». Первые выставили по второму округу Иркутска артиста областного драмтеатра Виталия Сидорченко, а вторые по пятому – директора хоккейного клуба «Байкал-Энергия» Василия Донских. Зато в выборах участвуют люди с замечательными фамилиями – Роман Упырь и Максим Гаер. Регистрацию не прошёл Роман Страх, а жаль.   

Больше денег, больше эфира

Если взять критерий величины избирательного фонда, то пока среди одномандатников всех превзошёл Павел Сумароков, который сейчас имеет в избирательном фонде 1,7 млн. рублей (по данным Сбербанка РФ, обнародованных облизбиркомом по состоянию на 7 августа). Следом идёт некий Александр Олейник, директор ООО «Инстрой», с 1,3 млн. рублей (кандидат по округу №9). Александр Битаров пополнил фонд на 1,2 млн. рублей, Нина Чекотова – на 1,1 млн. рублей. Миллион у Сергея Батукаева, такой подарок он получил от СХОАО «Белореченское». 970 тысяч у выдвиженца КПРФ, гендиректора ООО «Мерката Трейд» Константина Полосина, 925 – у гендиректора ООО «Объединённая группа «Развитие» Александра Демидова (ид1т от «Родины»). Андрей Лабыгин заявил сумму 900 тысяч рублей, Виктор Круглов – 897 тысяч, Тимур Сагдеев –  700 тысяч, Михаил Корнев – 615 тысяч, ангарчанин Борис Басманов – 500 тысяч, мэр Шелеховского района Александр Лобанов – 501 тысячу. Разницу можно почувствовать, если взять рядового кандидата. Неработающий житель Саянска Роман Страх, к примеру, имел фонд в одну тысячу. 

Среди самих партий на 24 июля крупнейшим фондом обладала «Гражданская платформа» – 9,2 млн. рублей, почти догнали партию Прохорова «эсэры» с 8,7 млн. рублей. На третьем месте «Коммунисты России» с 4,8 млн. рублей. Правда, пришлось из этой суммы 2,1 млн. рублей вернуть, поскольку жертвователь – сама же партия – указала в платёжных документах недостоверные сведения. Себе же и вернула. «ЕР» пока заявила 3,1 млн. рублей, «Родина» – 1,5 млн. рублей, КПРФ – 1,2 млн. рублей. У ЛДПР – 450 тысяч, у «Демвыбора» – 100 тысяч. Напомним, предельный размер избирательного фонда объединения – 60 млн. рублей. Источник в одной из непарламентских партий заметил: «Расходы «ЕР» невелики, обратите внимание, сколько у «Коммунистов России». Спойлеры явно средствами не обижены. У них хватает денег на заказ дорогостоящей телевизионной рекламы. А вот «ЕР» старается не отсвечивать». 

Один список на все случаи жизни

Даже однопартийцы-единороссы называют ситуацию с Виталием Шубой «очень странной»

Больше всего одномандатников зарегистрировано у «Единой России» – 22 человека. Коммунисты выставили тоже 22 кандидата, но декан гуманитарного факультета ВСГАО Николай Кутищев вовремя не подал документы. По 21 кандидату у «Гражданской платформы» и «Справедливой России», 18 – у «Патриотов России». Из малых партий отличились «Коммунисты России», покрывшие 11 округов. Для сравнения: у «Демвыбора» 6 претендентов, у «Умной России» – 8. В отдельных случаях сами списки весьма необычны. «Коммунисты России» сделали ставку на общественного деятеля Евгения Еремеева, который известен в Иркутске проектом «Народный контроль» (он же идёт одномандатником по округу №13). Иркутские округа и часть округов в других территориях партия «закрыла» иркутянами, первыми в реггруппах идут жители нашего региона, а потом – жители других регионов. КПРФ относит «КР» к списку спойлеров. «Мы, я имею в виду проекты от «Координационного совета» до «Народного контроля», 10 лет занимаемся общественной деятельностью, – заявил «Конкуренту» Евгений Еремеев. – И 10 лет отстаиваем левые ценности, то есть реагируем на социальные запросы населения. Так было с Кайской рощей, Ершовским водозабором, садом Томсона и другими проектами. Естественно, когда к нам обратились «Коммунисты России» и предложили сотрудничество, мы согласились. Согласились ещё и потому, что это «левая» партия, но без господина Левченко. С КПРФ мы на протяжении 10 лет пытались наладить отношения, но они не сложились». Однако оппоненты «КР» замечают: принятая на этих выборах тактика «выдавливания» с округов сильных конкурентов присуща и «Коммунистам России». Партии принадлежит кампания по снятию с выборов самовыдвиженца Андрея Лабыгина. 

Есть партии, которые вообще не выдвинули ни одного одномандатника. Таковыми, к примеру, являются «Гражданская позиция» и «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС). Если открыть партсписок этих объединений, то не увидишь ни одного человека из Иркутской области. Точно такие же списки партии представили на выборы Народного Хурала в Бурятии. Те же фамилии у «ГП» на выборах в Якутскую гордуму. Список можно продолжать – засветилась «ГП» и в Ульяновске, и в Архангельске, Смоленске, Рязани. И всё с таким же незамысловатым списком, возглавляемым председателем федерального совета Владимиром Вексельманом. КПСС с одинаковыми фамилиями (за малым исключением) – в Бурятии, Твери, Анапе, Северной Осетии. Возглавляет список бывший «единоросс» Юрий Морозов. Обе партии – спойлеры. Но если с КПСС всё ясно – она отрабатывает «левых», то «Гражданская позиция», казалось бы, должна стать дублёром партии Михаила Прохорова. Но её деятельность в Иркутской области направлена не против «Гражданской платформы». На прошлой неделе партия начала атаку на левый фронт. 

Были поданы в облизбирком две жалобы против отделения КПРФ. «Гражданская позиция» настаивала, что коммунисты незаконно распространили печатные материалы и разместили уличные баннеры с изображениями участников выборной кампании, не уведомив избирателей, что всё это оплачено из избирательного фонда. Облизбирком признал требования правомерными и передал дело в органы УВД. 

Для большинства партий, находящихся за пределами «парламентской четвёрки», одномандатные округа – практически единственный шанс получить какие-то места в парламенте. «Мы всех наших продублировали и в списках, и в округах, – сообщил лидер списка «Демвыбора» Сергей Беспалов. – У нас такая установка – на победу работают все. И если мы преодолеем 5-процентный барьер – есть договорённость, что в парламент идёт не первый в списке, а тот, кто лучше сработал в региональной группе». 

Между тем эксперты указывают на то, что у «Демвыбора», собственно, как и у других малых партий, местных в региональных группах не так уж много. Сегодня по общеобластному списку «Демвыбора» можно географию страны изучать: имеются в нём жители Москвы, Казани, Волгограда, Санкт-Петербурга и многих других городов России.

«Очень странная» ситуация

Едва завершились судебные разбирательства по Юрию Фалейчику и Андрею Лабыгину, как малые партии предприняли попытку свалить других крупных игроков. По информации Беспалова, предпринимались попытки снять с предвыборной гонки Александра Битарова. На прошлой неделе под прицелом оказался самовыдвиженец, «единоросс» Виталий Шуба. Обжаловать его регистрацию в суде пытался член партии «За справедливость!» индивидуальный предприниматель Юрий Баженов. Он настаивал, что Шуба представил подписи и документы на регистрацию с рядом нарушений. Источник в политсовете «ЕР» называет ситуацию с Виталием Шубой «очень странной». 

«Затеяна эта игра с Шубой неясно, – говорит он. – Был утверждён официальный кандидат от «ЕР», согласованный с генсоветом, – Сергей Белокобыльский. Вдруг возникает какими-то другими путями фигура Виталия Шубы. Именно на этом округе. Белокобыльский, естественно, уходит. Шуба хоть и идёт самовыдвижением, но все понимают – он победит, и победа будет «Единой России». А далее события и вовсе разворачиваются странным образом. Возникает спойлер. И этот спойлер работает против Шубы. В свою очередь, штаб Виталия Борисовича почему-то допускает погрешности в документах. Это же опытнейший политик, как такое случилось, вообще неясно. И в итоге «ЕР» наносит вред самой себе. Шуба под угрозой снятия с кампании, а в округе нет более кандидатов от партии власти. Ситуация абсурдная – обдурили сами себя. Мы повторяем ошибки прошлых выборов, когда реготделение не могло определиться, за кого оно – за умных или за красивых. Выиграли в итоге коммунисты». По версии ИА «ИркутскМедиа», ссылающегося на собственные источники, в ситуации со спойлером могут быть замешаны братские коммунисты. Однако в обкоме КПРФ заявили, что не располагают информацией о подобных действиях коллег из Братска. 8-9 августа состоялись заседания Иркутского областного суда по делу Виталия Шубы, но в ОИК №10 «Конкуренту» отказались давать информацию без официального запроса, ответ на который готовится три дня. «Кроме того, у нас нет на руках официального решения суда, поэтому ничего комментировать мы не можем», – сообщили в ОИК. В пятницу решение по делу Шубы суд ещё не принял. Однако в любом случае оно должно было быть принято не позднее 12 августа.   

Надо отметить, что наблюдатели не склонны считать ситуацию для Шубы трагической и худшие ожидания «единороссов» называют надуманными, полагая, что в деле Виталия Борисовича суд вряд ли встанет на сторону спойлера. 

Политолог Алексей Петров, который тоже решил попробовать себя в качестве кандидата в списке «Демвыбора», считает, что, несмот-ря на прогнозы об «унылой кампании», эффект непредсказуемости на выборах есть. «Когда-то никто не мог поверить, что блок Алексея Козьмина «За родное Приангарье» появится в Заксобрании, почему бы такой же ситуации не возникнуть сейчас? Вообще-то очень сильный запрос на новые лица есть», – считает он. Но многие из свежих кандидатов, идущих по Иркутску от малых партий, настроены не на победу, а на «боевое крещение». Например, перед выборами в городскую Думу Иркутска. Впрочем, на такое же «крещение» в своё время рассчитывал Виктор Кондрашов, а пришлось стать мэром. Как показывает практика, когда политтехнологи считают кампанию тухлой, «отжечь» может электорат. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры