издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По депутатскому счёту

Народные избранники задекларировали 13 «Мерседесов», по 10 домов и доходы в 300 млн рублей

317 млн рублей заработала в прошлом году депутат Законодательного Собрания Иркутской области, генеральный директор ООО «Иркутская нефтяная компания» Марина Седых. Это абсолютный рекорд парламента. Депутаты второго созыва оказались куда менее бедными, чем первого. Год назад лидеры Анатолий Краснощёк и Владимир Дмитриев показали всего по 59,6 млн рублей. Марина Седых задекларировала доход выше в пять с лишним раз. Превзошёл прошлогодних победителей и второй в списке парламентских «богачей», советник генерального директора ОАО «ФСК «Новый город» Александр Битаров – 85,2 млн рублей. На третьем месте генеральный директор ООО «Чекотова П.А. «Фортуна» Нина Чекотова с 74,8 млн рублей. Нынче депутаты оказались не только богаче, но и дисциплинированнее – опубликовали доходы 43 народных избранника из 44. Пустые клеточки можно видеть напротив фамилии депутата Егоровой. Годом ранее утаивших данные было пятеро.

Сведения о доходах депутатов традиционно были опубликованы в начале апреля на сайте Заксобрания и традиционно без особой шумихи в прессе. Памятен ещё прошлый год, когда депутат Александр Тюников предложил накануне сдачи справок наказывать СМИ, разглашающие доходы депутатов. «Я, конечно, не стесняюсь своих доходов. Но надо предусмотреть систему наказания или контроля над интернет-СМИ, которые начинают обсасывать, сколько получает каждый депутат и всё прочее. Нужно что-то придумать. А то потом сидят, обсуждают, какая у кого машина. Ну, есть она – и что?» – заявил в марте 2013 года депутат. И в итоге не представил сведения о своих доходах за 2012 год. Тогда же в списке не представивших информацию были Гавриил Франтенко, Анастасия Егорова, Светлана Ерощук, Аполлон Иванов и Ирина Рычкова. Напротив их фамилий на сайте ЗС в разделе доходов до сих пор значится фраза: «Справка не представлена». Из этого списка в новый созыв в прошлом году попали лишь Иванов и Егорова. Причём для того, чтобы наделить последнюю депутатским мандатом, по цепочке снялась целая региональная группа партсписка «Единой России» в Братском районе (шесть человек).

В состоянии

В этом году депутаты оказались не только богаче, но и дисциплинированнее – сдали декларации о доходах почти все. В обнародованной табличке напротив фамилии Егоровой снова пустые клеточки. Как будет реагировать на это комиссия по регламенту, депутатской этике и связям с общественными объединениями, пока не ясно. В свою очередь, заместитель председателя комиссии Алексей Козюра сообщил, что Анастасия Егорова о причинах несдачи справки ЗС не уведомляла. «Депутаты сдают сведения о своих доходах и расходах или не сдают, – сказал Алексей Козюра. – Почему они не представили те или иные документы, комиссия по регламенту не уполномочена выяснять. Таковы правила». Однако, по информации собеседника издания в ЗС, большую часть документов Егорова уже собрала, а поскольку её место работы находится за пределами региона (Егорова является ведущим специалистом по связям с государственными органами тюменского филиала ОАО «РН-Менеджемент». – «Конкурент»), часть документов просто ещё не успела дойти.

Но подавляющее большинство парламентариев скрывать своё имущественное и финансовое положение не захотело. Работающая в нефтянке Марина Седых заявила доход в 317,3 млн рублей (при доходах супруга в 793,5 тыс. рублей. – Авт.). В распоряжении Седых пять земельных участков общей площадью более 10 тыс. кв. м, долевая собственность в двух квартирах площадью 73,5 и 165,2 кв. м. 

На втором месте оказался Александр Битаров с 85,2 млн рублей. Супруга обошла Александра Семёновича, показав доход в 98,4 млн рублей. У советника гендиректора ОАО «ФСК «Новый город» квартира на 225,7 кв. м (напополам со спутницей жизни) и гараж на 29,9 кв. м. Всё остальное у супруги – два земельных участка на 4985 кв. м, две собственные квартиры общей площадью 145,8 кв. м, две дачи, одна из которых площадью более 500 квадратов. И 14 гаражей и 17 нежилых помещений, самое крупное из которых – более 867 кв. м. 

В индивидуальной собственности Нины Чекотовой, которая показала третий в Заксобрании результат по доходам (74,8 млн рублей), 40 земельных участков и 35 квартир, 10 жилых домов. Ещё по одному участку и квартире у Чекотовой в долевой собственности. Впрочем, некоторые депутаты берут не числом участков, а их размерами. У Геннадия Нестеровича, имеющего дом площадью более 500 кв. м, участок на 5 тыс. кв. м под строительство, к усадьбе прирезан небольшой кусок земли в 2,3 тыс. кв. м. И у супруги два дачных участка общей площадью почти 10 тыс. кв. м. Список недвижимости Нины Чекотовой не уместился на трёх листах – там и комнаты в коммунальных квартирах, и нежилые помещения, и котельные, и механическая мойка, и трансформаторная подстанция. В прошлом созыве она не подавала декларации, поскольку сложила мандат раньше. И потому блистали другие лидеры. К примеру, у депутата Владимира Дмитриева насчитали 17 земельных участков, два дома, квартиру и несколько нежилых и производственных помещений. 

Председатель совета директоров ООО «Гранд-Строй», ООО «Центр» Владимир Чеботарёв заработал в прошлом году 65,4 млн рублей. Генеральный директор ООО «Саянскхимпласт» Виктор Круглов показал 50,9 млн рублей. Председатель совета директоров ООО «НПО «Химико-металлургическая компания» Игорь Гринберг получил в 2013 году 45,7 млн рублей. 21,9 млн у председателя совета директоров Иркутского масложиркомбината Дмитрия Баймашева. Братчанин Андрей Чернышёв получил 13,5 млн рублей, генеральный директор ООО «Верх­неленское речное пароходство» Николай Труфанов – более 12 млн рублей. В целом же средний доход депутата колебался от 1–1,5 до 3–5 млн рублей. К примеру, спикер ЗС Людмила Берлина заработала 4,8 млн рублей. Иногда «кормильцами» в семьях депутатов являются их жёны, которые зарабатывают намного больше мужей. Андрей Лабыгин, к примеру, задекларировал около 4 млн рублей, а его супруга – 9,2 млн. 

Зато ангарский коммунист Сергей Бренюк заработал в 2013 году 381,8 тыс. рублей, его супруга – 121,2 тыс. У депутата одна квартира площадью 58,2 кв. м. Автомобиля не имеется. Он и стал самым бедным парламентарием второго созыва. Сергей Магдалинов получил 747,7 тыс. рублей. 

Три заграничные квартиры

Негусто пока у народных избранников с зарубежной недвижимостью. Пенсионер Геннадий Истомин ещё в прошлом году заявил об ипотечной квартире и гараже в Испании. У Геннадия Васильевича одна четвёртая доля в испанской квартире на 80,5 кв. м, сохранился и гараж на 28 кв. м. Две квартиры в Испании есть у члена совета директоров инновационной российской группы компаний «МЭТ-ТЭМ» Андрея Чернышёва. У супруги Дмитрия Баймашева квартира на 140 кв. м в Болгарии. Владимир Матиенко напополам с женою владеет квартирой в 73 кв. м в Чехии. Остальные предпочитают закупать недвижимость в России. 

Автопарк миллионера

В этом году депутаты оказались не только богаче, но и дисциплинированнее – сдали декларации о доходах почти все

Зато автомобили в массе импорт­ные. На парламентские семьи приходится 13 «Мерседесов». Есть свой Mercedes у Дмитрия Баймашева, Геннадия Истомина, Виктора Круглова, Павла Сумарокова. У Нины Чекотовой – Mercedes Benz E 320, Mercedes Benz G55AMG, Mercedes Benz S5004M. У супруг Алексея Красноштанова, Олега Кузнецова, Андрея Чернышёва, и Дмитрия Баймашева тоже Mercedes. Mercedes ML500 4matic, который получила спутница жизни Красноштанова, стоит у дилера около 4,11 млн рублей. Супруга Тимура Сагдеева владеет Mercedes Benz GL 350, спутница Владимира Чеботарёва – Mercedes Benz GLK350. В прошлом созыве девять депутатов владели этой маркой и супруга Андрея Чернышёва. Таким образом, новый созыв прибавил три автомобиля Mercedes к общему зачёту. Самое дорогое авто у Нины Чекотовой – Mercedes-Benz G55 AMG, эксперты оценивают его в сумму около 7 млн рублей, второй её автомобиль – Mercedes-Benz S500 4matic – стоит около 4,6 млн рублей. 

Депутаты задекларировали пять автомобилей марки Lexus. Ими владеют директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Сергей Бабкин, Игорь Гринберг, Виктор Круглов (у него их два) и супруга Павла Сумарокова. В новом созыве на один Lexus больше. Это означает, что народные избранники вместе со всей страной «стали более лучше жить». Супруга Игоря Гринберга имеет Cadillac GMT 926. Porsche Cayenne коммерческого директора ООО «Профлист» Олега Кузнецова стоит у официального дилера около 3,2 млн рублей. Напомним, в июле 2013 года Госдума приняла закон о так называемом «налоге на роскошь», по которому автомобили, стоящие выше 3 млн рублей, облагаются дифференцированным повышенным транспорт­ным налогом. Очевидно, что многие из нынешнего Заксобрания изрядно пополняют казну государства «роскошными» деньгами. Интересно, что собственные доходы депутатских жён подчас меньше, чем годовая страховка на роскошную машину, которой дама владеет. Но содержать такие автомобили им, очевидно, помогают мужья. Напомним, в прошлых созывах «крутые тачки» были у Владимира Дмитриева и Сергея Курилова. Последний в 2011-2012 годах владел Porsche 911 Carrera S Cabrio, стоившей около 5-6 млн. рублей. 

Три самоходных крана Kато SR-300LS, записанные на Александра Битарова, стоят каждый около 16 млн рублей. Внедорожный кран Tadano GR-300EX, который также принадлежит депутату, оценивается в 15 млн рублей, как доброе авто марки Rolls-Royce. С учётом того что ещё один Tadano GR-300EX записан на супругу, не считая отечественных автокранов. У Владимира Чеботарёва нет своего автомобиля, зато у него есть моторный катер Targa44 FI BOM 44074 D111 стоимостью около 800 тыс. евро.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры