издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Политические технологии, рождённые подлостью, или Как клевета развращает сознание

  • Автор: Александр Карнышев, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психолого-экономических и кросс-культурных исследований ИГУ; Константин Жуков, кандидат исторических наук, почётный профессор, руководитель лаборатории гуманитарных технологий ИГУ

Наверное, это неплохо, что своеобразие политической культуры в нашей стране носит ярко окрашенный эмоциональный характер. Таковы мы и есть. Открытые, отзывчивые, увлекающиеся, эмоциональные – русские и буряты, татары и украинцы, чуваши и белорусы, евреи, эвенки, тофалары и все-все. И имя нам – многонациональный народ российский.

Эмоциональная политическая культура требует чуда

Но есть и печальные оттенки в этой «эмоциональной культуре». Частенько бывает у нас резкое неприятие реальной действительности, а у некоторых даже жажда её немедленно изменить до неузнаваемости как несовременную, несправедливую – при непривычке, даже неумении продумывать, какие будут последствия разрушения, слома, ликвидации всего и вся. У многих наших соотечественников проявляется удивительное желание модифицировать всё сразу, немедля, одним махом, разрушить «до основания» и построить всё вновь «под ключ». Сегодня, освободившись от идеологических запретов и догм, мы, бывает, упиваемся не столько свободой слова, сколько вседозволенностью, напоминающей порой ситуацию «за здравым смыслом».

Это особенно наглядно демонстрируют публикации в социальных сетях и комментарии к ним. И ни «майдан» в Украине, ни ситуация в Беларуси не являются для нас уроком.

Мы и наши коллеги-исследователи, изучающие проблему социальной активности, констатируем, что общественное мнение в Иркутской области и в ряде других регионов России существует не просто в виде предрасположенности к определённым политическим предпочтениям, а зачастую в виде настроений, чрезвычайно изменчивых и зависимых от ряда ситуативных факторов (в этом также проявляется протестное голосование).

К сожалению, именно поэтому у нас и отмечаются вот такие попытки манипулирования мнением избирателей со стороны некоторых так называемых специалистов-технологов или различного рода «консультантов», которые состоят в командах кандидатов на выборные должности в органы государственной власти или местного самоуправления.

Полагая, что скоро – уже в сентябре – мы пойдём к урнам на избирательных участках, мы посчитали необходимым рассказать о нескольких способах психологического воздействия на нас, избирателей, которые напоминают сегодня, по сути, информационную войну. Поэтому мы все должны знать хотя бы отдельные «рецепты» незаконных, наглых приёмов и средств некоторых избирательных технологий, чтобы голосовать не только сердцем, но прежде всего умом.

Докажи, что ты не верблюд

Этот способ вдохновил незабвенного Козьму Пруткова на афоризм: «Если в клетке слона прочтёшь надпись «Буйвол», не верь глазам своим». Профессионалы – политические психологи, социологи, специалисты по рекламе и другие – знают об этом психологическом явлении: чем нелепее ложь, тем, как ни странно, ей больше верят.

Например, запускается «умельцами» от избирательных технологий «утка», что один из кандидатов в губернаторы имеет тайные или явные связи, допустим, с Чубайсом (одиозная фигура для многих) или с любым другим так называемым «олигархом». Подчёркиваем – с любым. И «привязывают» эту байку-сказку, допустим, к кандидату в губернаторы и к проблеме, которая волнует жителей.

Вот так специалисты-шарлатаны и «привязали» одного кандидата и у нас в регионе. И что? Удивительно, но некоторые и просвещённые люди поверили в подобную байку-сказку… Встреча с руководителями крупных компаний, холдингов, фирм по оперативному решению сложных и неотложных проблем, связанных с охраной здоровья и жизни людей, по строительству новых отделений больниц, жилых домов, школ и так далее – это факт. А услужение «олигарху» – это совсем другое. Это клевета. Вот вам и классический пример из арсенала приёмов информационной войны, который применили люди, громко кричащие о честности и порядочности в политической деятельности. Такой приём называется жёстко и чётко – «ложь в упаковке».

Этот грязный приём неоднократно использовался во многих краях и областях страны, в городах Санкт-Петербурге и Краснодаре, Владивостоке и Иркутске, Омске и Красноярске уже много раз.

Ещё одна распространённая во многих регионах страны байка-сказка: «Он связан с коррупционерами». Иногда даже указываются фамилии. Например, И-нов или С-ров, но это не фамилии реальных людей. Ведь это клевета, то есть уголовное преступление. Поэтому боятся шарлатаны-технологи фамилии указывать. Ведь это не просто штрафы и позор на всю Россию, а, возможно, нары в следственном изоляторе, затем и жёсткая кровать в специальном учреждении. Как это уже было несколько раз…

Сплетни и слухи из «достоверных источников»

Уважаемые читатели, мы предполагаем, что будут и дальше распространять в социальных сетях и рассылать по нашим телефонам о том или ином конкретном кандидате в губернаторы (и это уже было на протяжении последних десятилетий во многих городах и регионах нашей необъятной страны, в том числе и в Иркутской области) следующие стереотипы: «мафиози», «педофил» или «голубой», «болен СПИДом», «бросил детей» или «не платит алименты», «имеет счета в зарубежных банках», «не знает даже, как распоряжаться бюджетом».

Кстати, этот штамп про «бюджет» уже проговаривался в Иркутской области одним из политических деятелей. Он, видимо, крепко не подумав, сказал, что такой-то не умеет работать с бюджетом. То есть говорил о кандидате, который управлял структурами, где бюджет составлял десятки миллиардов рублей.

К некоторым штампам горе-технологи добавят ещё «скрытый алкоголик», «наркоман», «катает таблетки» и многое, многое другое.

В нашем практическом политическом и исследовательском опыте встречались не только безнравственные, но и предельно циничные, даже преступные подходы к предвыборной борьбе.

В силу этических и других требований мы не имеем права раскрывать подробно некоторые «секреты» этих способов ведения информационной войны. Не случайно и в медицинских вузах студентам преподаватели-психиатры не всё рассказывают на своих курсах.

Но назвать то, что есть в открытой печати, мы можем. Будет манипулирование результатами социологических опросов: в одних случаях «в свою пользу», а в других, например, будут подчёркивать, что у оппонентов всё это «халтура» и неправда, даже если опросы проведены солидными, авторитетными исследователями, известными и чтимыми в нашей стране и за рубежом.

Самое подлое – придумывать компрометирующие «факты» о членах семьи, даже о детях, внуках, стариках-родителях, или об авторитетных, уважаемых в обществе людях, поддерживающих того или иного кандидата. Уже, кстати, начали.

Особым видом «творчества» у таких вот «специалистов-технологов» являются политические анекдоты, слухи, сплетни (а как без них?!) и огромная масса демагогических приёмов, которые применяются уже и в нашем регионе. Тут и «неудобные» вопросы, и «отработанные уловки», и «палочные доводы» («Вы понимаете, что этим самым вы покушаетесь на самое святое?»), и приём «Спецтермины» (малопонятные слова), и приёмы, искажающие предмет спора, и многие другие.

Технология создания слуха довольно-таки проста. «Создаёт», как правило, слух один человек. Распространяют слух через социальные сети, некоторые СМИ, во время активной избирательной кампании агитаторы, специально подготовленные и оплаченные люди на скамейках возле домов, в магазинах, трамваях и так далее.

Чтобы мы, избиратели, поверили всей грязи о том или ином кандидате, нужна хоть какая-то доля правды. А правда состоит в том, что сегодня пандемия коронавирусной инфекции. Безработица. Жизнь ухудшилась. Люди в чём-то разуверились. И на этом фоне так называемые «специалисты» стараются распространить свои слухи и сплетни. Хотя вины конкретного человека, кандидата, о котором распускают слух, в этом нет.

Вал клеветы страшен. Он разрушает сознание. Дезориентирует избирателей. Слухи проникают через эмоции и чувства. И создают определённое негативное настроение.

Или ещё один приём – «Агрессивная вертушка». Выпускается много листовок. Чёрная краска. «Жёсткий» шрифт. Фотографии прошлого года. Помойки, лужи, разбитые дома… Это повторяется в социальных сетях. В специальных выпусках газет (сотни и сотни тысяч экземпляров). Всё – ложь? Нет! Есть и правда! Но ведь и оппоненты говорят об этом. Ещё даже более конкретно. Жёстче. И они стараются, чтобы жизнь была светлее, лучше. Но в противовес кандидату-созидателю «лепят» горе-технологи фон беспросветности, пессимизма, депрессии.

А избирателям ведь важны программа будущей жизни и реальные конкретные дела уже здесь и сегодня. Они должны видеть путь, который облегчит, улучшит жизнь. Без оптимистической гипотезы жить просто невозможно.

«Зри в корень»

Есть в социальной психологии такой термин – «атрибуция», то есть приписывание реальной личности определённых позитивных или негативных свойств, намерений или действий, зачастую не имеющих к ней в реальности никакого отношения.

Действие указанных механизмов можно проиллюстрировать с помощью эксперимента, проведённого американскими психологами в условиях активного влияния расовых стереотипов.

Группе белых школьников показывали фотографию двух дерущихся между собой мужчин – белого и чёрного. При этом у белого (!) в руках был хорошо виден нож. Но, когда через несколько дней их просили описать изображённое на фотографии, нож неизменно, как они утверждали, «оказывался» почему-то в руках у чёрного.

И вот некоторые отвратительные – а бывает даже, что и преступные – методы стали навязываться в лихие 1990-е годы во время избирательных кампаний так называемыми «специалистами». К счастью, только некоторыми.

Да, они используют не столь жуткие приёмы, более «мягкие» (но и здесь мы встречаемся как бы с оправданием: «Подумаешь, мы ведь просто стараемся провести нашего кандидата»). Иркутская область, к сожалению, не исключение.

Так, например, некоторое время назад в одной вроде бы солидной газете в период выборов губернатора появляется информация. В ней сообщается, что представитель одного из кандидатов губернатора побывал в таком-то городе. Побывал да побывал – что в этом необычного? А через несколько строк… вдруг говорится о гибели конкретного человека… Какое отношение это имеет к представителю конкретного кандидата? Да никакого… А очень многие в этом городе, да и в области, поняли, как ни странно, что «кандидат-то вроде бы заказчик». Но самое интересное в этом случае – убийства и не было. Этот же негодный, подлый приём «ассоциативных связей» об убийстве был использован в кампании по выборам губернатора Иркутской области в 2015 году. Вот и таким образом навязывается мнение о том или ином человеке, кандидате в депутаты, допустим, Законодательного Собрания или на должность мэра.

У нас, к сожалению, не выработан барьер, защита против секретов «чёрных» избирательных технологий. Стиль психологической войны, раздрая в обществе, идеологической агрессии накаляет до предела общественно-политическую ситуацию, наносит психологические раны ветеранам труда, пенсионерам, калечит неустойчивую психику молодёжи – особенно тех юношей и девушек, которые работают в таких вот «командах» агитаторами или распространяют через социальные сети крайне негативную информацию.

Вот и сегодня в нашем регионе это проявляется. А судя по количеству агрессивных комментариев, сообщений в социальных сетях, можно довольно-таки точно предположить, что «трудятся» многие и многие десятки студентов.

Один из «специалистов» даже рекламировал себя перед активной избирательной кампанией, как у него «толково» получается распространять анонимки. Он и в этой кампании участвует, «обрабатывая» социальные сети при помощи юношей и девушек, развращая их грязью и клеветой.

Такие вот горе-специалисты программируют людей на то, чтобы вызвать не только неприязнь к тому или иному кандидату, но и опустить, образно говоря, руки, ещё больше утвердиться в мыслях, что ничего изменить нельзя в этой жизни – только возненавидеть всё и всех вокруг.

Всё это создаёт реальную опасность для психического и психологического здоровья людей.

Но мы крепко верим в то, что, к счастью, значительная часть наших земляков уже стала понимать, что происходит на выборах. Политическая культура формируется самой жизнью. Люди получают добрый опыт участия в политической деятельности. Учатся голосовать не сердцем или каким-то другим органом, а умом.

Многие уже знают, что существуют современные технологические методы оболванивания индивидуального и общественного сознания. Они понимают, что эти техники разрабатывались для иных целей, но в лихие 1990-е их стали применять в политике, маркетинге, рекламе, в том числе и политической. Они уже знают, что применение подобных методов в политике утаивается.

Учёные во многих странах, как мы уже отметили, подробно описали этот механизм влияния (позитивного или негативного) на общественное мнение по поводу того или иного человека или группы людей, то есть механизм социальной атрибуции. В нашем случае мы говорим о приписывании конкретным кандидатам крайне отрицательных свойств. Подчеркнём при этом ещё раз: если сознательно клевещут на того или иного кандидата, то совершают, по сути, уголовное преступление.

Но можно задать этим «специалистам» и, разумеется, кандидату на выборную должность в органы государственной власти или местного самоуправления, в команде которого они состоят, и такой вопрос: кто же мешает использовать этот механизм для формирования именно позитивного образа своего кандидата?!

Ведь уже доказано многими и многими настоящими профессионалами, что не чудовищная лавина компрометирующих материалов в адрес политического оппонента является действенной и приносит победу на выборах. Именно освещение достижений и оптимистических реальных перспектив и есть самая продуктивная, самая эффективная и самая результативная контрагитация.

И нас радует, что в последнее десятилетие уже многие и многие люди чётко знают: именно от их выбора – а не от грязных технологий – зависит будущее их семьи, детей, внуков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры