издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сезон стартовал с «социалки»

Парламентарии открыли новый рабочий год

Около 162 млн рублей будет заложено в бюджет Иркутской области в 2021 году на единовременные выплаты родителям первенцев. Законопроект, устанавливающий выплату в 24 тысячи 260 рублей на первого ребёнка в малообеспеченной семье, был принят на сессии Законодательного Собрания Иркутской области 16 сентября. Большинство вопросов, которые обсуждались на данной сессии, касаются повседневной жизни людей: проблема прожиточного минимума для пенсионеров, компенсации стоимости проезда реабилитированным, нормативы обеспечения школ и детских садов. Пандемия коронавируса замедлила темпы, и новый парламентский год стартовал очно.

«Мы действуем согласно Уставу»

Проект закона «О единовременной выплате в Иркутской области семьям при рождении первого ребёнка» был принят в первом чтении на сессии ЗС 16 сентября. Законодательная инициатива была внесена Александром Гаськовым (фракция «Справедливая Россия»), Георгием Любенковым (фракция ЛДПР), Виктором Побойкиным (фракция «Единая Россия»), Ольгой Безродных (группа «Гражданская платформа»), Светланой Шевченко (фракция КПРФ). Как рассказал председатель комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Александр Гаськов, законопроект предполагает, что малообеспеченным семьям, в которых появится первый ребёнок, будет установлена единовременная региональная выплата в размере 24 тысяч 260 рублей. Право на выплату получат семьи, среднедушевой доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной по Иркутской области. Сейчас указом губернатора Иркутской области установлено, что такие семьи получают по 20 тысяч рублей. Депутаты закрепили эту меру законом и привязали её к размеру прожиточного минимума. В силу закон должен вступить с 1 января 2021 года.

«Мы действуем согласно статье 38 Устава Иркутской области, где чётко сказано, что дополнительные меры социальной поддержки населения определяются законами Иркутской области, – сказал Александр Гаськов. – Считаем, что принятие закона усилит социальную защиту семей с детьми. В процессе работы над законопроектом на комитете поступили заключения от главы региона, областной прокуратуры, главного Управления министерства юстиции. Есть определённые замечания и дополнения». Комитет рекомендовал сессии принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним во втором. Финансовое обеспечение – 162 млн рублей, по расчёту КСП – 151 млн рублей. Помощь родителям носит заявительный характер, по статистике, заявления подают до 70% нуждающихся. «Мера, безусловно, хорошая и будет приятным бонусом для молодых семей, которые решили обзавестись первым ребёнком, – сказал депутат Олег Попов. – Как уже сказано, право на эту поддержку имеют семьи, среднедушевой доход которых не превышает двукратный прожиточный минимум. А просчитывали, будут ли получать эту поддержку семьи из северных территорий, где цифры традиционно выше?» «Средний прожиточный минимум для детей в Иркутской области 12 130 рублей, – сказал Александр Гаськов. – Для севера – 15 077 рублей. Мы просчитывали, чётких данных пока нет. Если говорить о данных по количеству рождающихся детей, то в 2018 году в регионе родились 10 152 ребёнка, в 2019-м – 9222, за шесть месяцев 2020 года – 4614 детей. Прогнозируется, что в 2020 году будет не более 9 тысяч новорождённых. Сколько из них живут на севере и на юге, мы пока не просчитывали». Работа над законопроектом будет продолжена.

«Это важный закон»

Одним из самых актуальных документов этой сессии стал законопроект № 719. Он касается введения нормативов обеспечения бесплатного дошкольного и школьного образования в муниципальных детсадах и школах, а также обеспечения бесплатного дополнительного образования. Законопроект устанавливает нормативы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. «Расчёт нормативов произведён в соответствии с Законом Иркутской области от 31 мая 2019 года № 45-ОЗ, который определяет соответствующие методики»,– сообщила и.о. министра образования Иркутской области Елена Апанович. В нормативы входят зарплата персонала детских садов и школ и расходы на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек. Депутаты неоднократно указывали, что сегодня школам и детсадам не хватает денег на учебные расходы. Как сообщила Елена Апанович, правительство ведёт работу по увеличению этой суммы. Для определения нормативов зарплат принимается прогнозная среднемесячная зарплата педагогических работников, которая утверждена правительством региона в конце 2019 года. В этом году в связи с появлением федеральных государственных образовательных стандартов и созданием центров дополнительного образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста» в расчёт нормативов включены новые показатели: дополнительные ставки педагогов для «Точек роста», обеспечение зарплат для трёх базовых школ РАН.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту закона, объём субвенций учебным учреждениям на 2021 год определён законом № 130-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (принят 20 декабря 2019 года). И это сумма в 35 млрд 432 млн 184 тысячи рублей. Действующим постановлением правительства № 914-пп объём на 2021 год определён в размере 41 млрд 252 млн 134 тысяч рублей. Таким образом, необходимо дополнительно предусмотреть в бюджете на будущий год 5 млрд 819 млн 949,8 тысячи рублей.

Вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров поинтересовался, почему нет нормативов на обеспечение питания, получение образования для Усть-Ордынской гимназии-интерната. Елена Апанович сказала, что тема с питанием «дорабатывается». «Всё будет урегулировано, ребята будут питаться по всем нормативам, которые установлены, включая учащихся 1–4 классов», – сказала Апанович. «Проект закона рассмотрен на комитете, мы получили заключения, в которых имеются вопросы, и потому нам необходимо принять законопроект в первом чтении и продолжить работу во втором», – заявила председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова. Так, в частности, среди замечаний Контрольно-счётной палаты Иркутской области есть и такое: если расчёт объёма средств на обеспечение зарплат педагогов выполнен вполне корректно, то объём средств на оплату труда прочих сотрудников, включая административно-управленческий персонал, не обеспечен. «Это важный закон, который лежит в основе расчёта субвенций, обеспечения наших образовательных учреждений», – подчеркнула Ирина Синцова. Сразу после сессии 17 сентября в ЗС состоялось рабочее совещание по этому законопроекту.

Между двух корзин

10 003 рубля – такова установленная величина прожиточного минимума для пенсионера в Иркутской области на 2021 год. Соответствующий законопроект был рассмотрен на сессии ЗС и принят в окончательном чтении. «Правила расчёта прожиточного минимума установлены постановлением правительства РФ и ежегодно устанавливаются субъектом, – сказала и.о. министра труда и занятости правительства Иркутской области Наталья Воронцова. – Данные для расчёта мы получаем из органов статистики и Министерства труда и социальной защиты РФ. 6 августа нами была получена первая величина для расчёта, прожиточный минимум был установлен на уровне 9498 рублей. 31 августа была получена вторая величина, произведен перерасчёт. Наконец, 4 сентября мы получили третью величину. И закон был вновь пересчитан. В результате мы вышли на сумму 10 003 рубля. Напомню, что федеральная величина составляет 9513 рублей. В нашем регионе величина прожиточного минимума выше, поскольку у нас 2 корзины – для севера и юга. Три субъекта СФО – Красноярский край, Томская и Иркутская области – имеют прожиточный минимум пенсионера ежегодно выше федеральной величины. Предусмотрена компенсация из федерального бюджета Иркутской области на уровне 79% от данной величины». Численность получателей этой региональной доплаты составит более 88,5 тысячи человек. Принятие законопроекта повлечёт расходы регионального бюджета на уровне 3 млрд 150 млн рублей. Федеральный бюджет возместит расходы на уровне 2,5 млрд рублей. 662 млн рублей – это расходы областного бюджета.

«Почему у нас именно пенсионеры имеют такой маленький прожиточный минимум? – задалась вопросом вице-спикер ЗС Ольга Носенко. – Каждую осень, когда мы принимаем этот закон, мы обращаем на это внимание, почему мы не ориентируемся на МРОТ? Если разобраться, пенсионерам нужно больше средств, они должны покупать лекарства, качественно отдыхать, покупать качественные продукты питания. И эти показатели прожиточного минимума нереальные, как жить на эти копейки, чтобы не потерять достоинство? Нужно менять методику подсчёта прожиточного минимума, нам надо выработать свою инициативу, чтобы выйти с ней в Госдуму, проработав вопрос с министерством труда, профильным комитетом. Прошу правительство вопрос проработать с федеральными структурами».

«Сегодня из областного бюджета мы должны доплатить 662 миллиона рублей, эти две корзины – северная и южная – вызывают полемику, мы обсуждаем это довольно долго и не можем прийти к единому знаменателю. Моё предложение к правительству региона: в Иркутской области должны быть один прожиточный минимум и одна корзина, чтобы мы могли финансировать из областного бюджета пенсионеров. А сегодня мы из областного бюджета финансируем проблемы федеральные и лишаем своих граждан какой-то дополнительной меры соцподдержки», – сказал депутат Александр Гаськов.

Жёсткая льгота в «жёсткий вагон»

Случается так, что закон принят, льгота людям назначена, но из-за вольности толкования документа исполняющими органами человек не может её получить. Именно таким вопросом занялся депутат ЗС Евгений Сарсенбаев. Закон № 120-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» устанавливает ряд льгот для пострадавших от репрессий. Согласно пункту 8 статьи 1 закона, реабилитированные могут один раз в год получить денежную компенсацию стоимости поездки по России (действует правило: оплачивается поездка до места назначения и обратно). Это касается железнодорожного транспорта. На водном, воздушном или автомобильном транспорте компенсируется 50% стоимости поездки. Однако на железной дороге компенсации подлежат расходы на проезд в жёстких вагонах с 4-местными купе скорого поезда или в вагонах поезда более низкой категории. Но не всегда люди могут по объективным причинам приобрести билеты в вагонах этого класса. А проезд в вагонах более высокого класса им не компенсируется. Евгений Сарсенбаев предлагает внести поправки в закон, устанавливающие, что, даже если человек вынужденно приобрёл билеты в вагонах повышенной комфортности и в вагонах фирменного поезда, он всё равно получает компенсацию, но за стоимость билета в жёсткий вагон скорого поезда с 4-местными купе. Компенсация должна быть осуществлена на основании справки о стоимости проезда в вагонах более низкой категории на дату путешествия. Евгений Сарсенбаев отметил, что в других областях, в частности в Московской, Оренбургской, Тамбовской, аналогичные изменения есть.

Правительство региона предложило в связи со сложной ситуацией с COVID-19 перенести срок вступления закона в силу с 1 января 2022 года. Сарсенбаев заявил, что он против такого решения. Он считает, что новые бюджетные расходы тут вполне уместны. Никаких новых мер соцподдержки законопроект не предполагает, а вот социальную напряжённость у старшего поколения снимет. Депутат Виктор Шпаков заявил, что законопроект очень нужный, однако спросил, прорабатывалась ли эта тема с федеральной пассажирской компанией. Евгений Сарсенбаев сказал, что вопрос пока не прорабатывался, к законопроекту есть и другие замечания, все они во втором чтении будут устранены. Профильный комитет поддержал законопроект. «Для справки, этой компенсацией у нас пользуются 123 человека, – отметил Александр Гаськов. – Поэтому сумма для бюджета незначительная – чуть более 1 миллиона рублей на год».

Парламентарий вносит поправку

Многие поправки в региональные законы, рассмотренные на этой сессии, были инициированы самими депутатами. Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Николай Труфанов представил законопроект, вносящий поправки во вторую часть восьмой статьи регионального закона «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области». Поправки касаются территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). «В целях повышения инвестиционной привлекательности ТОСЭР, создаваемых в моногородах, привлечения потенциальных резидентов предлагается предусмотреть возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, юридическому лицу – резиденту ТОСЭР – в аренду без проведения торгов», – сказал Николай Труфанов. Проект закона был принят в окончательном чтении.

Парламентарий Александр Гаськов подготовил поправки в закон «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг». Депутат пояснил, что законопроект приводит региональную законодательную базу в соответствие с федеральной. Федеральный закон № 307-ФЗ внёс определённые изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся субвенций местным бюджетам. Региональные законы, касающиеся субвенций, теперь должны содержать порядок определения общего объёма субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели распределения между муниципальными образованиями общего объёма таких субвенций. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова сообщила, что комитет решил рекомендовать сессии принять проект закона в первом чтении и продолжить работу над ним во втором.

На первой осенней сессии депутаты поддержали обращение ЗС Республики Карелия к заместителю председателя правительства РФ Татьяне Голиковой о том, чтобы медики, работающие с коронавирусом, и их дети, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, получили это лечение бесплатно за счёт федерального бюджета. Была поддержана инициатива коллег из Думы Ханты-Мансийского АО, они обратились к министру здравоохранения РФ Михаилу Мурашко с просьбой разработать изменения в федеральное законодательство, повышающее доверие населения страны к вакцинопрофилактике.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры