издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Год вызовов и перемен

Год назад Игорь Кобзев возглавил Иркутскую область. Сначала в качестве временно исполняющего обязанности, а потом и в статусе губернатора, выиграв выборы в один тур. За это время много всего произошло, не случилось только одного – передышки. Потому что с таким количеством вызовов, как в уходящем году, региону не приходилось сталкиваться давно. Но, несмотря на это, были запущены важные проекты, которые определяют будущее целых городов.

В Иркутскую область Игорь Кобзев прилетел 13 декабря прошлого года и едва ли не на следующий день уже был в Тулуне. Там же он встречал и Новый год в компании с ключевыми министрами. Тогда представлялось, что именно восстановление пострадавших от наводнения территорий будет его ключевой задачей. И эта задача выглядела сложной: нужно было практически заново отстроить город после самого страшного наводнения за сто лет.

Но уже весной жизнь скорректировала планы: появился новый глобальный вызов – пандемия. При этом никто не отменял лесные пожары, да и «экологические бомбы» в виде отходов БЦБК и «Усольехимпрома» продолжали тикать. В общем, навыки профессионального спасателя и опыт службы в МЧС пригодились Игорю Кобзеву, как никогда.

Горячая весна 2020-го

Первую волну коронавируса регион прошёл достаточно успешно. Иркутская область даже заняла седьмое место в стране по количеству мер поддержки для бизнеса. Такие данные опубликовало Национальное рейтинговое агентство по итогам исследования на эту тему. На пакет срочных антикризисных мер в областном бюджете было заложено 7 млрд рублей. По сравнению с другими регионами – это немало.

По экспертным оценкам, Приангарье вошло тогда в число субъектов, где власти ввели ограничительные меры «среднего эффекта воздействия». Благодаря этому, с одной стороны, удалось сбить волну заболеваемости, а с другой – по возможности минимизировать ущерб для большинства отраслей экономики.

Одновременно с пандемией наступила пора лесных пожаров. В Иркутской области мало кто верил, что с ними вообще можно эффективно бороться. Особенно после абсолютного антирекорда 2019 года, когда сгорело 1,5 млн гектаров тайги и тушить её пришлось силами военных.

Но в этом году выросла оперативность реагирования: 77% возгораний тушили в первые сутки. А раннее тушение – это главный залог успеха борьбы с пожаром. В итоге впервые за много лет люди не жаловались на задымление. Скептики говорят: просто повезло с погодой. Но, по данным Гидрометцентра, пожароопасных дней в этом году было не меньше, а даже больше, чем в прошлом. Впрочем, будущий год покажет, сработала случайность или всё-таки изменилась система пожаротушения. Кстати, про сокращение количества незаконных рубок точно нельзя сказать – «повезло». А ведь их стало меньше на 30%, по данным прокуратуры.

С уверенностью можно говорить одно – Игорь Кобзев отлично понимает, как важна лесная тема для жителей области. Важна настолько, что всерьёз может повлиять на рейтинг любого губернатора. Иначе зачем бы он стал лично участвовать в рейде по задержанию «чёрных лесорубов» и вступать в трудные переговоры с РЖД, чтобы добиться отмены сплошных рубок под расширение магистрали БАМа. И это отлично, потому что в итоге глава региона действует именно так, как того требует общественность.

Обезвредить «экологические бомбы»

Тема экологии стала по-настоящему прорывной в этом году, несмотря на сложности, связанные с ликвидацией последствий наводнения и пандемией. Несколько раз в регионе побывали глава Росприроднадзора Светлана Радионова и вице-премьер Виктория Абрамченко. Другие федеральные чиновники тоже приезжали, но руководители экологического направления бывают именно систематически.

Они своими глазами посмотрели на то, что происходило в Байкальске и Усолье-Сибирском. После этого был перезапущен проект по ликвидации отходов БЦБК. Силами региональной власти проведены первоочередные противоселевые работы в Слюдянском районе. Ещё многое нужно сделать, но теперь уже не так страшно, что любой сильный ливень в Саянах может вызвать сель, который смоет в Байкал весь накопленный лигнин БЦБК.

На площадке «Усольехимпрома» работают специалисты Росатома. Они ликвидируют накопленные здесь тонны ядовитых отходов. Побывав на площадке летом прошлого года, Светлана Радионова назвала это место «экологическим Чернобылем». Примерно в это же время разрешили там побывать журналистам – исключительно в противогазах. Картина больше всего напоминала мир времён апокалипсиса.

Проекты по ликвидации отходов в Байкальске и Усолье станут определяющими в жизни этих городов и сформируют вектор будущего развития на долгий срок. На уровне федерального центра поставлена задача не только очистить территорию, но и рекультивировать её под новые, экологичные производства. Важно, что оба проекта получают федеральное финансирование и находятся на федеральном контроле. Конечно, самостоятельно регион с ними не справился бы. Недаром они были застарелыми «болячками» области ещё с советских времён. На этом фоне логично, что следующий год объявлен Годом Байкала. Игорь Кобзев предложил такую идею, и президент её поддержал.

Полным ходом реализуется ещё один важный для области проект – строительство Суворовского училища. На территории бывшего Иркутского высшего военного авиационно-инженерного училища, которое было закрыто 11 лет назад, иркутянам уже давно обещали создать равноценный объект. Речь шла то о кадетском корпусе, то ещё о чём-то. Но до сих пор дальше обещаний как-то не доходило. Между тем территория деградировала, старые казармы училища, которые являются архитектурными памятниками, разрушались. От слов к делу перешли только сейчас. К 1 сентября 2021 года Суворовское училище должно быть открыто. Вслед за ним новую жизнь получит и весь район ИВВАИУ.

Покорить вторую волну

К непреодолённым вызовам, которые перейдут с нами в 2021 год, можно отнести вторую волну пандемии. Это глобальная история, которую невозможно решить на территории одной области и даже страны. Поэтому жить с ней мы будем столько же, сколько и весь мир. Но уже виден свет в конце тоннеля – в январе в регионе начнётся массовая вакцинация.

Что было сделано, чтобы смягчить последствия пандемии? Прежде всего договорились с крупными корпорациями, и они построили в регионе новые инфекционные больницы и отделения, которые запускаются с осени. Больницы появились в Шелехове, Братске, Тайшете, почти достроен инфекционный корпус в Усть-Куте. Организованы региональные выплаты медперсоналу и врачам, работающим с больными ковидом. Эти надбавки идут плюсом к федеральным гарантиям.

Несмотря на пандемию, в области введены новые выплаты населению. Это ежемесячная дополнительная выплата по 6 тыс рублей на детей от 3 до 7 лет. Дети от 16 до 18 лет получали разовую выплату в размере 10 тысяч рублей. С 1 января 2021 года при рождении первого ребёнка каждая семья получит по 24 тысячи рублей. Восстановлена выплата премии губернатора работникам культуры в размере 100 тысяч рублей. Вдвое – до 50 тысяч рублей – увеличены губернаторские стипендии одарённым детям, их размер не менялся с 2002 года.

Держать удар

Новые выплаты – это насущная необходимость, потому что семьи нельзя оставить без поддержки. Коронавирус повлиял на все сферы жизни, особенно на экономику и уровень доходов людей. Поэтому падение доходов бюджета тоже неизбежно. Но при этом уровень государственного долга сохраняется неизменным на протяжении последних пяти месяцев и составляет на 1 декабря 2020 года 21,5 млрд рублей. По оценке минфина области, до конца года госдолг может увеличиться, но всё равно останется в экономически безопасном «коридоре».

Говоря о критичности государственного долга, нужно в первую очередь смотреть на способность бюджета его обслуживать. А эта способность характеризуется отношением долговой нагрузки к фактическим собственным доходам. В период губернаторства Сергея Левченко при максимальном долге (22,5 млрд рублей на 1 марта 2016 года) такое соотношение составляло 27,6%, а на сегодняшний день в 1,8 раза меньше – 15,7%.

Компенсировать падение доходов регион пытается разными способами, в том числе – выстраивая эффективные отношения с федеральным центром. Это получается. Если в 2020 год Иркутская область входила с объёмом трансфертов из федерального бюджета в размере 32,3 млрд рублей, то на сегодняшний день сумма увеличилась в два раза и составляет 67,1 млрд рублей.

Уже в этом году Иркутская область вошла в два новых нацпроекта – это «Цифровая экономика» и «Производительность труда и поддержка занятости». К 15 декабря 2020 года исполнение расходов составляет 90%, в том числе региональные проекты исполнены на три четверти.

Поэтому, несмотря на все трудности, в регионе не останавливается строительство соцобъектов. Продолжаются ремонт и строительство дорог, школ, больниц и ФАПов.

Новая искренность

Что изменилось за этот год в общественной жизни региона? Самое важное – власть стала более открытой. В данном случае речь идёт не о сайтах «Открытое правительство» или «Открытый бюджет», которыми раньше так любили бравировать чиновники, однако там всё равно невозможно было разобраться обычному человеку. Речь идёт о простых и понятных вещах.

Любой человек может написать губернатору в «Инстаграме» или другой соцсети и получит ответ. Иногда это будет ответ самого Игоря Кобзева, чаще – профильного министерства. Сами министры и прочие начальники теперь регулярно проводят прямые эфиры в соцсетях. И если поначалу было очень заметно, что чиновников вытащили «из зоны комфорта», то теперь они привыкают и наверняка получают пользу от диалога.

В общем, соцсети стали реальным способом связаться с властью. И губернатор выглядит в них не как начальник, а как обычный человек, до которого вполне реально достучаться. Для этого не надо больше записываться в очередь, где ты будешь в лучшем случае трёхтысячным и попадёшь на приём через три года.

Кризис – не время строить стены, а время ставить паруса

Уходящий год был очень трудным для всех. Он принёс пандемию и вызванный ею экономический кризис с резким падением доходов бюджета и ростом госдолга. Пандемия сильно скорректировала обычное течение жизни, но вовсе не отменила его. Жаркое лето с его пожарами сменила зима с предшествующими ей северным завозом и подготовкой к отопительному сезону. Люди по-прежнему живут, учатся, работают, болеют другими болезнями, кроме ковида.

И в этом трудном году были запущены масштабные созидательные проекты, которые будут определять будущее целых городов, например Усолья-Сибирского и Байкальска. Суворовское училище станет точкой притяжения для молодых ребят не только из Иркутской области, но и из соседних регионов. Все эти проекты осуществлены при помощи федерального центра, и дополнительная заслуга губернатора в том, что он смог эту помощь завести в область. Как ни странно, за всю предыдущую пятилетку, когда регион имел профицитный бюджет, не случилось ни одного сопоставимого по масштабам проекта развития.

И если посчитать совокупные вливания в эти проекты, то они, пожалуй, перекроют дефицит бюджета и выведут годовой баланс региона в плюс.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры